Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

23.05.2008 | Алексей Рощин

Охота за общими эмоциями

Череда крупных побед российских спортсменов в текущем году впечатляет. Мария Шарапова стала первой ракеткой мира, «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, хоккеисты в первый раз за 15 лет выиграли чемпионат мира, баскетбольный ЦСКА выиграл европейский Финал Четырех… Список наверняка неполон. В стране в связи с этим очевидным образом поднимается волна ликования и патриотизма, густо замешанного на эмоциях счастливых болельщиков.

Я сам - страстный болельщик. Сколько раз в дни тяжелых поражений наших сборных или, скажем, вылета наших клубов из европейских кубков, я утешал себя простенькой мыслью: "Да брось! В конце концов - тебе-то какая разница? Это ж ОНИ вылетели, проиграли, остались без медалей и т.п. Как это повлияет на твою жизнь? Да НИКАК. Между тобой и ИМИ нет абсолютно никакой связи; расслабься, плюнь на этих неудачников!"

Однако у всего есть своя оборотная сторона: теперь, когда триумфы в самых разных видах спорта сыплются на наши головы один за другим, эта прежде спасительная мысль, наоборот, как-то незаметно отравляет чистую, незамутненную, ПАТРИОТИЧЕСКУЮ радость. Как ответить на риторические вопросы? Дьявольский голос шепчет: "Ну да, ОНИ выиграли, они, понятно, радуются. Но тебе-то что? Что это изменит в ТВОЕЙ жизни? Да ровным счетом ничего, старина..."

Понимаю, мне скажут: "Старик, об этом лучше не думать! Радуйся, веселись вместе со всей страной!" К сожалению, на меня эта радостная формула не действует; я-то в глубине души уверен, что думать всегда лучше, чем не думать... ну, интереснее, по крайней мере.

Все-таки "боление" - безусловно, интересный социально-психологический феномен. Надо бы, пожалуй, почитать литературу по этому вопросу. На Западе она наверняка есть… Про художественную и всякие журналистские расследования я даже слышал, но наверняка должны быть и собственно научные монографии. Вот есть ли что-то по теме в нашей психологии - не уверен...

Но пока попробуем поразмыслить так, "без авторитетов". На чем базируется "боление"? По всей видимости, тут работают, с одной стороны, идентификация - то есть болельщик чувствует себя "одним из" тех, кто борется на площадке (поле и т.п.) Типа - "Аршавин - это я!" или "Ковальчук - это я!" В острый момент в кровь выбрасывается в лошадиных дозах адреналин - в точности, как если бы болельщик в этот момент САМ должен был бы сделать рывок или нанести точнейший удар...Это, так сказать, "общая психология". С другой стороны, наверняка тут еще задействован и чисто социально-психологический механизм - поиск "чувства МЫ". То есть болельщику, как правило, ценно не только (и даже не столько!) само переживание от игры, но и чувство, что он входит в некую группу - группу болельщиков за эту же команду или спортсмена.

Если брать теорию, то тут все четко: сам по себе соревновательный дух спорта, когда изначально задается конфликт, противоборство - это именно и есть основной группообразующий фактор. Ведь давно известно, что чувство принадлежности к группе задается поначалу "от противного": не "мы - это Паша, Вася и мистер N", а "мы - это те, которые против НИХ". То есть дух соревновательности запускает образование группы; поначалу эта группа строится по принципу "я и моя команда", но быстро трансформируется в "я, команда и все те, кто ее поддерживает, как и я". Можно предположить, что "в пределе" и остаются только "я и те, кто поддерживает команду", а сама команда при этом вовсе уходит на второй план (случай так называемого "фанатства").

То есть мы имеем две разновидности "чувства принадлежности": к команде и к тем, кто ее поддерживает (другим болельщикам, "фанам"). Кстати, вспоминаю, что некоторые западные психологи вообще выделяли "стремление принадлежать к (какой-то) группе" в качестве одной из базовых психологических потребностей человека...

То есть - что мы получаем? Мы получаем, что человек в случае "боления", скорее всего, запускает очень древний психологический механизм: чувство удовлетворения от того, что твои эмоции совпадают с эмоциями твоей группы. Это "удовлетворение совпадением эмоций" должно быть обусловлено биологически: ведь уже обезьяны - это стадные животные, они поодиночке не живут; точно так же и пралюди жили в группах (племенах, прайдах и т.п.) Естественно, в племени или в стаде общая радость (позитивные эмоции) бывали только по каким-то действительно грандиозным поводам - типа, удалось завалить совместными усилиями мамонта, пошел долгожданный дождь, саблезубого тигра удалось прогнать и т.д. А значит, ОБЩАЯ радость (радость, разделяемая со своей группой) должна переживаться гораздо острее, чем своя личная: в кровь выбрасывается больше эндорфинов, стремление когда-нибудь вновь пережить ОБЩУЮ радость должно у индивида закрепляться - это полезно с точки зрения выживания рода...

В этом смысле слова комментаторов "Этой победе сейчас радуется вся 140-миллионная Россия" - вовсе не просто пустой патриотический брёх; это логичное ОПРАВДАНИЕ всего предшествующего "боления" для всех слушателей; собственно, именно ради переживания этих мгновений ОБЩЕЙ радости они ведь, собственно, и "болеют"...

Однако неизбежен вывод, что такая радость - полный аналог наркотика; болельщик фактически ОБМАНЫВАЕТ свой организм, подсовывая суррогат - в точности, как это делает наркоман, попросту напрямую вводя себе химические "вещества радости".

Глубоко заложенное в нас "стремление принадлежать хоть к какой-тот группе" - это, очевидно, древнейший психологический механизм, способствующий выживанию; обезьяна или прачеловек ДОЛЖНЫ стремиться к тому, чтобы прибиться друг к другу - просто потому, что поодиночке они погибнут. И естественно, в древности и еще до начала времен все группы так или иначе и создавались для того, чтобы обеспечивать ВЫЖИВАНИЕ своим членам, и, собственно, этой борьбой за выживание и занимались; поэтому поначалу общие эмоции такой группы и были эмоциями ВЫЖИВАНИЯ...

Не то сейчас. Нынешний "болельщик" - это индивид, который выживает в одиночку, в отчаянной борьбе с себе подобными. Он это делает с переменным успехом - однако древний инстинкт "принадлежности к группе" зудит в нем. Хочется "принадлежать" - и "колется"! Входить в реальную группу, которая решает РЕАЛЬНЫЕ задачи выживания (и, значит, может и реально погибнуть) - слишком стремно. Уж лучше одному...

И тогда современный человек попросту обманывает древний инстинкт. Он придумывает себе "боление" - а общество, в частности, через развитую систему спортивного шоу-бизнеса, услужливо ему в этом помогает. Он буквально "из ничего" создает себе квази-группу, условную группу "таких же, как я" болельщиков - и точно знает, что при некотором условии (победа "своей команды" в некоем соревновании) все участники "моей группы" будут испытывать одни и те же эмоции радости! Он не только входит в некую группу (болельщики "Спартака", "Зенита", Марии Шараповой, сборной России - нужно подчеркнуть или вписать) - он еще и гарантированно получит древнюю непреходящую ценность - ОБЩИЕ ГРУППОВЫЕ ЭМОЦИИ!!

Беда здесь та же, что и с настоящими наркотиками: переживаемые положительные эмоции здесь точно так же оторваны от результата. Древний человек радовался вместе со всеми, что так удачно вышло завалить мамонта - а потом два месяца питался мясом этого мамонта; нынешний фан вместе со всеми такими же "фанами" радуется победе "Спартака" - но в его жизни реально ничего не меняется. Организм понимает, что в его жизни эндорфинов больше, чем реальных поводов для радости - и уменьшает их выработку; что в итоге? В итоге - депрессии, тревога, безотчетное стремление к групповой экзальтации... Это когда т.н. "фаны", страдающие на самом деле от одного и того же - недостатка РЕАЛЬНЫХ радостей в своей жизни - собираются вместе в тщетной надежде хоть как-то вновь пережить вместе ОБЩИЕ эмоции. Это пустая затея, потому что для РЕАЛЬНЫХ эмоций у них нет главного - совместной деятельности, хоть каким-то углом направленной на цели ВЫЖИВАНИЯ...

Вот так, увы. Начал за здравие, кончил за упокой. Выводы, впрочем, сами сложились в процессе написания. Я лишь подозревал, что у всякого "боления" - наркотическая природа...

Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net