Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.05.2008

Новые инструменты кадровой политики

15 апреля 2008 года в Москве прошла научно-практическая конференция «Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ как инструмент подготовки кадров для российской экономики».Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и Институтом современного развития (бывший РИО-Центр) под эгидой Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства образования и науки РФ. В ней приняли участие Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс, и.о. директора департамента Мининформсвязи РФ Владимир Васильев, руководитель комитета АП КИТ по образованию Борис Нуралиев, ректоры и ведущие специалисты наиболее авторитетных вузов и ссузов в области ИТ, представители ИТ-компаний — всего более 100 человек.

Конференция была посвящена актуальным вопросам подготовки квалифицированных специалистов в области информационных технологий. Основным лейтмотивом стало обсуждение результатов проекта по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований), реализованного АП КИТ при организационной поддержке Мининформсвязи России.

Открывая конференцию, Андрей Фурсенко обратил внимание присутствующих на то, что основным ограничителем роста не только в ИТ, но и во всех высокотехнологичных отраслях экономики и промышленности является недостаток квалифицированных специалистов. Кадровые проблемы, проблемы поиска людей, их обучения, переобучения, по его мнению, «будут нарастать, причем нарастать валом… Существующие экономика и общество выстроены таким образом, что всегда будет ощущаться нехватка… квалифицированных специалистов, адекватных тем задачам, которые перед ними стоят».Министр отметил уникальность сферы ИТ, которая носит «не отраслевой, а надотраслевой характер» и сообщил, что государство постоянно увеличивает число бюджетных мест для подготовки в области ИТ-технологий: за четыре года их количество возросло втрое. Он также подчеркнул важность работы отраслевой ассоциации АП КИТ, которая одной из первых в России включилась в подготовку профессиональных стандартов.

Говоря о концептуальных основах реформы образования, министр определил цель модернизации образовательной системы как создание возможностей для подготовки «людей, адекватных вызовам времени». «Мы должны помогать людям через образование становиться успешными», сказал министр. «Образование выполняет очень значимую социальную функцию, являясь социальным лифтом,… дает возможность человеку изменить свой социальный статус. …Это инструмент, который позволяет быть успешными и человеку, и сообществам, и стране, и миру в целом». Такая задача, по мнению А. Фурсенко, требует полного пересмотра подходов к образованию. Это касается, в первую очередь, образовательных стандартов. «Мы должны четко понять, каковы сегодня квалификационные требования (стандарты) в профессиональной жизни… Что мы понимаем под хорошим профессионалом?» И уже отталкиваясь от этого, можно ставить вопрос о том, каковы должны быть образовательные стандарты.

А. Фурсенко кратко охарактеризовал новый закон по структуре образовательных стандартов. «В этой структуре заложено, что стандарты — это в первую очередь не то, что человек изучает во время учебы, а то, что он должен знать на выходе. Одновременно в стандартах заложено, в каких условиях он должен получать знания, какая методическая база должна быть, какие условия… Это касается всех, начиная со школы и заканчивая профессиональным образованием. Задать рамку и оставить содержание профессионалам — это очень важная вещь».

Завершая выступление, министр отметил, что «ИТ является тем паровозом, который способен развернуть экономику на инновационное направление» и ещё раз подчеркнул необходимость «новых подходов, новых требований и нового образования».

Характеризуя отрасль информационных технологий, Игорь Юргенс заметил, что ей всегда была свойственна высокая конкуренция, и, соответственно, опережающие темпы роста — в силу правильного управления, грамотного регулирования со стороны государства. В отрасли давно и активно внедряются институты развития, в потенциале являющиеся одним из главных инструментов стратегической модернизации всей отечественной экономики.

Для решения проблемы кадрового голода, помимо традиционных мер, Игорь Юргенс предложил подумать над программой привлечения из-за рубежа наших соотечественников, проявивших себя высококвалифицированными специалистами.

Владимир Васильев, и.о. директора департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ, открывая свое выступление, подчеркнул, что информационные технологии играют ключевую роль в идущем ныне формировании информационного общества и экономики, основанной на знаниях. Как показывает опыт ведущих зарубежных стран, ИТ являются тем катализатором, тем инструментом, который в значительной степени определяет конкурентоспособность национальной экономики и уровень развития человеческого капитала, влияет на все процессы, происходящие в обществе. Доля ИТ в структуре ВВП ведущих стран Запада неуклонно возрастает. В нашей стране в течение последних нескольких лет ежегодные темпы роста отрасли ИТ превышали 20%. Стратегия развития информационного общества, утвержденная Президентом Российской Федерации в минувшем году, стала, по существу, основополагающим документом, который устанавливает ключевые направления технологического развития страны до 2015 года. Подъем инновационных отраслей и, в частности, отрасли ИТ — неоспоримый приоритет развития России. Поэтому особое значение приобретает подготовка кадров, высококлассных специалистов в области информационных технологий, которые способны решить стоящие перед нашей страной масштабные задачи.

В. Васильев сообщил, что сегодня в сфере информационных технологий — как в ИТ-отрасли, так и в других отраслях промышленности — работает свыше 1 млн. специалистов. В прошлом году на работу в области ИТ пришло свыше 180 тыс. специалистов. При этом, по предварительным данным, только треть из этого числа — выпускники профильных вузов и ссузов.

Однако наряду с проблемой количества подготавливаемых специалистов актуальна проблема качества подготовки выпускников вузов и ссузов. Поэтому в июне 2006 года на заседании Совета по ИТ в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации было принято решение о разработке профессиональных стандартов». «Профессиональный стандарт — это по существу ориентир по профессии в области информационных технологий. И каждый профессиональный стандарт… это документ, где отражаются минимальные необходимые требования к профессии, должностным обязанностям, профессиональным компетенциям, требованиям и уровню образования». За 2007 год были разработаны стандарты по девяти наиболее востребованным профессиям в области ИТ. В. Васильев отметил, что эта работа осуществлялась Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий при непосредственной поддержке целого ряда ведущих компаний ИТ-отрасли: «1С», «АйТи», Verysell, IBM, IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», R-Style, «Техносерв А/С», «Яндекс» и при участии представителей сотен организаций различных отраслей народного хозяйства, в которых работают ИТ-специалисты. Это, по мнению В. Васильева, особенно отрадно, потому что «без активного участия работодателей отечественная система образования повышение квалификации переподготовки не может быть современной и эффективной. Именно представители бизнес-сообщества могут формулировать конкретные требования к студентам, которые обучаются в наших вузах, поскольку работодатель лучше всего знает какие специалисты сфере ИТ нужны сегодня и будут востребованы в перспективе».

Представитель Мининформсвязи заметил, что «по мере развития инновационной экономики и рынка информационных технологий потребность в ИТ-специалистах будет все время возрастать. В этой связи очень важно, чтобы преподаватели технических вузов готовили студентов с учетом требований и пожеланий работодателей. Это послужит гарантией для молодых людей получить интересную и хорошо оплачиваемую работу; да и руководство вузов заинтересованно в повышении рейтингов своих учебных заведений. И если будут учитываться профессиональные стандарты при подготовке или обновлении учебных программ, то, безусловно, такие учебные заведения всегда будут конкурентоспособными».

Резюмируя, В. Васильев выразил уверенность, что профессиональные стандарты в области ИТ принесут практическую пользу не только работодателям и их сотрудникам, но и разработчикам проектов федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования.Руководитель комитета АП КИТ по образованию Борис Нуралиев отметил, что «внедрение информационных технологий способствует росту производительности труда. Поэтому развитие информационных технологий — это не узкоотраслевая задача, а одна из мер по стимулированию инновационного развития экономики в целом». Он отметил стабильный рост отрасли ИТ и заверил, что есть еще куда развиваться: «Доля России в мировом ВВП — 2,7%, а доля расходов российских предприятий на автоматизацию составляет 1,6% от расходов на ИТ в мире. Следовательно, отечественные предприятия пока недоавтоматизированы не только по отношению к конкурентам из развитых стран, но даже по отношению к среднемировому уровню (включая слаборазвитые и развивающиеся страны). При этом было отмечено, что представители ИТ-компаний стали более активно принимать на работу не только выпускников вузов, но и ссузов (колледжей).

По мнению Бориса Нуралиева, подготовка специалистов в области информационных технологий должна стать одним из приоритетов российской системы образования на ближайшие годы. При этом он поблагодарил Министерство образования и науки РФ за работу по перераспределению бюджетных мест в вузах с менее востребованных на более востребованные специальности, в том числе ИТ, и выразил надежду, что сопутствующей мерой должна стать государственная поддержка преподавателей ИТ-дисциплин.

Подытоживая свое выступление, Борис Нуралиев отметил, что «реализация проекта по разработке профстандартов может рассматриваться как положительный пример эффективного межведомственного взаимодействия Министерства информационных технологий и связи и Министерства образования и науки, а также как пример конструктивной совместной работы государственных структур и бизнес-сообщества».Василий Буров (REAL-IT) более подробно рассказал о результатах исследования «ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 г. в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства», проведенного по заказу АП КИТ Центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ.

Александр Лейбович (АНО «НАРК») и Виктор Никитин (ГУ-ВШЭ) рассказали о содержании, области применения, основных пользователях профессиональных стандартов, порядке их разработки и макетах, которым они должны соответствовать.Выступление заместителя директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Нелли Розиной было посвящено федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нового поколения. Затрагивая взаимосвязь образовательных стандартов с профессиональными, она отметила: «Профессиональные стандарты очень важны для системы образования <…> Это гораздо более широкое понятие, описывающее сферу труда. И образовательное учреждение должно четко соотнести, что из заложенного в профессиональных стандартах, должно быть взято как оптимум для образовательного стандарта».

Заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова рассказала об опыте поддержки инновационных программ по подготовке ИТ-специалистов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Примеры использования профессиональных стандартов при разработке проектов ФГОС разных уровней образования были озвучены в докладах Юрия Тельнова (МЭСИ), Бориса Трусова (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Артема Аджемова (МТУСИ), Марины Нежуриной (Академия IBS), Елены Колмыковой (МГКИТ).Программу конференции завершили две панельные дискуссии.

На панельной дискуссии «Взаимное позиционирование образовательных стандартов различных учебных заведений (вузы—ссузы) на примере подготовки программистов» (ведущий — Василий Буров) обсуждалось, насколько серьезное значение при приеме на работу имеет наличие у выпускника высшего или среднего профессионального образования.

Панельную дискуссию «Профессиональные стандарты и компетенции в работе кадровых служб ИТ-компаний» провел Игорь Агамирзян (EMC). Обсуждение показало, что традиция использовать профессиональные стандарты при приеме сотрудников на работу в ведущие ИТ-компании на данный момент еще не сложилась, но это направление представляется очень перспективным.

Участники конференции высказались за продолжение цикла встреч, круглых столов и конференций, направленных на популяризацию темы ИТ-образования и вовлечение в нее учебных заведений, кадровых агентств и служб предприятий.

Подготовлено по материалам Института современного развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net