О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Алексей Макаркин: «Чем дальше Церковь заходит на площадку идеологии, тем сильнее может быть ответная реакция: период всеобщего благочестия может смениться периодом всеобщего разгула, как это произошло в начале 20 века»
Наблюдаемый в последние годы «консервативный поворот» в официальном дискурсе и политике российской власти сопровождается апелляцией к религиозным ценностям, необходимости защиты чувств верующих. Подобные тенденции в целом нашли поддержку у большинства общества (за исключением либерального протестного движения с подчеркнуто светской идеологией). В результате, это открыло «окно возможностей» для религиозных организаций, крупнейшей из которых выступает РПЦ, как по повышению своей политической автономии, так и по расширению зоны своей экспансии на другие сферы жизни общества. О политических возможностях, которые открываются перед РПЦ в контексте нынешних консервативных тенденций, Политком.RU рассказывает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Реакционная волна в культурной сфере
Алексей Макаркин
Скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера» стал самым громким событием в рамках реакционной волны, связанной с именем Владимира Мединского (назначенного министром культуры в 2012 году). За неполные три года культурная политика России резко изменилась, оказавшись встроена в контекст консервативной волны, которая стала государственной политикой. Однако теперь можно говорить уже не о консерватизме, а о реакции. Если консервативный подход означает поддержку инициатив, соответствующих данной идеологии (с тем, чтобы повысить их конкурентоспособность), то реакция предусматривает маргинализацию модернистских течений, которые ранее активно продвигались в культурном пространстве.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Обзор экономики Украины
Самыми важными для Украины событиями марта 2015 года стали одобрение программы МВФ и начало переговоров по реструктуризации госдолга. Им предшествовала очередная волна девальвации, экстренное повышение ставки рефинансирования и трехкратное увеличение тарифов на газ для населения (с заявленной целью бюджетной консолидации). Валютный рынок остается в ручном управлении НБУ, а резервы снизились до 5,6 млрд. долл.

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ





РЕКЛАМА
Продажа качественной белорусской мебели из массива ценных пород дерева
wald.ru
Одежда и изделия из льна. Одежда для беременных. Одежда для будущих мам
komipuziki.ru
Заказ on-line. Возможность заказа
y-print.ru
РОССИЙСКИЙ МИР
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ДЛЯ КИЕВА
Дмитрий Тымчук

Визит Джорджа Буша в Киев вызвал ажиотаж, какого в Украине по причине приезда иностранного гостя не было с приезда Папы Римского. Коммунисты на полном серьезе не советовали киевлянам гулять в этот день в центре столицы и подходить к окнам в квартирах, - мол, «400 афроамериканцев-снайперов» из президентской охраны в случае чего будут стрелять во что ни попадя. Перед визитом центр украинской столицы заняли демонстранты с плакатами, протестующие против приезда главы Белого дома, а власть упрашивала киевлян потерпеть неудобства, связанные с перекрытием центральных улиц. Тем не менее, визит прошел по плану.

Как встречи Буша с президентом Ющенко и премьером Тимошенко, так и работа украинской и американской правительственных делегаций итогом имели договоренности, призванные «освежить» дальнейшее развитие отношений Украины и США. Подписание главного документа - «Дорожной карты», зафиксировавшей основные направления двухстороннего сотрудничества, - состоялось еще накануне визита Буша сопредседателями Межведомственной координационной группы. С украинской стороны документ подписал первый заместитель министра иностранных дел Украины Валерий Хандогий, с американской – помощник Государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. И все же именно «Дорожная карта», в основу которой согласно официальной формулировке Секретариата Президента Украины «положены стратегические приоритеты развития двусторонних отношений на ближайшую перспективу в сфере политики, безопасности, торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах, а также в области научно-технического и военного сотрудничества», стала главным итогом визита.

Если, конечно, не считать очередных заверений Буша в том, что он горячо поддерживает Украину и Грузию на пути в НАТО и, как и многие американцы, до сих пор восхищается украинской «оранжевой» революцией.

В первой десятке партнеров

Стоит заметить, что после упомянутой «оранжевой» революции состоялся фактический прорыв в бизнес-отношениях двух стран. По мнению украинских правительственных экспертов, в обозримой перспективе США будут оставаться одним из основных партнеров Украины в торгово-экономическом сотрудничестве, входя в первую десятку по объемам товарооборота среди партнеров. Основной украинской продукцией, поступающей на американский рынок, являются черные металлы (порядка 60% от объемов экспорта), продукты неорганической химии (около 10%), а также изделия из черных металлов, аэронавигационные и космические аппараты, энергетические материалы; нефть и продукты ее переработки. На протяжении 2007 года, по данным украинского Минэкономики, наблюдалось значительное увеличение импортных поставок таких товарных групп, как легковые автомобили и другие транспортные средства, — в 2,9 раза, табачное сырье — в 1,9 раза, медицинские приборы — в 2,2 раза; машины и оборудование для сельского хозяйства, садоводства — в 2,3 раза, водород, инертные газы и другие неметаллы — в 1,8 раза, насосы воздушные или вакуумные, воздушные или другие газовые компрессоры и вентиляторы — в 3,4 раза, косметические препараты, и т.п. При этом торговля осуществлялась по более чем 70 основным товарным группам.

После подписания нынешней «Дорожной карты», судя по всему, официальный Киев твердо рассчитывает на дальнейшее увеличение объемов сотрудничества. Об этом достаточно четко свидетельствует обсуждение перспективы создания зоны свободной торговли между США и Украиной во время встречи Буша с украинским премьером. В рамках этой встречи глава Белого дома в нарушение протокола провел с Юлией Тимошенко беседу тет-а-тет, чем взбудоражил журналистов. После диалога за закрытыми дверями Юлия Владимировна, почему-то кокетливо улыбаясь, сообщила, что разговор шел исключительно об экономическом сотрудничестве и о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО. Более подробно о результатах беседы рассказал первый вице-премьер-министр Украины Александр Турчинов. Он, в частности, сообщил о достигнутых договоренностях по поводу создания зоны свободной торговли между Украиной и США, и о том, что более детальные переговоры по этому поводу «могут вестись параллельно с переговорами о создании зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом». Кроме того, по словам Турчинова, в ходе беседы обсуждались и иные вопросы экономического характера. В частности, возможность участия американских компаний в приватизации украинских предприятий, вопросы транзита газа в европейские страны по территории Украины, а также источники диверсификации поставок природного газа в Украину.

Весьма оптимистично оценил итоги переговоров и глава украинского парламента Арсений Яценюк. Комментируя ход встречи, он особо отметил «прочные фундаменты» экономической составляющей двусторонних отношений. В частности, председателя Верховной Рады впечатлило признание США Украины как страны с рыночной экономикой, а также подписание Соглашения о вступлении Украины в ВТО и предоставление Америкой преференций для некоторых групп украинских товаров. Последнее Яценюк отметил не просто так: в момент подписания этих договоренностей он как раз возглавлял Министерство экономики Украины.

Интересная «помощь»

Удивление может вызвать такой пункт «Дорожной карты», как военно-техническое сотрудничество. Кроме продажи пары-тройки единиц бронетехники (вызывающей в Пентагоне понятный интерес, поскольку речь идет о развитии советских еще концепций, сильных в постсоветском, в частности российском танкостроении) в середине 90-х годов, о каком ВТС между США и Украиной можно говорить? Разве что еще вспомнить, как семь лет назад американцы подарили украинским военным 47 армейских джипов «Хаммер» (точнее – Пентагон оплатил фирме-производителю поставку ВС Украины этих машин). Тогда украинские военные и поняли, что такое подарки американцев. Ведь запасные части и ремонт надо производить уже за валюту. Принцип привязки клиента к продавцу (пардон, дарителю), никто пока не отменял.

На самом деле роль американских специалистов в оценке деятельности Вооруженных сил Украины, их помощь в адаптации армии под западные стандарты очень велика. Проводя пять лет назад процесс так называемого «Оборонного анализа», именно американцы подсказывали Киеву, как необходимо перестраивать штабные структуры, чтобы они максимально соответствовали видению Североатлантического альянса (в данном случае, читай – США). Активно задействуют американские военные украинцев и в рамках созданной Белым домом после событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года Международной коалиции «глобальной войны с терроризмом» - в штабе этого объединения в Тампе, штат Флорида, постоянно работает по принципу ротации группа офицеров из Украины. Кстати, редактором информационного бюллетеня Коалиции назначается только украинский офицер.

Однако бизнес у американцев неотделим и от военно-технического сотрудничества. Приняв «помощь» Украины в войне в Ираке, США дали некоторую возможность Киеву осваивать не только занятые боевиками территории, но и новый рынок, осуществляя сюда военные поставки правительственным формированиям. Однако, например, самая крупная сделка – оснащение 15 батальонов и 6 бригад иракской армии и сил безопасности армейской амуницией – все равно была «завязана» на США, поскольку осуществлялась украинско-американской фирмой. Одновременно, лишая Украину на протяжении всех лет ее независимости стратегических вооружений (украинцы, может, и друзья, но безопасный друг все же приятнее, нежели вооруженный), американцы, выделяя на ликвидацию украинских стратегических вооружений средства, и себя никак не забывали. Например, по данным украинского Минобороны, на проект ликвидации дальних бомбардировщиков Ту-22 («Бэкфайров») было затрачено 11 млн долларов (в свое время Белый Дом официально выделял на это 26 млн, но это детали). За показательной разрезкой последней партии Ту-22 на авиабазе «Полтава», от которой плакали летчики, внимательно наблюдали, помимо представителей украинского Генштаба и американского посольства, товарищи из Агентства уменьшения угроз Минобороны США. Именно это интересное агентство и финансировало работы за счет средств, выделенных Конгрессом. А контракт была «назначена» выполнять фирма «Raytheon Technical Service Company». Как понимаете, с главным офисом не в Жмеринке и даже не на Крещатике. Это традиция американцев: с помпой «бескорыстно» выделять средства на то, чтобы лишить кого-то оружия, но средства на это передавать все-таки своим фирмам. Вот таким образом и «уменьшаются угрозы».

Вместе – против Европы?

Понятно, что не менее важным, чем двусторонние отношения, был вопрос о присоединении Украины к ПДЧ. Американский президент был информирован высшим украинским руководством о политических взглядах относительно вступления Украины в НАТО среди парламентариев и политикума. Яценюк рассказал Бушу, что Верховная Рада приняла постановление «О вопросе вступления Украины в Организацию Североатлантического договора», в соответствии с которым решение относительно международного договора о вступлении Украины в НАТО принимается лишь по результатам всеукраинского референдума, который может проводиться по народной инициативе в соответствии с Законом Украины «О всеукраинском референдуме». Проще говоря, Буш услышал то, о чем Киев рассказывает и украинцам, и России, и Брюсселю последние месяцы: вступление в НАТО – только через референдум.

Понятно, при обсуждении евроатлантических планов Киева не обошлось и без упоминания о «руке Москвы». Буш заявил, что Россия не имеет права выступать против присоединения Украины и Грузии к Плану действий относительно членства в НАТО. В частности, проезжая по киевским улицам, «товарищ из Техаса» заметил в руках протестующих демонстрантов несколько российских флагов и заявил, что наличие их сегодня в Киеве не может иметь большого значения. По словам лидера США, Россия не имеет права вето на решение относительно присоединения Украины и Грузии к ПДЧ. В свою очередь, Виктор Ющенко на итоговой пресс-конференции заметил, что присоединение Украины к ПДЧ не является политикой против кого-то. «Мы заботимся о наших национальных интересах», - сказал он. После встречи оба президента засобирались в Бухарест, на саммит.

В целом встречи в Киеве едва ли дали качественно новый толчок украинско-американским отношениям и стали какими-то переломными во внешней политике Киева. Вместе с тем пожимание рук союзников перед «бухарестской битвой» стало очередным свидетельством: Белый дом делает ставку на Украину в проведении своей политики в рамках НАТО, и во все более становящимся острым политическим противостоянием Европы, прежде всего в лице Франции и Германии, и США. Вместе с тем, Бухарестский саммит, чем бы он не закончился, будет только началом нового перераспределения сил в Альянсе. Участие президента Путина лишь более четко очертит круг участвующих в большой игре держав. Что ж, игроки определены, дальше стоит следить за самой игрой. Она обещает быть интересной.

Дмитрий Тымчук – эксперт Центра политического анализа «Стратагема» (Украина), специально для «Политком.ру»

02.04.2008


ВЗГЛЯД

«Восточное партнерство»: риторика вместо интеграции?
Сергей Маркедонов
21 мая 2015 года в латвийской столице открылся двухдневный (и уже четвертый по счету) саммит Европейского Союза и стран «Восточного партнерства». За время своего существования он не раз подвергался критике за отсутствие конкретных результатов и реальных перспектив присоединения постсоветских партнеров к ЕС. Российские же дипломаты с самого начала воспринимали «Восточное партнерство», как вызов для РФ на постсоветском пространстве, которое традиционно считается сферой особых национальных интересов страны. В отличие от НАТО (приближение которого видится, как угроза для безопасности), особые опасения Москвы вызывали не военные намерения Евросоюза, а его стремление создать систему «энергетических альтернатив» России.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Миграционный кризис Евросоюза: адаптация к вызовуАлександр Ивахник
В последние годы Евросоюз столкнулся с целым рядом острых проблем, которые разрушили прежние оптимистические ожидания в отношении поступательного развития европейской интеграции: глубокий долговой кризис ряда стран Евросоюза; рост недовольства европейцев неповоротливостью брюссельской бюрократии и ее стремлением к получению все более широких полномочий в ущерб национальному суверенитету отдельных государств. В случае с Великобританией это вылилось в объявленный консервативным правительством будущий референдум о выходе страны из ЕС. В течение последнего года Евросоюз сполна ощутил на себе международные последствия украинского кризиса. И вот теперь в объединенной Европе со всей остротой дал о себе знать новый кризис, связанный с неконтролируемым потоком нелегальных мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Грузия: приближение к НАТО или сближение с США?
Сергей Маркедонов
11 мая 2015года в Грузии стартовали совместные американо-грузинские военные учения «Достойный партнер». Они продлятся две недели. В них примут участие порядка 600 солдат и офицеров из двух стран. Учения в таком формате проводятся на грузинской территории впервые. Они нацелены на проверку боеготовности военнослужащих национальной армии Грузии, которым предстоит участвовать в силах быстрого реагирования Североатлантического альянса.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Донбасс: есть ли надежда на прогресс?
Александр Ивахник
После длительной пробуксовки процесс реализации соглашений Минска-2 по урегулированию ситуации в Донбассе, кажется, продвинулся вперед. 6 мая в Минске, наконец, прошла встреча трехсторонней контактной группы, состоящей из представителей ОБСЕ, Украины и России, с полпредами самопровозглашенных ДНР и ЛНР, в результате которой была запущена работа четырех рабочих подгрупп по основным направлениям мирного урегулирования.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2015
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.