Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

05.05.2008 | Денис Грач

Кто теперь «хозяин земли русской»?

Близится развязка главной российской политической интриги последних лет: окончательные итоги парламентских и президентских выборов, прошедших в стране в декабре 2007 года и марте 2008. Голоса подсчитаны, победители определились. Однако, главная тайна всё ещё не раскрыта. Как будет выглядеть Россия после инаугурации Дмитрия Медведева и утверждения Владимира Путина в должности премьер-министра? Кто будет «решать вопросы»? В каких сферах? И не наступим ли мы на «украинские» грабли двоевластия?

Чем ближе переезд Путина в Белый дом, тем больше он обрастает слухами. Сегодня появилась очередная версия новой системы власти, которая подвергнется реформе, как в правительстве, так и в Кремле. По данным «Газеты», новая система формирования кабинета министров будет кардинально отличаться от уже существующей. В первую очередь тем, что у Путина-премьера появится одиннадцать заместителей. Причем, им будут предоставлены настолько широкие полномочия, что глава правительства, как их непосредственный начальник, сможет контролировать и спецслужбы, и бюджетную политику, и губернаторов.

Особенно губернаторов! Ведь именно выстраивание отношений с регионами, их подчинение федеральному центру стало для Путина одним из основных залогов его успешного правления. Но, в памяти региональных элит все еще живы те полномочия и те возможности, которыми они обладали в 90-е. Подписанные Путиным в конце апреля указы «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», среди прочего, можно интерпретировать и в этом ключе. Теперь оценка эффективности деятельности губернаторов становится прерогативой правительства, а не администрации президента. А все еще избираемые населением мэры городов должны теперь отчитываться перед губернаторами, что еще более усиливает вертикаль власти. Таким образом, именно правительство будет иметь полную информацию о том, что происходит в каждом конкретном регионе. И именно мнение Путина, его политическая позиция, будут решающими в вопросах снятия и назначения глав регионов. Не стоит забывать и о грядущей реформе института полномочных представителей, которая даст Путину дополнительные рычаги влияния в вопросах региональной политики.

В теории, такие изменения должны сделать работу, как правительства, так и президента, более эффективной. За время правления Путина Москва сумела добиться стабилизации политической обстановки, централизации власти и – что на слуху - улучшения инвестиционного климата в стране. Сейчас, действительно, реализация большинства инициатив лежит на правительственном секторе. Все, что требуется от президента - по сути, заключается в обеспечении баланса ветвей власти и поддержании режима наибольшего благоприятствования для кабинета министров. Таким образом, премьер Владимир Путин, усиленный командой управленцев, возглавляющий самую влиятельную партию в стране, имеющий поддержку большинства парламентариев, и, еще не искушенный всей полнотой власти Медведев, на ослабленном в хозяйственных вопросах посту президента – достойная конфигурация. Путин предложил – Медведев согласился. Но это лишь в той теории, которая базируется на безусловном сотрудничестве правительства и президента. И приоритетным здесь должно быть мнение именно правительства.

Но, фактически, если не начинать кроить конституцию, главой государства все же останется президент, поскольку Россия, если исходить из духа Основного закона – все еще президентская республика. Вопрос о назначении главы правительства все еще остается в руках Кремля. В вопросе назначения губернаторов последнее слово так же осталось за Медведевым. Президент – все еще главнокомандующий.

А что, если Медведев, по тем или иным причинам, захочет воспользоваться всей полнотой данной ему власти? Захочет показать «кто в доме хозяин». Или, просто, мнения премьера и президента по каким-то вопросам окажутся принципиально различными. Ведь ни для кого не секрет, сегодня Кремль – это целая плеяда различных групп интересов. Путину останется либо согласиться с Медведевым, уже раз и навсегда подтвердив своё положение подчиненного, или пойти на конфликт. Каков может быть его результат? Импичмент? Чисто юридически, процедура крайне сложная. Да и она возможна лишь в том случае, если фракция единороссов в Думе окажется настолько единой, насколько себя позиционирует. Что вряд ли. При этом, президенту гораздо проще снять с поста действующего главу кабинета министров, и, трижды выставив заведомо отклоненную кандидатуру нового премьера, распустить действующий парламент.

И что дальше? Если сразу не дойдет до гражданской войны, то предстоят выборы. И здесь может появиться искус расшатать страну: всего-то, надо будет денег вложить. А уж, отдавая должное опыту и талантам российских политтехнологов, а так же зная об их своеобразном, чисто профессиональном понимании чистоты и честности выборов, можно себе представить, до какого состояния они могут довести электорат ко дню голосования. И тогда Украина, разделенная сейчас на два противоборствующих лагеря, покажется нам эталоном политической стабильности на постсоветском пространстве.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net