Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

09.04.2008 | Татьяна Становая

Надежда на Медведева

Вчера избранный президент России Дмитрий Медведев впервые встретился с представителями крупного бизнеса в лице РСПП. Встреча показала, что Медведев не готов к знаковым политическим решениям в пользу оптимизации отношений власти и бизнеса, но заинтересован в выстраивании позитивного восприятия бизнес-сообществом его как будущего главы государства. Бизнес, в свою очередь, в Медведеве увидел надежду на «потепление». В действительности, после ухода Путина с поста президента, и власть, и бизнес получают новый шанс «перевернуть страницу» с «делом ЮКОСа» и попытаться выйти на некий более оптимальный формат взаимоотношений.

Напомним, что предыдущая встреча РСПП с Путиным прошла весной прошлого года. Это была первая встреча исключительно с представителями РСПП после «дела ЮКОСа». Кремлю понадобилось четыре года на переформатирование отношений с бизнесом таким образом, чтобы очередная встреча могла пройти без особого риска услышать неприятные политические вопросы. Ранее Кремль «разбавлял» состав участников представителями других деловых организаций – «Деловая Россия», ОПОРА, АРБ и т.д. Это позволяло значительно повысить лояльность участников встречи и снизить политизированность ее повестки. «Новый старый» формат встречи Путина с крупным бизнесом тогда почти никак не сказался на ее характере: уже традиционно президент ставит перед бизнесом задачи и выслушивает предложения в заранее заданных рамках. Бизнесу в этой системе отводится место ресурса, который государство рассматривает как подспорье для решения государственных задач. Если в 2006 году основной темой было развитие образования в России, то в 2007 – развитие перерабатывающей промышленности. Бизнес отведенную ему роль принимает и пытается выстроить диалог таким образом, чтобы решить свои задачи в рамках поставленных президентом проблем. Все это во многом лишало встречи бизнеса с президентом интриги и все больше напоминало традиционные совещания президента с кабинетом министров.

Нынешняя встреча избранного президента Дмитрия Медведева с РСПП показывает, что Медведев готов унаследовать «узкий» формат общения с представителями крупного бизнеса: ему нет необходимости «разбавлять» участников встречи. В то же время сам формат во многом был преемственным: главной заранее заданной темой стало повышение производительности труда. На это давно и настойчиво обращает внимание и действующий президент Владимир Путин. Дмитрий Медведев призвал разрабатывать систему мер по повышению производительности труда, преодолевать «технологическую замкнутость крупных предприятий и переходить на систему аутсорсинга, подключая к этому и малые предприятия. Предприятиям он рекомендовал улучшать качество рабочего места, стимулировать мотивацию к труду и создавать возможности для самореализации.

Однако были и заметные отличия нынешней встречи от прошлогодней с участием Путина. Медведев в отличие от действующего президента демонстрирует большую расположенность к проблемам бизнес-сообщества. В ходе диалога он выразил готовность власти не просто отмечать позицию бизнеса, но и учитывать ее при принятии государственных решений. На этом фоне и представители крупного бизнеса были гораздо более конкретными, поднимая действительно ключевые проблемы политического характера отношений власти и бизнеса – на встречах с Путиным это было делать очень трудно.

Так, глава РСПП Александр Шохин, который выступил сразу после вступительного слова Медведева, начал совсем не с вопроса повышения производительности труда, а с проблемы определения должного участия государства в экономике. Он обозначил необходимость определиться в долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, в каких сферах и секторах экономики государство намерено напрямую принимать участие. Это достаточно принципиальный вопрос, который в последнее время вызывает много дискуссий: бизнес и либеральные круги настаивают на четком ограничении аппетитов государства, часто обозначающего свои интересы в рыночных конкурентоспособных отраслях. Шохин говорил и о политической стороне дела проблемы защиты прав частной собственности: речь идет о том, чтобы на законодательном уровне ввести ответственность чиновников за использование контрольных, надзорных и правоохранительных органов в целях рейдерских захватов.

Не обошел Шохин и еще более спорную тему налоговой реформы. Он напомнил, что у бизнеса есть много предложений, «включая реформирование налога на прибыль, совершенствование амортизационной политики, возврат инвестиционной льготы, введение приростной льготы по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР, и, конечно, самая, может быть, шумная тема – это снижение налога на добавленную стоимость и унификация ставок НДС». Шохин заявил, что принятие решения по налоговой политике необходимо до принятия стратегии развития России до 2020 года. Иными словами, поставил вопрос ребром: или сейчас или никогда. Напомним, что де-факто вопрос о снижении НДС отложен до августа и раньше 2010 года этого не произойдет: так решил Владимир Путин с учетом жесткой позиции Алексея Кудрина. Несмотря на это, бизнес надеется на то, что политическую волю теперь проявит Дмитрий Медведев. В конечно счете Шохин потребовал прогнозируемости госполитики.

Надо признать, что уже сам факт возможности озвучивания ранее негласно табуированных тем на открытой части встречи – свидетельство «потепления» в отношениях власти и бизнеса. Пока это не означает, что создается новый формат отношений: бизнес по-прежнему рассматривается в большей степени как ресурс для решения государственных задач. Это показала и реакция Медведева на выступление Шохина: избранный президент высказался против того, чтобы приписывать границы прямого участия государства в хозяйственной деятельности, указав, что лучшим критерием определения должного будет практика. Мягко отверг Медведев и предложение ввести ответственность чиновников за рейдерство: он указал, что действующее законодательство в данном случае самодостаточно и дело лишь в судебной практике. Медведев согласился с тем, что основные направления госполитики должны быть одобрены до принятия стратегии, но не стал публично вмешиваться в спор вокруг НДС. Он также не согласился тем, что госполитика непредсказуема.

На этом фоне диалог трудно назвать продуктивным, однако свидетельствует о его появлении: ранее как таковой диалог пресекался. Перед бизнесом ставились некие задачи, в рамках которого шло обсуждение по заранее понятным принципам приоритета госинтереса. Сам факт избрания на пост президента Медведева, обладающего более либеральной идентичностью и не связанного с «делом ЮКОСа» лично, позволяет ему менять характер диалога с бизнесом. Это не означает, что постепенно бизнес будет возвращаться на свои до «юкосовские» позиции: с правом иметь политические амбиции или право как минимум влиять на госрешения. Это также не означает, что возможно освобождение Ходорковского или пересмотр «дела ЮКОСа»: Медведев уже высказывался на эту тему. Однако это означает, что при Медведеве власть и бизнес получают возможность «перешагнуть» через «дело ЮКОСа» и начать выстраивать отношения не на взаимном страхе (при Путине власть боялась появления «бизнес-оппозиции», а бизнес – нового «дела ЮКОСа»), а на взаимном интересе.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net