Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

06.05.2008

Парижский карнавал-68 преобразил западный мир

В нынешнем мае Европа вспоминает о событиях 40-летней давности, которые изменили не только европейское общество, но и оказали влияние на развитие и трансформацию западной системы ценностей. Так как западная система ценностей отчасти досталась нам вместе со всем прочим демократическим наследством - причины и следствия парижского студенческого бунта небезынтересны в контексте современной истории. О знаменитом мае-68 "Политком.ру" рассказывает президент Центра политических технологий Игорь Бунин:

- В феврале 68-года газета Ле Монд писала: "Франция скучает". Тогда никто не мог предположить, что уже через несколько месяцев вспыхнет одно из самых грандиозных движений не только в истории Франции, но и всей западной Европы.

В мае 68-го года Франция была охвачена студенческим бунтом, а потом, уже в июне, началось рабочее движение и, в конце концов, Шарль де Голль, уже в 69-ом году, проиграв объявленный им референдум, вынужден был уйти в отставку в зените славы. В чем причина?

Причину понять достаточно сложно, если не обратиться к классической работе английского антрополога Тернера "Символ и ритуал": она дает понимание не только революции хиппи, но и тем оранжевым революциям, которые произошли недавно. В чем смысл антропологической концепции Тернера? С его точки зрения общество развивается следующим путем: сначала закладывается некая структура – иерархии, организации, дисциплина, распределение всех ролей. Но проходит время и люди в жестко иерархическом обществе начинают себя чувствовать достаточно уязвимо: им хочется свободы и горизонтальных отношений. Вот тогда и происходит то, что Тернер назвал "коммунитас ".

Классический пример этого явления в кинематографе - "Репетиция оркестра" Феллини. Сначала внутри оркестра все играют дисциплинировано, слушаются дирижера, но вдруг возникает потребность в большей автономии, большей свободе, к равным отношениям между людьми – дирижера прогоняют, начинается революция хиппи: все равны, все свободы, каждый играет, что хочет, сексуальная революция… Через некоторое время музыканты понимают, что игру надо завершить, но без управления, без начальника, без иерархии, без дисциплины, без дирижера оркестр как таковой функционировать не может. И они вновь призывают дирижера, но новый дирижер говорит с сильным немецким акцентом – то есть структура становится сильнее и жестче.

Скучающая Франция видимо созрела на тот момент для того, чтобы возникли горизонтальные связи, хотя бы ненадолго. Люди, которые ощущают, что иерархия им не подходит, должны из иерархии выйти. В результате их жажды освобождения возникает движение на основе идеи равенства и свободы.

В книге Тернера описано, как это происходит на этнографическом уровне, как люди выходят из иерархии, чтобы потом иерархию вновь создать. Африканский вождь должен пройти некий период, когда его все оскорбляют и издеваются над ним – это делается для того, чтобы он, когда опять станет вождем, понимал, что происходит на низовом иерархическом уровне.

- Почему именно в 68-ом году произошла революция?

- Потому что Франция с 45-46 годов провела так называемые "30 славных лет" – французская экономика очень быстро развивалась, темпами 7 процентов в год – люди вышли из войны и начали потреблять вдоволь впервые после многих голодных лет – потому что и до войны Франция была не самым процветающим обществом. Слишком зажатом, иерархическим, вертикальным, обществом, где каждый знал свое место. Завершилось это где-то в 73-ем году, а 68-ой год – был пиком потребления. Тогда вышла знаменитая книжка Перека "Вещи" – где описывалось, как вещи захватывают людей. Примерно то же самое происходит сейчас в России: люди живут только вещами, вещами, и еще раз вещами, компенсируя себе 70 с лишним лет недопотребления. Потребляют все больше, все лучше, и все более и более изысканно.

Общество потребления с сохраняющимся одновременно принципом индустриального общества – иерархического, где все подчинено законам фордизма: рабочий пришел в семь, отметился, отработал свои 8-10 часов, отметился и ушел – четко фиксированная работа, четко фиксированное время, каждый знает, что должен делать, кем и как он руководит. И одновременно в потребительском обществе многие становятся автономны и равны за счет того, что могут, имея деньги, одинаково потреблять. Это нефиксированное место. Фиксированное место, когда ты садишься за столом, во главе которого хозяин-отец, рядом с которым сидит хозяйка-жена, рядом дети, по иерархии – сыновья, потом дочери, затем, в самом конце стола, слуги. Это иерархическая система, как ее описывали французские политологи в 1965 году.

И эта система рухнула, поскольку вместе с потребительским обществом приходят совсем другие принципы цивилизации. Приходит цивилизация, которую еще называют "цивилизацией шашлыка": действует принцип шашлычницы, где нет фиксированных мест, все перемещаются как хотят, выпивают и беседуют с друг с другом на равных. И это общество окончательно сформировалось в 1968-ом году, и ему нужен был только какой-нибудь повод, самый мелкий - отсутствие разрешения на то, чтобы в университетах девушки свободно заходили к юношам – для того, чтобы вспыхнула революция хиппи. Революция, один из самых знаменитых лозунгов которой - "Будьте реалистами – требуйте невозможного".

Эта революция означала конец централизованному обществу, в котором все построено на структуре, и где нужно все переоценить. Главными лозунгами были лозунги либертарности – касающиеся свободы сексуальных отношений – в 70-е годы во Франции разрешили аборты, упростили практику разводов, изменились законы относительно гомосексуализма. Проявилась личность, свободная личность. Так бывает во время карнавала, когда это действо полностью освобождает - но ненадолго, на какое-то время - человека из системы иерархических связей. И все меняется: шут становится королем, а король становится шутом.

Карнавальный принцип – принцип мая 68-го года. Тем более что для французского общества в принципе характерна карнавальная культура, которую описал еще Рабле. Для Франции и характерны мгновенные бунты против власти, и быстрое последующее возвращение к иерархии.

Но карнавал не может продолжаться вечно, он приходит и уходит, и все должно снова возвращаться к дисциплине и системе власти. Франция вернулась, но система ценностей, которая до того была незыблемой,– например отношение к гомосексуализму, к абортам и разводам - все было фактически подорвано, и в течение 70-х годов почти все либертарные лозунги мая 68-го года были реализованы.

Отход от принципов, связанных с доминированием мускулинности, изменившееся отношение к гомосексуализму, феминизм – все это выросло из мая 68 года. Естественно все лидеры революции как-то нашли свое место в жизни. Они более свободны, более раскрепощены, чем их родители, но все равно включены в иерархию. Таков вечный цикл структуры и коммунитас.

- В России еще не произошло насыщения вещами и стабильностью. Что будет, когда оно случится?

- Надо понимать, что оранжевая революция – некий аналог коммунитас. В Грузии, на Украине – антропологически это некое освобождение. В нашей истории - это не только август 91 года, но и, пожалуй, весь конец 80-х годов: движение освобождавшейся интеллигенции – тоже пример коммунитас. Но особенно ярко на постсоветском пространстве это проявилось в Киеве.

Если же говорить о сегодняшнем дне, то сейчас Россия еще до оранжевой революции не созрела. Коммунитас мы пережили в августе 91-го года, но потом наступили суровые времена: декабрь 91-го года, наступила необходимость выживания, а потом незамедлительно наступила реакция, общество стало опять восстанавливать иерархию, дисциплину, структуру как таковую. А второй раз люди, которые приняли участие в коммунитас 91-го года, на него уже не пойдут. Это состояние можно пережить один раз в жизни. Надо, чтобы подросло следующее поколение, которое решится на гуманитарную революцию и выйдет на улицы. Это не проблема ближайших 5-10 лет.

Но то, что общество обязательно будет скучать и захочет карнавала – это бесспорно. Вопрос только в том, насколько жестко будет власть держать общество. Если она скует его слишком жестким панцирем, то взрыв будет не меньший, чем в 17-ом году, потому что 17-ый год – тоже пример коммунитас. Если это будет мягкий панцирь, то и взрыв будет поменьше. Если обществу будут предоставлены политические возможности для смены власти, то коммунитас пройдет во вполне полнее цивилизованных формах.

Беседовала Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net