Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

05.05.2008 | Денис Грач

Кто теперь «хозяин земли русской»?

Близится развязка главной российской политической интриги последних лет: окончательные итоги парламентских и президентских выборов, прошедших в стране в декабре 2007 года и марте 2008. Голоса подсчитаны, победители определились. Однако, главная тайна всё ещё не раскрыта. Как будет выглядеть Россия после инаугурации Дмитрия Медведева и утверждения Владимира Путина в должности премьер-министра? Кто будет «решать вопросы»? В каких сферах? И не наступим ли мы на «украинские» грабли двоевластия?

Чем ближе переезд Путина в Белый дом, тем больше он обрастает слухами. Сегодня появилась очередная версия новой системы власти, которая подвергнется реформе, как в правительстве, так и в Кремле. По данным «Газеты», новая система формирования кабинета министров будет кардинально отличаться от уже существующей. В первую очередь тем, что у Путина-премьера появится одиннадцать заместителей. Причем, им будут предоставлены настолько широкие полномочия, что глава правительства, как их непосредственный начальник, сможет контролировать и спецслужбы, и бюджетную политику, и губернаторов.

Особенно губернаторов! Ведь именно выстраивание отношений с регионами, их подчинение федеральному центру стало для Путина одним из основных залогов его успешного правления. Но, в памяти региональных элит все еще живы те полномочия и те возможности, которыми они обладали в 90-е. Подписанные Путиным в конце апреля указы «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», среди прочего, можно интерпретировать и в этом ключе. Теперь оценка эффективности деятельности губернаторов становится прерогативой правительства, а не администрации президента. А все еще избираемые населением мэры городов должны теперь отчитываться перед губернаторами, что еще более усиливает вертикаль власти. Таким образом, именно правительство будет иметь полную информацию о том, что происходит в каждом конкретном регионе. И именно мнение Путина, его политическая позиция, будут решающими в вопросах снятия и назначения глав регионов. Не стоит забывать и о грядущей реформе института полномочных представителей, которая даст Путину дополнительные рычаги влияния в вопросах региональной политики.

В теории, такие изменения должны сделать работу, как правительства, так и президента, более эффективной. За время правления Путина Москва сумела добиться стабилизации политической обстановки, централизации власти и – что на слуху - улучшения инвестиционного климата в стране. Сейчас, действительно, реализация большинства инициатив лежит на правительственном секторе. Все, что требуется от президента - по сути, заключается в обеспечении баланса ветвей власти и поддержании режима наибольшего благоприятствования для кабинета министров. Таким образом, премьер Владимир Путин, усиленный командой управленцев, возглавляющий самую влиятельную партию в стране, имеющий поддержку большинства парламентариев, и, еще не искушенный всей полнотой власти Медведев, на ослабленном в хозяйственных вопросах посту президента – достойная конфигурация. Путин предложил – Медведев согласился. Но это лишь в той теории, которая базируется на безусловном сотрудничестве правительства и президента. И приоритетным здесь должно быть мнение именно правительства.

Но, фактически, если не начинать кроить конституцию, главой государства все же останется президент, поскольку Россия, если исходить из духа Основного закона – все еще президентская республика. Вопрос о назначении главы правительства все еще остается в руках Кремля. В вопросе назначения губернаторов последнее слово так же осталось за Медведевым. Президент – все еще главнокомандующий.

А что, если Медведев, по тем или иным причинам, захочет воспользоваться всей полнотой данной ему власти? Захочет показать «кто в доме хозяин». Или, просто, мнения премьера и президента по каким-то вопросам окажутся принципиально различными. Ведь ни для кого не секрет, сегодня Кремль – это целая плеяда различных групп интересов. Путину останется либо согласиться с Медведевым, уже раз и навсегда подтвердив своё положение подчиненного, или пойти на конфликт. Каков может быть его результат? Импичмент? Чисто юридически, процедура крайне сложная. Да и она возможна лишь в том случае, если фракция единороссов в Думе окажется настолько единой, насколько себя позиционирует. Что вряд ли. При этом, президенту гораздо проще снять с поста действующего главу кабинета министров, и, трижды выставив заведомо отклоненную кандидатуру нового премьера, распустить действующий парламент.

И что дальше? Если сразу не дойдет до гражданской войны, то предстоят выборы. И здесь может появиться искус расшатать страну: всего-то, надо будет денег вложить. А уж, отдавая должное опыту и талантам российских политтехнологов, а так же зная об их своеобразном, чисто профессиональном понимании чистоты и честности выборов, можно себе представить, до какого состояния они могут довести электорат ко дню голосования. И тогда Украина, разделенная сейчас на два противоборствующих лагеря, покажется нам эталоном политической стабильности на постсоветском пространстве.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net