Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Аналитика

15.04.2008 | Владимир Рыжков

В чем причины хронических внешнеполитических неудач России?

Приход в Кремль нового президента – хороший момент для подведения итогов завершающегося правления. В том числе в области внешней политики. Достаточно сделать анализ выполнения задач, которые ставились в этой сфере 6-8 лет назад, чтобы увидеть – большинство из них остались невыполненными. Вот какие задачи ставились в области внешней политики в ежегодных посланиях Федеральному Собранию В. В. Путина (2000. 2001, 2002 годы), и, в сжатом виде, результаты.

- Сотрудничая с НАТО, тем не менее, стремиться сдерживать расширение альянса, особенно на страны постсоветского пространства. Результат – НАТО расширился. На последнем саммите в Бухаресте случилось крупное геополитическое поражение России – блоком было принято политическое решение о принятии в будущем в альянс Украины и Грузии.

- Приоритет – дальнейшая интеграция СНГ. В итоге СНГ еще больше дезинтегрирован, чем 8 лет назад.- Создание Союзного государства с Белоруссией. - Сегодня у России с Белоруссией наихудшие отношения с момента распада СССР.

- Укреплять отношения с ЕС, двигаться в сторону более глубокой интеграции (из Послания 2001 года: «Курс на интеграцию с Европой становится одним из ключевых направлений нашей внешней политики»). Строить четыре «единых пространства» с ЕС. Итог – сегодня отношения с ЕС в кризисе, множество противоречий, не удается начать переговоры по новому договору с ЕС.

- Защищать соотечественников за рубежом. Итог – принятое новое миграционное законодательство фактически закрыло Россию для соотечественников, которые хотели бы получить российское гражданство.

- Главная задача – рост глобальной конкурентоспособности России. В результате, согласно «Рейтингу конкурентоспособности» Всемирного экономического форума, за 8 лет Россия не смогла обойти в этом рейтинге ни одну страну. Нас же обошла Индонезия. Выше нас – Китай, Индия, Турция, Малайзия – всего 57 стран.

Хуже всего дела у нас обстоят с качеством госуправления (116 место из 131 страны – обвал за 8 лет в два раза!)- при росте числа чиновников с 750 тысяч до 1.6 миллиона, коррупцией (в самом низу мирового рейтинга). При том, что Россия вошла в десятку самых крупных экономик мира, согласно рейтингу ВЭФ, мы на 65 месте в мире по качеству инфраструктуры, 60 – в области здравоохранения, 109 – по развитию финансовых рынков, 72 – по технологическому уровню. По большинству этих показателей год от года наблюдается снижение.

- скорейшее вступление в ВТО. Задача также не решена – по длительности процесса Россия побила все «рекорды».

Таким образом, можно констатировать, что за минувшие 8 лет Россия не решила ни одну из декларированных важнейших внешнеполитических задач. Такие серьезные и систематические неудачи требуют объяснения.

Но до этого надо остановиться на тезисе, лежащем в основе современного российского внешнеполитического курса. Он состоит в утверждении о резко возросшей мощи России – экономической и военной. Из этого вытекают и конкретные политические решения. Я полагаю, что такой взгляд – явная и опасная переоценка наших реальных успехов и возможностей.

Экономический подъем последних лет не представляет собой ничего уникального. Рост цен на нефть вызвал аналогичный рост всех сырьевых экономик мира. Например, за 2000 – 2007 годы номинальный ВВП следующих нефтяных стран вырос: России – в 4.9 раза, Нигерии – в 2.7, Саудовской Аравии – в 2, Венесуэлы – в 2, Анголы – в 6.7 раза.

Схожими темпами растет и ежегодный ВВП нефтедобывающих стран. Например, в прошлом году ВВП вырос в Нигерии – на 6.3%, Саудовской Аравии – на 4.7%, Венесуэле – на 8.3%, Анголе – на 16.3%Такой рост, основанный на удорожании вывозимого сырья, не свидетельствует о качественном росте экономики и общей мощи страны, а зачастую, прямо наоборот – свидетельствует о попадании стран в сырьевую ловушку неэффективности и коррупции. Китай и Индия все эти годы росли быстрее России, при этом их рост носит подлинно инновационный, высокотехнологичный характер. Потенциал, в том числе внешнеполитический, стран сырьевой ориентации – снижается, несмотря на рост их ВВП. Потенциал стран, растущих не за счет экспорта сырья, а инновационного развития – растет.

Нет оснований говорить и о повышении российского оборонного потенциала. Множество российских и зарубежных экспертиз приходят к небезосновательному выводу о дальнейшей деградации и техническом отставании российских Вооруженных Сил.

Итак, общая предпосылка о резко возросшем российском экономическом и военно-политическом потенциале, по крайней мере, сегодня – неадекватна. Качественные показатели российской экономики продолжают ухудшаться, комплексное отставание России от развитых (и ведущей группы развивающихся) стран - продолжает расти. (В целом экономика России сегодня примерно в 20 раз меньше суммы экономик США и ЕС, а военные расходы – в 20-30 раз меньше).

Тем не менее, исходя из завышенной оценки экономического и военного потенциала современной России, а также традиционных подходов, все последние годы Россия в своей внешней политике делает ставку на «жесткую силу». (Согласно предложенному американским политологом Джозефом Наем делению, «жесткая сила» - это задействование в основном военно-политических и экономических рычагов, а «мягкая сила» - ставка на культуру и политические идеалы и образцы).

Это не раз проявлялось в виде введения жестких экономических санкций против отдельных стран, содействия политической дестабилизации и дезинтеграции отдельных стран, повышения цен на энергоносители и т. Постоянно звучат военные и иные угрозы (так, сейчас официальные лица России угрожают Украине отторжением Крыма и передислокацией войск на границе с ней).

При этом «мягкая сила» России катастрофически разрушена. Россия предстает сегодня во всем мире крайне непривлекательным государством - как по своим внутренним характеристикам, так и по своему поведению вовне.

Современная Россия ассоциируется со следующим:

- авторитарным режимом и откатом от демократии и прав человека

- убийствами политиков и журналистов

- преследованием бизнеса и оппозиции (например, делом «ЮКОС»а)

- «страной – нефтяным нуворишем» с тотально коррумпированным руководством

- энергошантажом

- олигархами

- мафией

- скинхедами.

Такая страна не может привлечь к себе симпатии, такая модель не может вовлечь в свою орбиту другие народы и государства.

А сильно переоцененная российская «жесткая сила» уже не работает. Более того, ее неразумное, неадекватное применение еще больше отталкивает от России бывшие братские народы. Так, угрозы расчленить Украину еще скорее сформируют про-натовское большинство, так как подавляющее большинство украинцев как на западе, так и на востоке страны – выступают сегодня за территориальное единство Украины. Постоянная поддержка дезинтеграции Грузии, жесткие экономические санкции, преследования грузин в России привели к тому, что более 70% граждан Грузии проголосовали на референдуме за вступление в НАТО.

Итак, деградация и неумелое использование российской «жесткой силы» на фоне быстрого распада ее «мягкой силы» (политического и культурного «обаяния») и предопределяют, в конечном счете, систематические неудачи российской внешней политики, ее продолжающееся геополитическое отступление.В результате все больше государств, входивших прежде в орбиту влияния России и ориентировавшихся на Москву – направляют свои взгляды в других направлениях – в сторону Вашингтона, Брюсселя и даже Пекина.

Если этот анализ верен, из него вытекают конкретные рекомендации по изменению российской внешнеполитической стратегии.

- Следует избегать любой конфронтации с центрами силы, чей потенциал многократно превосходит российский, и разрыв с которыми продолжает увеличиваться (прежде всего, с Западом и Китаем). Такая конфронтация лишь подорвет силы России, отвлечет ресурсы от главной задачи – внутреннего развития. (Кстати – именно этот принцип лежит в основе внешнеполитической стратегии Китая).- Следует более реалистично оценить свой экономический и военно-политический потенциал, свести до минимума использование «жесткой силы», неудачное применение которой раз за разом наносит стране огромный ущерб.- Приоритетными по-прежнему являются задачи внутреннего развития страны – развития человеческого капитала, создания современной инфраструктуры и технологической базы. Главное препятствие для внутреннего развития - сложившийся элитный консенсус вокруг контроля и бесконтрольного расхищения валюты, получаемой от экспорта сырья. Пока этот консенсус остается главной политической константой страны, ее дальнейшая деградация неизбежна. Без глубоких внутренних реформ, демократизации, демонополизации, защиты прав человека, в том числе прав собственности – страна не выйдет на путь современного развития, сложившийся отталкивающий образ России исправить не удастся, а значит, нельзя будет использовать «мягкую силу» - на фоне деградации «жесткой силы». «Бегство от России» будет продолжаться, втягивая все новые народы и страны. Впрочем, союзников у нас и так почти уже не осталось.

Владимир Рыжков – сопредседатель Республиканской партии РоссииВыступление на ассамблее СВОП 12 апреля 2008 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net