Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

12.05.2008 | Татьяна Становая

Кремль вошел в состав правительства

Сегодня премьер-министр России Владимир Путин представил президенту Дмитрию Медведеву новый состав правительства. Большинство политически значимых фигур либо сохранили свои позиции, либо формализировали свое «теневое» влияние. Кабинет стал политически «тяжелым». По сути, произошло слияние части администрации президента с правительством. Причем такое «слияние» закреплено» назначением на пост главы президентской администрации Сергея Нарышкина: сильный аппаратчик будет обеспечивать тесное взаимодействие Кремля и исполнительной власти.

Путин заявил, что правительство обновлено на две трети по кадрам, хотя если оценивать изменения не только по количественному, но и по качественному фактору, изменения менее существенны. В правительстве будет 7 вице-премьеров, из которых два первых. При этом роли первых вице-премьеров будут значительно отличаться.

Первый вице-премьер Виктор Зубков станет скорее технической фигурой, которая будет нести ответственность за социальную политику. Зубков имеет своеобразный стиль управления: по-советски жесткий, что импонирует значительной части населения. Такой «хозяйственник» будет отвечать в публичном пространстве за удой молока, сбор урожая и защиту осетра. Иными словами, займется реализацией национальных проектов по сельскому хозяйству, выработкой и реализацией государственной политики в области рыболовства, развитием лесного и агропромышленного комплекса. В своей должности Зубков будет курировать лишь министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Столь высокий пост Зубкова при достаточно узких полномочиях связан с высокой степенью их социальной значимости и потребности Путина в «крепком» лидере, который мог бы в наиболее острые периоды «жестким словцом» «построить» чиновников. Фактически же это понижение.

Вторым лицом в правительстве Путина в действительности будет Игорь Шувалов – фигура очень сильная, известная своей близостью и к Медведеву. Шувалов в АП фактически курировал деятельность правительства и занимался выработкой всех основных направлений социально-экономической политики, что находило отражение в стратегических выступлениях Путина (например, в ежегодных посланиях). Учитывая это, Шувалов формализовал свою фактическую роль: в кабинете он будет курировать весь социально-экономический блок. В его ведении будет МЭРТ, частично Минфин, Минпромышленности (внешняя и внутренняя торговля перешли от МЭРТ к ведомству Христенко), Минрегионразвития Дмитрия Козака. Шувалову поручено ведение переговоров о вступлении России в ВТО, обеспечение господдержки развитию малого предпринимательства, управление госсобственностью, государственная политика в области единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политики и развития конкуренции. Шувалов будет заниматься и государственной тарифной политикой и выработкой государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов РФ.

В сфере курирования Шувалова оказывается и вице-премьер Александр Жуков, хотя его роль значительно пересмотрена и по объему и по содержанию. Вместо макроэкономики он будет заниматься нацпроектам (кроме АПК, доставшихся Зубкову), государственной политикой в области образования, здравоохранения, социального обеспечения граждан, доступного и комфортного жилья, культуры и искусства. На Жукова также возложено развитие физкультуры и спорта, включая подготовку к проведению Олимпийских игр в Сочи, развитие туризма, взаимодействие с религиозными объединениями. Он также будет курировать Министерство здравоохранения и социального развития.

Шувалов становится правой рукой Путина в кабинете министров: именно ему придется отвечать за согласование экономической, налоговой и бюджетной политики. Учитывая, что позиции вице-премьера сохранил Алесей Кудрин, вопрос об отношениях Кудрина и Шувалова станет одним из самых интересных. Кудрин, как и сейчас, будет вести разработку основных направлений социально-экономического развития. В его ведении будет единая финансовая, кредитно-денежная и налоговая политика, управление госдолгом, разработка и исполнение госбюджета, инвестиционная политика, государственное регулирование финансовых рынков. МЭРТ при Набиуллиной останется достаточно ослабленным и не претендующим на самостоятельную роль, что, однако, позволит Шувалову опираться в продвижении своей политики именно на него.

Одной из главных особенностей нового правительства является его «перегруженность» политическими фигурами. Выстроить «вертикаль» управления не удалось. За пределами сфер влияния Зубкова и Шувалова остались весомые фигуры, среди которых как прежние члены правительства, так и кремлевские чиновники.

Вице-премьер Игорь Сечин стал простым вице-премьером (слухи о его назначении главой аппарата не оправдались, что является, судя по всему, предметом компромисса Путина и Медведева). Он будет отвечать за выработку и осуществление государственной политики в области развития промышленности, за исключением промышленности оборонного комплекса и энергетики. Он же отвечает за государственную политику природопользования, осуществление экологического, технологического и атомного надзора. Фактически в его ведении оказывается вся промышленность, за исключением оборонки, доставшейся Сергею Иванову.

Сергей Иванов понизил свой статус: он стал простым вице-премьером, который будет, вероятно, отвечать за ВПК и курировать Минобороны. Единственным его «приобретением» является прямой выход на Путина.

Одной из ключевых фигур в кабинете станет Сергей Собянин – вице-премьер и глава аппарата. Он будет вести «работу по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти по разграничению полномочий между различными уровнями власти, законопроектную деятельность». Собянин имеет репутацию одного из самых эффективных, но при этом неконфликтных и технологичных менеджеров: именно такой человек в наибольшей степени подходит на должность главы правительственного аппарата. Все остальные ключевые министры сохранили свои посты. Это глава МВД Рашид Нургалиев, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны РФ Анатолий Сердюков, глава МЧС Сергей Шойгу, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Минрегионразвития Дмитрий Козак, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр транспорта Игорь Левитин, глава Минприроды Юрий Трутнев. Алексей Гордеев также остался в правительстве, сохранив пост Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

В то же время есть политически значимые новички. Вместо Владимира Устинова министром юстиции РФ стал близкий к Медведеву Александр Коновалов, бывший полпред президента в Приволжском федеральном округе. Минпромэнерго разделено на два министерства - Министерство энергетики, которое возглавил бывший глава «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко. Возможно, он будет также подчинен Игорю Сечину. Игорь Щеголев, глава президентского протокола, назначен министром связи и массовых коммуникаций: именно он будет курировать СМИ, что политически важно для Путина. В то же время назначение на эту должность нейтральной фигуры также можно считать итогом компромисса Путина и Медведева: последний будет заниматься СМИ через свою администрацию.

Наконец, Александр Авдеев, до сих пор являвшийся послом РФ во Франции, стал министром культуры. Глава Российского футбольного союза Виталий Мутко назначен главой нового министерства - по делам спорта, молодежи и туризма.

Назначение нового правительства в действительности мало что меняет: все ключевые политики, которые формально или неформально влияли на выработку и реализацию госполитики сохранили свои роли. В то же время можно наблюдать фактическое слияние части администрации президента и правительства: теперь именно кабинет будет главным центром проведения социально-экономической политики и выработки реформ. На этом фоне Путину было крайне важно минимизировать конкуренцию между АП и исполнительной властью, обеспечив ее самое тесное взаимодействие. Видимо именно для этого в Кремль на пост главы администрации был направлен бывший глава аппарата правительства Сергей Нарышкин – человек, который, пожалуй, в наилучшей степени способен выстроить гармоничные и эффективные отношения между Кремлем и Белым домом. В то же время АП в такой ситуации кажется политическим отделом правительства, что долго продолжаться не может.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net