Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

14.03.2008 | Николай Пахомов

«Боинг» против Пентагона

Причудливым образом судьба общеевропейского проекта (по крайней мере, его основной, экономической части) сейчас оказалась в руках Управления правительственного контроля США. Дело в том, что именно этому американскому учреждению, осуществляющему контроль за деятельностью и расходами государственных структур, предстоит проверить жалобу компании «Боинг». Последняя усмотрела несправедливость в решении Пентагона заказать самолёты-заправщики у европейского концерна EADS, призванного, по мнению многих еврооптимистов, стать краеугольным камнем современной экономики единой Европы.

Уже несколько десятилетий у Вашингтона не дойдут руки до модернизации флота заправщиков для ВВС. В 2002-ом году, когда сложности в Афганистане и Ираке ещё окончательно не вытеснили решение других вопросов укрепления обороноспособности, был проведён конкурс, победу в котором предсказуемо одержал «Боинг». Однако быстро выяснилось, что руководитель службы закупок Пентагона «случайно» как раз в это же время вёл переговоры о своём дальнейшем, весьма выгодном для себя трудоустройстве в «Боинг». После расследования, не потребовавшего больших усилий, чиновник вместе с руководителем финансов «Боинг» отправились в тюрьму, а тогдашний глава корпорации в отставку. Контракт, естественно, был отменён.

Прошли годы, самолёты-заправщики новее не стали. Был объявлен новый конкурс, во время которого представители «Боинг», если верить некоторым утечкам из «кухни» конкурса, публикуемым сейчас американскими газетами, вели себя высокомерно, видимо, считая, что победа у них в кармане. С чиновниками военного ведомства они общались в весьма вольной форме, да и заявку могли бы составить получше.

Ответственные сотрудники Пентагона сработали наоборот очень профессионально — тщательно рассмотрев все аспекты поданных на конкурс материалов, они выяснили, что гораздо лучше предложения, поступившего от «Боинг», заявка европейских самолётостроителей. Обратим внимание на один нюанс, важный для понимания всей ситуации — компания EADS выступила вместе с калифорнийской фирмой «Нортроп». Контракт у них наметился действительно выгодный: за 35 миллиардов долларов к 2013-ому году американские ВВС должны были получить 49 заправщиков. (В «Боинг» обещали только 19). Почти одновременно с объявлением победителя лидер американского самолётостроения дал понять, что дело это так не оставит. В качестве артподготовки с критикой решения Пентагона выступили американские политики — во-первых, конгрессмены, избираемые от областей, где расположены предприятия «Боинг», к которым затем присоединились кандидаты в президенты от Демократической партии Обама и Клинтон. Соискатели высшего поста, пользуясь этим примером, стали развивать свою критику нынешней администрации, по их мнению, не сумевшей обеспечить должное экономическое развитие Америки и сохранение нужных американцам рабочих мест.

С рабочими местами сюжет интересный: 44 тыс. рабочих мест будет стоить США решение Пентагона, пугали представители «Боинг», хотя уже изначально победители, заявили, что для выполнения заказа планируют привлечь 25 тыс. рабочих в США. А 10-го марта представители «Нортропа» объявили, что собираются создать ради выполнения проекта в Соединённых Штатах и вовсе 48 тыс. рабочих мест. Как верно замечает по этому поводу «Нью-Йорк Таймс», тщательно померить, кто больше создаст рабочих мест в этом случае представляется вряд ли возможным, однако на некоторые моменты в связи с затянувшимся спором внимание обратить всё-таки стоит.

Прежде всего, очевидно, что и для «Боинг» будет необходимо также активно задействовать свою сеть международных экономических контактов. Такова природа современной глобальной экономики — среди лидеров не бывает успешных, только американских, французских, немецких, британских или китайских компаний. К тому же, вступив в полемику, официальные лица Пентагона замечают, что по существующему порядку западноевропейские фирмы принято рассматривать как американские. Но и с этим «Боинг» не смиряется: в прессе аккуратно начата дискуссия о возможном изменении структуры собственников EADS в ближайшие годы. Якобы должно стать больше участие российского, арабского, а в перспективе и китайского капиталов, а это уже якобы почти прямая угроза национальной безопасности США.В конце концов, из «Боинг» пришла заявка в Управление правительственного контроля США с целью тщательно проверить конкурс на приобретение заправщиков. Проверка будет вестись в течение ста дней. От её исхода зависит, как степень протекционизма в американской экономики в дальнейшем, так и судьба EADS. Европейский концерн переживает сейчас очень не простое время. Только что было объявлено, что убытки в этом году составят больше, чем планировалось из-за ослабления доллара. Трудности европейской компании не исчерпываются только слабостью американской валюты. Не видно конца череде скандальных ситуаций по поводу постоянных задержек с поставками заказанных у EADS самолётов.

Традиционно EADS принято считать примером результатов общеевропейского проекта в его самой важной для простых европейцев, экономической части. Особенно если учесть, что управляющаяся несколькими европейскими странами компания работает в высокотехнологичной сфере, на которую, по мнению еврооптимистов, Европейский Союз должен делать ставку в борьбе за будущее лидерство в глобальном масштабе. В нынешней тяжелой ситуации выгодный заказ из США должен стать спасательным кругом для работающего с убытками концерна.

Для Соединённых Штатом проблема в другом. Очевидно, что «Боинг», руководствуясь собственным желанием, получить новые прибыли, пытается подменить национальные интересы корпоративными. В Пентагоне работают не меньшие специалисты в области национальной безопасности, чем в Конгрессе — решение по конкурсу они принимали вряд ли в порыве симпатии к Старому Свету. Постепенно в СМИ проникает информация: предложенный EADS проект лучше заявки «Боинг» по многим параметрам. Впрочем, все технические характеристики теперь отходят на второй план — началось соревнование лоббистских возможностей.

Николай Пахомов - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net