Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

17.03.2008 | Светлана Самойлова

Президенты создали «совещательную комнату»

11 марта президент России Владимир Путин и избранный президентом России Дмитрий Медведев провели встречу с руководством Госдумы и лидерами фракций нижней палаты парламента. Это была традиционная встреча, которую Владимир Путин проводил ежегодно. Однако в этом году ее главное отличие заключалось в участии в ней только что избранного президента России Дмитрия Медведева, что придавало традиционной встрече новый формат.

Как правило, подобные встречи проводились в рамках политики Кремля по консолидации всех политических сил вокруг государственной власти. Кремль стремился снизить уровень политической конкуренции, повысив эффективность государственных механизмов принятия решений за счет снижения политических издержек. Нынешняя встреча подтверждает этот курс. Владимир Путин стремится встроить все фракции в некий заранее заданный формат взаимодействия и движения к одной уже поставленной цели, и Медведев перенимает этот формат. В своем вступительном слове, президент попросил лидеров фракций сконцентрировать свои усилия на законодательном обеспечении плана-2020: принятии законопроектов о снижении налогов в социальной сфере, развитии строительной сферы, модернизации экономики, пенсионной реформе и т.д. (Путин повторил основные тезисы выступления на Госсовете). Такая постановка вопроса автоматически делает сам план безальтернативным и выводит его из поля политической конкуренции.

При этом привлечение думцев к обсуждению этого плана носит имитационный характер: практически все идеи, которые были озвучены на встрече, с ходу отвергались Путиным и Дмитрием Медведевым, либо находили поддержку, если озвучивались в развитие уже проводимой политики. Так, предложение Бориса Грызлова полностью отойти от «трехзвенки» (министерство-служба-агентство) было отвергнуто Медведевым, который призвал не перечеркивать полностью адмреформу. Идеи от других фракций также подверглись критике. Так, Путин скептически отозвался об идеях Геннадия Зюганова значительно повысить финансирование сельского хозяйства по примеру СССР, не согласился с критикой в адрес Болонской системы образования, а также усомнился в оценках Зюганова по поводу размеров и покупательской способности советских пенсий. Путину не понравилась идея Жириновского об установлении «отцовского капитала», призыв опираться на элиту, а не «рабочий народ», а также идея ликвидировать желтую прессу. В то же время, очевидно, что многие предложения парламентариев носят явно нереалистичный характер или противоречат принципиальному политико-экономическому курсу власти, так что и не могли быть приняты.

Однако, несмотря на это, оппозиционные лидеры воспринимают такие встречи более чем позитивно, приветствуя сложившуюся традицию.

Гораздо более значимым было участие в этой встрече Дмитрия Медведева, который полностью перенял и стилистику, и содержательное наполнение подобных мероприятий. Он назвал «исключительно важными» такие встречи с точки зрения повышения роли парламентских партий. После вступления в должность президента, подобные встречи будут продолжаться. Медведев заявил, что «только в этом случае возможен постоянный и продуктивный диалог» между законодательной и исполнительной властями.

Встреча Путина и Медведева с руководством Госдумы и лидерами фракций также положила начало публичным консультациям по вопросу формирования правительства. Напомним, что такие консультации Путин проводил и в 2004 году, однако реально Госдума не играла здесь никакой роли, и для депутатов парламента кадровые и структурные решения президента тогда были совершенно неожиданными. Сейчас ситуация иная: учитывая, что правительство и премьер будут политическими, расширяется, политизируется и процесс формирования кабинета, что оправдывает более широкий формат обсуждения. Гораздо более интересны отношения Путина и Медведева в процесс формирования правительства. В своем вступительном слове Медведев заявил, что «этой работой мы занимаемся совместно с Владимиром Владимировичем». Однако чуть ниже Путин уточнил, что «только он [Медведев] этим и занимается. Поэтому, если есть какие-то предложения, прошу в диалоге с Дмитрием Анатольевичем эти вопросы пообсуждать… У меня сейчас из-за текучки и времени не много».

Владимир Путин, по сути, монополизировал повестку дня, предложив политической оппозиции роль экспертного сообщества, которое допускается до обсуждения этой безальтернативной повестки и которое при этом получает возможность апеллировать к своему избирателю. Тем самым, Путин фиксирует тот формат взаимодействия власти и других политических институтов – законодательной ветви власти и оппозиции, который наиболее устраивает Кремль. Одновременно такой формат полностью перенимается и Дмитрием Медведевым, который своим участием подтверждает преемственность. Сама по себе встреча является также и началом публичных консультаций по поводу будущей структуры правительства и государственного курса. При этом Путин здесь выдвигает на первый план Медведева, добровольно самоустраняясь и давая четкий сигнал элитам, что Медведев не будет «местоблюстителем». Это подтверждает, что Путин продвигает концепцию «двух царей»: он и Медведев вдвоем будут принимать все основные, наиболее важные политические решения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net