Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

08.05.2008 | Татьяна Становая

Теперь можно и премьером

Решив за последние 8 лет политические проблемы функционирования системы и построив «вертикаль власти», Путин может позволить себе заняться экономикой. При этом решение экономических проблем уже не будет прикладным по отношению к решению политических задач: опасных для власти олигархов уже нет. Выступление Владимира Путина показало, что именно сейчас правительство может действительно заняться развитием экономики и теми преобразованиями, которые способны стимулировать развитие производств. Выступление Путина было едва ли не самым либеральным за всю его историю политического лидерства.

Фактически это стало социально-экономическим посланием парламенту: отсутствие в нем политических и внешнеполитических тем, а также наличие конкретных мер подчеркивало премьерский статус выступавшего. В то же время многие задачи по своей амбициозности и значимости имеют ярко выраженный и политический оттенок, что подтверждает политический статус кабинета министров под руководством Путина. Новый премьер презентовал программу работы правительства на ближайший год.

Путин начал с постановки глобальной цели: вхождение России в число в число «стран-лидеров по ключевым показателям жизни наших граждан: уровень доходов и соцобеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни и жилищная обеспеченность». По объему ВВП Россия должна в 2008 году обогнать Великобританию, отметил Путин.

Главной экономической проблемой Путин назвал высокие темпы инфляции. «Необходимо в течение ближайших лет выйти на однозначную цифру», - подчеркнул он, тем самым значительно занижая ожидания: например, МЭРТ прогнозирует прогноз инфляции на 2009 год в размере 6-7%. Очевидно, что Путин дает понять: быстрых успехов от антиинфляционной политики ждать не стоит.

Для повышения конкурентоспособности экономики страны Путина призвал в первую очередь развивать наукоемкое производство, а для стимулирования экономического роста - национальный финансовый рынок. Вообще расширение экономических свобод и снижение административного давления и налоговой нагрузки на бизнес было центральной идеей выступления Путина. Он предложил оптимизировать инфраструктуру, упорядочить систему госрегулирования, совершенствовать законодательство, в частности для сделок с производными финансовыми инструментами. «Надо создать «массовый класс инвесторов», люди даже со скромными накоплениями должны получить возможность преумножать капитал», - заявил Путин.

Путин однозначно выступил и за снижение налогового бремени. «Минфин считает, что у нас и так чуть ли не лучшая система, я с этим не согласен», - заявил он, явно давая понять Алексею Кудрину, что снижения налогов не избежать. Причем снижение коснется, прежде всего, социальную сферу и нефтяников. «Надо освободить граждан и организации от налогов на социально значимые нужды: на выплату ипотечных кредитов, образование, здравоохранение и т.п.», - заявил Путин. Поддержал он и нефтяников: «доходы нефтяников немаленькие, но мы изымаем значительную часть прибыли в бюджет. Вчера дискутировали на эту тему. Мы изымаем в бюджет разными способами 75-80% прибыли нефтяных компаний, заявил Путин. В значительной степени из-за этого вяло идет разведка. Для стимулирования развития настало время снизить налоговую нагрузку», сказал Путин. Наконец, снижение налогового бремени затронет и производства, готовые к модернизации. «Для обновления производств понадобится модернизация амортизационной политики - нужна ускоренная амортизация, заявил Путин. Нужно расширить налоговые меры стимулирования НИОКР», - сказал премьер.

Путин фактически отрыл кампанию по «разбюрокрачиванию» процессов отношений органов власти и бизнеса. «Нам в целом необходимо дальнейшее расширение предпринимательской свободы, и правительство будет сокращать барьеры, снижать полномочия проверяющих органов, перечень лицензируемых видов деятельности. Будут расширять сферу применения обязательного страхования ответственности», - пообещал он. Наконец, Путин призвал принять пакет антирейдерских законов.

В отношении отраслей промышленности премьер выступил, очевидно, также с более либеральных позиций, говоря не о намерении госинвестиций, а о снятии барьеров и ограничений роста. Это гораздо более либеральный подход, чем тот, которого придерживаются сторонники стимулирования экономического роста в российской элите (посредством инструмента госвливаний). «Нужны специальные инструменты поддержки отдельных отраслей, играющих ключевую роль в развитии страны. Это, прежде всего, инфраструктура, сельское хозяйство, высокотехнологичные отрасли. Нужно снять ограничения для роста в этих областях», - заявил премьер. Путин также призвал пересмотреть правила тарифного регулирования и перейти к системе утверждения долгосрочных тарифов.

В социальной сфере Путин вступил как не меньший либерал: громкие обещания о росте доходов отошли на второй план (хотя не обошлось и от требования повысить МРОТ до прожиточного минимума), а на первый вышли социальные реформы, которые, напротив, никогда не пользовались социальной популярностью. Прежде всего, это коснется здравоохранения. «Не может устраивать сегодняшний уровень здравоохранения, а также бесправное положение пациентов. Нужен переход к современной системе. У граждан должно быть право на выбор врача и медицинской организации. Следует создавать механизмы повышения гражданина за свое здоровье. Но не следует забывать и об ответственности медицинских работников перед пациентом», - заявил Путин, поддерживая реализуемую сегодня реформу. Заметим, что ее критики указывают, что такая реформа, напротив, сделает медицинскими услугами менее доступными, а число платных услуг вырастет. В сфере образования Путин поддержал идею создания консолидированных научно-образовательных центров. Не обошел Путин и проблемы пенсионного обеспечения, правда не назвав здесь каких-либо конкретных мер. Путин пообещал также до конца года подготовить план по борьбе с бедностью. Наконец, по его словам, доходы пенсионеров должны быть не ниже прожиточного минимума.

В решении жилищной проблемы, являющейся одной из наиболее острых, Путин не сказал ничего нового: он, как и раньше, призвал развивать ипотеку, наращивать объемы строительства, строить социальное и быстровозводимое индивидуальное жилье. Наконец, Путин призвал развивать спорт, назвал «святым долгом» решение жилищной проблемы ветеранов (этому был посвящен один из первых Указов Медведева, что свидетельствует о синхронности работы президента и премьера).

Выступление Путина показало лишь общий подход нового премьера к решению социально-экономических задач: конкретики было мало. Очевидно, что правительство сохранит курс на поддержание наиболее важных отраслей (авиа- и судостроение), займется снижением налогового бремени, а уровень социальных расходов останется высоким, хотя некоторое снижение темпов роста исключать нельзя. Путин обещал к августу «определиться со стратегией», в том числе и по такому острому вопросу как снижение НДС.

Получается парадоксальная ситуация, при которой наибольшие ожидания в отношении либерализации были связаны с именем Медведева, однако эту коррекцию возглавил лично Путин. Для бизнеса это хороший знак: «оттепель» будет консенсусная, что позволит сделать ее более эффективной. Либерализация экономических правил оказывается как бы частью «путинского курса», а не самодеятельностью Медведева. Более того, политический вес Путина позволит более эффективно реализовывать принимаемые решения. В то же время очевидная готовность политических властей России заняться, наконец, экономикой, а не построением «вертикали», выглядит недостаточной на фоне не менее очевидной пока неспособности выбрать между стратегией модернизации и стратегией стабильности, а также крайней неэффективности бюрократии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net