Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

22.04.2008

Александр Соколов: «Молодежная политика есть всегда!»

17 апреля в Ростове-на-Дону состоялась пресс-конференция, на которой обсуждалось сотрудничество молодежных организаций России и Украины. От Украины присутствовали молодежные лидеры из Керчи, Феодосии, Запорожья и Луганска. Главный гость от России – Александр Соколов, председатель Национального совета молодежных и детских объединений России, член Общественной палаты РФ. В своем интервью «Политком.ру» он рассказал о проводимой в России государственной молодежной политике, о российских экстремистских молодежных организациях, о том, что побуждает молодых людей вступать в подобные организации и как решить эту проблему.

- Что собой представляет и чем занимается Нацсовет, который Вы возглавляете?

- Национальный совет молодежных и детских объединений – это ассоциация молодежных и детских организаций России, делящихся на два типа. Первый тип – это общероссийские, крупные и межрегиональные молодежные и детские организации: например, Российский союз молодежи, Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, молодежные жилищные комплексы, Молодежный союз юристов и т.д. Второй тип – ассоциации детских и молодежных организаций субъектов Российской Федерации: например, такой статус организации-члена у нас имеет Донской союз молодежи. Сейчас таких организаций в итоге – 64.

Мы существуем уже 16 лет. Национальный совет был создан после кардинальной смены ситуации с молодежными организациями. В конце 1991 г. появилась идея, а в начале 1992 г. - появилась ассоциация. Ее создали как посткомсомольские организации, так и новые организации, которые появились, когда Россия стала независимым государством.

По большому счету у нас три функции. Первая – эта координация деятельности молодежных организаций по направлениям их деятельности, поскольку в социальной сфере работает другой закон математики, где дважды два будет значительно больше, чем четыре. У одних есть организационный ресурс, у других есть люди, у третьих есть идеи, у четвертых – деньги. Соединение этого дает новые ресурсы.

Второе направление – это фактически лоббирование интересов детских и молодежных организаций, поскольку у молодежных организаций при всем их разнообразии есть определенные корпоративные, общие задачи: в сфере законодательства, принятия молодежных программ, выработки общих правил игры государства по отношению к молодежи.

Ну и третье, достаточно большое направление деятельности – мы организованно представляем молодежное движение России на международной арене. То есть мы входим во все существующие, по большому счету, международные молодежные организации, наиболее активной и деятельной из которых является Европейский молодежный форум, объединяющий Национальные советы стран Европы.

- Есть ли в России такое понятие как «государственная молодежная политика»?

- Оно всегда есть. Понимаете в чем дело: отсутствие целенаправленных мер – тоже политика. Поэтому можно оценивать, какая она, но политика все равно есть.

- Тогда какая она?

- Так как Россия – федеративное государство, основная часть социальных вопросов (молодежная политика к ним относится) должна решаться на уровне субъектов Российской Федерации. В 75-и из них есть законодательные акты, определяющие меры государства в отношении молодежи. Это или законы о молодежи, или законы о государственной поддержке молодежных и детских организаций – они называются по-разному, но суть их одинакова. Есть органы по делам молодежи, которые на основании принятых программ, законов субъектов Федерации проводят целенаправленные меры в отношении молодежи, где-то лучше, где-то хуже, где-то больше полномочий и ресурсов, где-то меньше.

На федеральном уровне, безусловно, есть государственная молодежная политика, есть соответствующее федеральное законодательство. Никто не отменял «Основные направления государственной молодежной политики», которые были приняты еще Верховным советом РФ в 1993 г. Никто не отменял Указа президента «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Есть «Стратегия государственной молодежной политики», есть структуры в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Правительстве, которые уполномочены заниматься государственной молодежной политикой. Другое дело, что степень их полномочий и возможностей не дают говорить о том, что их деятельность как-то реально, серьезно отражается на положении молодежи. Но если поступательно двигаться шаг за шагом от простого к сложному, если нам удастся пролоббировать закон «О государственной молодежной политике»…

- А Вы этим занимаетесь?

- Да, я скажу больше: этот закон уже внесен в Думу от группы депутатов.

- Можете вкратце изложить главные положения этого закона?

- Это закон рамочный, а не прямого действия. Он не говорит о том, что нужно столько-то процентов от бюджета тратить на молодежь, но он определяет, что, во-первых, есть такая самостоятельная сфера деятельности Российского государства как молодежная политика. Во-вторых, он фиксирует в отношении кого проводится эта политика, то есть это возрастные рамки, что такое молодежь, что такое молодая семья, молодежная организация. Он фиксирует основные направления взаимодействия государства и субъектов молодежной политики, к которым относится, безусловно, сама молодежь, ее организации, учреждения, занимающиеся работой с молодежью (скажем, высшие учебные заведения). Закон определяет способы принятия федеральных программ в отношении молодежи, то есть тем самым обязует Правительство осуществлять такие программы. Он определяет разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации в сфере реализации программ в отношении молодежи. И этот закон фактически, в случае его принятия, открывает дальнейшую деятельность по изменению различных законов: открывает магистраль для законодательства в отношении молодежи. Например, существует закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений», но туда нужны серьезные поправки. Есть закон «Об образовании», в который тоже нужно внести серьезные поправки, которые бы существенно повысили возможности и конкурентоспособность российской молодежи в образовании, в сфере занятости, в сфере социального обеспечения и т.д. – во всем спектре законодательства.

- Вы ранее перечислили мирные молодежные организации, но есть еще и другие: те, которые часто называют экстремистскими. Вообще, кто она, молодежь России?

- На этот вопрос я просто отвечу статистикой. В России более 35 млн. молодых людей. Из них в общественной деятельности (то есть с фиксированным членством), в детских и молодежных организациях – порядка 4 млн. (около 10%). В «крайних» организациях, которые в основном имеют политическую окраску (проправительственную или оппозиционную) – суммарно, я думаю, тысяч двести: от «лимоновцев» до «Наших».

- У экстремизма, естественно, социально-экономические корни…

- Знаете, Вы говорите, что «естественно», но я так не думаю.

- А тогда какие другие причины?

- Безусловно, социально-экономическая сфера – это одна из оснований для рождения экстремизма. Посмотрите, кто находится в экстремистских организациях, у «лимоновцев», например.

- Большинство – молодежь, студенты, причем достаточно необеспеченные.

- Вот Вы и ответили на этот вопрос!

- Но ведь необеспеченные! Значит причина – экономика.

- Там большое количество людей просто из богатых семей! Посмотрите мировой опыт - антиглобалисты, например. Вы представляете, сколько нужно денег, чтобы путешествовать из одной страны в другую на всякие саммиты?! То есть причина заключается совершенно в другом: молодости вообще свойственны, с одной стороны, некие экстремальные позиции, то, что называется юношеским максимализмом. И если этот юношеский максимализм не находит со стороны общества в целом (я не говорю только о государстве) адекватного выхода, тогда молодые люди уходят в радикальные движения. Если молодежная энергия не направляется обществом (еще раз подчеркну – всем обществом) в адекватное конструктивное русло (а энергии-то много!), значит, оно выйдет в неконструктивном месте.

- Как же в таком случае решить эту проблему? Общество же само по себе во многом инертно. Его самая активная часть – государство. В России, во всяком случае.

- Государство, безусловно, часть общества. Люди, которые составляют государство, – чиновники – они же после работы становятся просто гражданами!

Если бы я знал рецепт от этой проблемы от и до, то, наверное, Нобелевская премия у меня, наверное, уже лежала бы в кармане… Ответить на этот вопрос не могут не только в России, но и, скажем, во Франции, и в Германии, и в США и т.д.

- Но, наверняка, что-то предлагают…

- Дело в том, что существует так называемая «межпоколенческая конкуренция»: на всех теплых мест не хватает. Людям, которым за 40, которые уже чего-то добились в бизнесе, в государственном управлении, в какой-то другой сфере, им не хочется потесниться! Поймите одну вещь: молодой человек, закончивший ВУЗ имеет более новые знания, чем тот, кому 40 или 50 лет. Следовательно, с этой точки зрения, он более конкурентоспособен.

История вторая: молодой человек более мобилен, он готов работать за меньшие деньги, чем человек, у которого есть семья, который привык к определенному уровню комфорта. Значит, и здесь молодой человек выигрывает. Ему не хватает только одного – опыта: опыта принятия решений, конкретного опыта в сфере экономической, социальной или политической деятельности. Но этот опыт приобретается достаточно быстро: за 5-6 лет. Следовательно, к 30-ти годам человек становится наиболее конкурентоспособной единицей в любом обществе.

Есть два варианта, что с этим делать: вариант, который применяется в большинстве стран – это попытаться сделать искусственные правила игры, то есть дать всякие игрушки типа молодежных парламентов и т.д. То есть вы пока поиграйте вот в этой песочнице, а придет время, вы выйдите оттуда и будете решать, какой песок завозить следующему поколению. Есть революционный вариант: попытаться расчистить площадку для новой управленческой элиты. Он будет встречать сопротивление со стороны тех, кто находится во власти в любой стране вне зависимости от ее названия. Я отдаю предпочтение первому варианту.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net