Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

09.04.2008 | Татьяна Становая

Надежда на Медведева

Вчера избранный президент России Дмитрий Медведев впервые встретился с представителями крупного бизнеса в лице РСПП. Встреча показала, что Медведев не готов к знаковым политическим решениям в пользу оптимизации отношений власти и бизнеса, но заинтересован в выстраивании позитивного восприятия бизнес-сообществом его как будущего главы государства. Бизнес, в свою очередь, в Медведеве увидел надежду на «потепление». В действительности, после ухода Путина с поста президента, и власть, и бизнес получают новый шанс «перевернуть страницу» с «делом ЮКОСа» и попытаться выйти на некий более оптимальный формат взаимоотношений.

Напомним, что предыдущая встреча РСПП с Путиным прошла весной прошлого года. Это была первая встреча исключительно с представителями РСПП после «дела ЮКОСа». Кремлю понадобилось четыре года на переформатирование отношений с бизнесом таким образом, чтобы очередная встреча могла пройти без особого риска услышать неприятные политические вопросы. Ранее Кремль «разбавлял» состав участников представителями других деловых организаций – «Деловая Россия», ОПОРА, АРБ и т.д. Это позволяло значительно повысить лояльность участников встречи и снизить политизированность ее повестки. «Новый старый» формат встречи Путина с крупным бизнесом тогда почти никак не сказался на ее характере: уже традиционно президент ставит перед бизнесом задачи и выслушивает предложения в заранее заданных рамках. Бизнесу в этой системе отводится место ресурса, который государство рассматривает как подспорье для решения государственных задач. Если в 2006 году основной темой было развитие образования в России, то в 2007 – развитие перерабатывающей промышленности. Бизнес отведенную ему роль принимает и пытается выстроить диалог таким образом, чтобы решить свои задачи в рамках поставленных президентом проблем. Все это во многом лишало встречи бизнеса с президентом интриги и все больше напоминало традиционные совещания президента с кабинетом министров.

Нынешняя встреча избранного президента Дмитрия Медведева с РСПП показывает, что Медведев готов унаследовать «узкий» формат общения с представителями крупного бизнеса: ему нет необходимости «разбавлять» участников встречи. В то же время сам формат во многом был преемственным: главной заранее заданной темой стало повышение производительности труда. На это давно и настойчиво обращает внимание и действующий президент Владимир Путин. Дмитрий Медведев призвал разрабатывать систему мер по повышению производительности труда, преодолевать «технологическую замкнутость крупных предприятий и переходить на систему аутсорсинга, подключая к этому и малые предприятия. Предприятиям он рекомендовал улучшать качество рабочего места, стимулировать мотивацию к труду и создавать возможности для самореализации.

Однако были и заметные отличия нынешней встречи от прошлогодней с участием Путина. Медведев в отличие от действующего президента демонстрирует большую расположенность к проблемам бизнес-сообщества. В ходе диалога он выразил готовность власти не просто отмечать позицию бизнеса, но и учитывать ее при принятии государственных решений. На этом фоне и представители крупного бизнеса были гораздо более конкретными, поднимая действительно ключевые проблемы политического характера отношений власти и бизнеса – на встречах с Путиным это было делать очень трудно.

Так, глава РСПП Александр Шохин, который выступил сразу после вступительного слова Медведева, начал совсем не с вопроса повышения производительности труда, а с проблемы определения должного участия государства в экономике. Он обозначил необходимость определиться в долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, в каких сферах и секторах экономики государство намерено напрямую принимать участие. Это достаточно принципиальный вопрос, который в последнее время вызывает много дискуссий: бизнес и либеральные круги настаивают на четком ограничении аппетитов государства, часто обозначающего свои интересы в рыночных конкурентоспособных отраслях. Шохин говорил и о политической стороне дела проблемы защиты прав частной собственности: речь идет о том, чтобы на законодательном уровне ввести ответственность чиновников за использование контрольных, надзорных и правоохранительных органов в целях рейдерских захватов.

Не обошел Шохин и еще более спорную тему налоговой реформы. Он напомнил, что у бизнеса есть много предложений, «включая реформирование налога на прибыль, совершенствование амортизационной политики, возврат инвестиционной льготы, введение приростной льготы по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР, и, конечно, самая, может быть, шумная тема – это снижение налога на добавленную стоимость и унификация ставок НДС». Шохин заявил, что принятие решения по налоговой политике необходимо до принятия стратегии развития России до 2020 года. Иными словами, поставил вопрос ребром: или сейчас или никогда. Напомним, что де-факто вопрос о снижении НДС отложен до августа и раньше 2010 года этого не произойдет: так решил Владимир Путин с учетом жесткой позиции Алексея Кудрина. Несмотря на это, бизнес надеется на то, что политическую волю теперь проявит Дмитрий Медведев. В конечно счете Шохин потребовал прогнозируемости госполитики.

Надо признать, что уже сам факт возможности озвучивания ранее негласно табуированных тем на открытой части встречи – свидетельство «потепления» в отношениях власти и бизнеса. Пока это не означает, что создается новый формат отношений: бизнес по-прежнему рассматривается в большей степени как ресурс для решения государственных задач. Это показала и реакция Медведева на выступление Шохина: избранный президент высказался против того, чтобы приписывать границы прямого участия государства в хозяйственной деятельности, указав, что лучшим критерием определения должного будет практика. Мягко отверг Медведев и предложение ввести ответственность чиновников за рейдерство: он указал, что действующее законодательство в данном случае самодостаточно и дело лишь в судебной практике. Медведев согласился с тем, что основные направления госполитики должны быть одобрены до принятия стратегии, но не стал публично вмешиваться в спор вокруг НДС. Он также не согласился тем, что госполитика непредсказуема.

На этом фоне диалог трудно назвать продуктивным, однако свидетельствует о его появлении: ранее как таковой диалог пресекался. Перед бизнесом ставились некие задачи, в рамках которого шло обсуждение по заранее понятным принципам приоритета госинтереса. Сам факт избрания на пост президента Медведева, обладающего более либеральной идентичностью и не связанного с «делом ЮКОСа» лично, позволяет ему менять характер диалога с бизнесом. Это не означает, что постепенно бизнес будет возвращаться на свои до «юкосовские» позиции: с правом иметь политические амбиции или право как минимум влиять на госрешения. Это также не означает, что возможно освобождение Ходорковского или пересмотр «дела ЮКОСа»: Медведев уже высказывался на эту тему. Однако это означает, что при Медведеве власть и бизнес получают возможность «перешагнуть» через «дело ЮКОСа» и начать выстраивать отношения не на взаимном страхе (при Путине власть боялась появления «бизнес-оппозиции», а бизнес – нового «дела ЮКОСа»), а на взаимном интересе.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net