Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

10.04.2008 | Татьяна Становая

Перераспределение полномочий началось

Подтверждений готовящейся региональной реформе все больше. Как стало известно газете «Ведомости», после инаугурации Дмитрия Медведева, коренные изменения коснутся института полпредов. Ранее президент России Владимир Путин подписал закон, позволяющий совмещать статус губернатора и госслужащего. Судя по всему, Кремль ищет оптимальный баланс полномочий между администрацией президента и правительством в области политико-экономического управления территориями.

Реформа института полпредов напрашивалась давно. Сегодня они выглядят лишним звеном. Со своей ролью приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, на первом этапе федеративной реформы в начале 2000 года., они справились. Однако новые полномочия они де-факто не приобрели. После того, как отменили выборы губернаторов, полпреды должны были стать посредниками между Кремлем и региональными элитами, выполняющими функции подбора кандидата на пост главы субъекта РФ. Казалось, что теперь у полпредов будут свои уникальные обязанности. Однако в действительности, эти функции оказались, как правило, техническими: подбор кандидатур шел в Кремле, а полпреды выполняли символическую работу, общаясь и «выясняя» мнение общественности относительно потенциальных кандидатур. Не раз случалось, что в итоге региону представлялась фигура, о которой не было осведомлено даже полпредство. В последние годы ситуация усугубляется: Кремль открыто игнорирует даже формальные приличия при назначении губернаторов.

В итоге роль института полпредства свелась к двум составляющим. Первое – это кадровый резерв, использование должности как плацдарм для дальнейшей карьеры (например, Валентина Матвиенко, ставшая потом губернатором Санкт-Петербурга, к этому же случаю стоит отнести Коновалова, который, возможно, вскоре пойдет на повышение как человек, близкий к Дмитрию Медведеву). Второе – это почетная отставка (сюда можно отнести едва ли не всех полпредов, которые когда-либо были назначены). Исключение составляли только две фигуры – это Дмитрий Козак, который был посажен для решения очень острых проблем на Северном Кавказе, и Георгий Полтавченко в Центральном округе. Первый уже несколько месяцев как руководит Минрегионразвития и занимается региональной реформой, а на его место пришел Григорий Рапота, для которого назначение как раз и стало «почетной отставкой» с поста генсека ЕврАзЭС.

Смена президента – прекрасная возможность реформировать институт: ведь в день инаугурации в отставку уходит вся администрации президента, включая и полпредов. Как пишут «Ведомости», теперь они превратятся в полпредов правительства, а их главной областью работы станет экономика. В их ведение попадут региональные отделения министерств и ведомств. Самих округов и, соответственно, полпредов будет больше: Дмитрий Козак намерен реализовать свою давнюю идею образования макрорегионов. По данным «Ведомостей» их может быть 8-10. У Медведева, таким образом, представителей в регионах может не быть. Источник в руководстве «Единой России» заявил газете, что новому президенту они и не нужны: если Путин еще находил с ними общий язык, поскольку он их назначал, то новому президенту эти люди не понадобятся.

Судя по всему, Путин как будущий премьер ищет более эффективные рычаги региональной политики, которая ранее была во многом замкнута на администрацию президента. Минрегионразвития был в упадке – ведомство признавалось наблюдателями одним из самых низкоэффективных (во главе с Владимиром Яковлевым). С приходом Дмитрия Козака региональная политика приобрела второе дыхание. Путин будет заинтересован в том, чтобы и региональная исполнительная власть, и представительства федеральных органов власти работали более слаженно и результативно. Судя по всему, именно на это и был направлен недавно подписанный закон.

Как писал «Коммерсант», федеральный закон вносит поправку в п. 2 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Содержащийся в этой статье запрет для гражданского служащего занимать свою должность «в случае избрания или назначения на государственную должность» дополняется следующей формулировкой — «за исключением случаев, установленных указами президента РФ». Инициатором законопроекта была кремлевская администрация. Источник в АП заявил, что поправка принимается для того, чтобы дать губернаторам возможность замещать параллельно иные должности. Предполагалось, что закон направлен, прежде всего, на губернаторов. Он становится очень действенным рычагом давления в виде своеобразного «пряника», который будут получать наиболее уступчивые и вместе с тем влиятельные, эффективные главы регионов. Речь идет о «тяжеловесах», которые, несмотря на все реформы, сохраняют персонифицированные жесткие режимы в своих регионах. Снять такого губернатора очень рискованно: появляется угроза дестабилизации. Зато с ними может быть заключена политическая сделка. Кроме того, «пряник» может быть использован для поддержки и укрепления «веса» новых ставленников, которые часто приходят в регион извне и являются чуждыми для местной элиты.

Однако сейчас открывается новый смысл реформы. Его суть состоит в том, чтобы открыть на должность губернаторов дорогу госслужащим. То есть не губернаторы будут вовлекаться в систему госслужбу, а госслужащие будут направляться на пост губернаторов, тем самым, замыкая на себе и федеральную, и региональную исполнительную вертикаль. Такую возможность подтверждают и источники «Ведомостей». Они указывают, что многие из нынешних полпредов могут лишиться своих постов, так как не разбираются в экономике. А вот новые, более сведущие в хозяйственных вопросах люди смогут даже заменить губернаторов, если под их руководством дела региона идут неважно, считают два депутата Госдумы. По их мнению, путь к этому и открывает закон, подписанный 29 марта 2008 г., снимающий запрет для госслужащих совмещать свой пост с госдолжностью, в случаях если на то будет указ президента.

Таким образом, региональное управление, которое замыкалось преимущественно на Кремль (а, по сути, было «запущенным», так как Кремль решал преимущественно политические задачи), будет диверсифицировано между двумя субъектами: президентом и премьером. Первый будет курировать вопросы политического управления, второй – экономики. Однако очевидно, что инфраструктура регионального управления будущего президента будут гораздо слабее, чем нынешнего, а основные рычаги влияния формируется под премьера. Таким образом, возможная реформа института полпредов станет первым заметным шагом на пути перераспределения полномочий между президентом и правительством в рамках допустимого (без затрагивания Конституции).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net