Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

28.05.2008 | Олег Громов

Распустят ли Верховную Раду?

Арсений Яценюк, председатель Верховной Рады Украины, заявил 26 мая, что «процесс конституционной реформы нужно приостановить». И это при том, что этот процесс раскрутился настолько, что стал теснейшим образом связан с другим важным вопросом сегодняшней украинской политики – возможным скорым роспуском Рады. Насколько это соответствует реальности и выгоден ли такой роспуск ведущим политикам? Если принять за истину то, что главную роль в украинской политике играют президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и глава оппозиции Виктор Янукович, то картина выстраивается весьма интересная.

Начнем с президента, то есть с того, чьи сторонники первыми заговорили и недееспособности Рады этого созыва. Создается впечатление, что президент и его команда вообще хотят дискредитировать работу Рады. И вызвано это как раз готовящимися изменениями Конституции. Чем дольше будет продолжаться кризис «оранжевой коалиции» в парламенте, когда ВР не может принять запланированные еще на март поправки в бюджет-2008, тем меньше доверия должно остаться у населения к существующей на Украине президентско-парламентской форме правления. То есть президенту останется только бросить клич «усилим президентскую власть, и мы обретем стабильность!» Тогда его вариант Конституции может быть поддержан на планируемом президентом «народном референдуме». Но для того, чтобы провести референдум надо сначала убедить всех в недееспособности парламента, а значит, Рада нужна пока Национальным конституционным советом не будет подготовлен единый вариант поправок в Конституцию. Вот когда Рада не сможет договориться по принятию этого варианта (а для этого нужно конституционное большинство – голоса минимум 300 депутатов, что в практической плоскости означает союз главных оппонентов – Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко), тогда и можно будет ее распустить. Хотя таким образом, вероятнее всего, сократится количество депутатов блока «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС), где много сторонников президента. Уровень поддержки НУНС неизменно снижался с момента его создания летом 2007 г. с 15% до 5% в конце апреля 2008 г. (по данным «ФОМ-Украина»). Мало того, блок вообще может расколоться от внутреннего конфликта: лидер «Народной самообороны», министр внутренних дел Юрий Луценко, наверняка, обижен на президента за то, что он его так и не поддержал на выборах мэра Киева, состоявшихся в прошедшее воскресенье. Конфликт между ними обострился еще осенью 2007 г., когда Луценко активно поддерживал создание «оранжевой коалиции» в ВР, а люди Виктора Балоги (главы Секретариата президента) и Ющенко тормозили этот процесс. То есть президент в случае роспуска Рады рискует вовсе остаться без «своих» депутатов. Тогда зачем же ему вообще распускать Раду?

У Ющенко пока нет шансов победить на выборах президента в 2009 г. Если ему хочется остаться весомым игроком в украинской политической жизни, то придется договариваться с более перспективными политиками. Возможно, у Ющенко есть свой «план ухода» с должности президента в 2009 г. Есть даже версия, что он сблизится с ПР или сторонниками олигарха Рената Ахметова, который «должен» президенту после вступления Украины в ВТО как владелец металлургических компаний. Вся партия, либо только эти сторонники могут образовать совместно с пропрезидентскими «нашеукраинцами» новый партийный проект «под выборы», главным лозунгом которого будет объединение Востока и Запада Украины. Если это так, то президенту нужно время, чтобы «раскрутить» новый проект, которого пока нет и в помине. А для этого нужно тянуть время с роспуском Рады, который логично последует за полным крахом «оранжевой коалиции». Возможен и другой вариант: если Ющенко выторгует у одного из потенциальных кандидатов на должность президента в 2009 г. какую-нибудь чиновничью должность, то партийные проекты ему не нужны и вовсе. Но «поиграть» возможностью роспуска Рады перед Януковичем и Тимошенко нужно, чтобы они или один (одна) из них были более сговорчивыми к 2009 г.

Что касается премьера, то на первый взгляд Юлии Владимировне тоже не очень-то нужно обновление Рады. Тимошенко растеряла увеличившееся в январе-феврале из-за частичного возвращения «сгоревших» вкладов Сбербанка СССР. По данным того же «ФОМ-Украина», если бы в конце апреля состоялись внеочередные выборы в Раду, то за БЮТ проголосовало бы 25% населения вместо почти трети населения зимой этого года. Причина этому – скачки инфляции после выплат по «сберовским» долгам. Тем не менее, по данным социологов, БЮТ все равно опередил бы ПР на два процента голосов (возможная статистическая погрешность +/– 2,2%) и получил бы больше мест в Раде, чем в сентябре 2007 г. Но динамика отношения к Тимошенко и ее блоку отрицательная. Это показали и выборы мэра в Киеве, где кандидат от БЮТ Александр Турчинов проиграл Леониду Черновецкому.

Одновременно такое же падение рейтинга мы наблюдаем и у других парламентских партий и блоков – НУНС, Блока Литвина (БЛ) и Компартии Украины (КПУ). НУНС балансирует «на грани» пятипроцентного барьера на выборах, а БЛ и КПУ его уже не преодолевают (по данным «ФОМ-Украина» на вторую половину апреля 2008 г.). Таким образом, Рада может стать двух- или двухсполовинной партийной (ПР+БЮТ+НУНС (?)). Такой «расклад сил» в принципе выгоден Тимошенко, так как после премьерства самая лучшая позиция перед президентской гонкой 2009 г. – это статус оппозиции, которая ни за что не ответственна и может критиковать всех. А фактически недееспособный парламент, где есть примерно равные по силе конкурирующие партии, которые точно официально не создадут коалицию – еще один способ доказать «вредность» политической реформы 2004 г. Тимошенко как фавориту будущих президентских выборов тоже не нужен сильный парламент.

Уже в оппозиции в 2008 или в 2009 г. она могла бы «отыграть» потерянные недавно голоса. Но в оппозицию она сможет уйти только после новых выборов, так как за отставкой ее Кабинета министров и развала «оранжевой коалиции» последует роспуск парламента. Тимошенко, наверняка, сейчас решает, уйти ли самой с поста премьера и спасти те проценты голосов населения, что еще есть, или же пытаться вынудить Ющенко отправить ее правительство в отставку и тем самым еще больше увеличить его антирейтинг.

Так что Тимошенко выгоден роспуск Рады либо уже сейчас, либо после какого-нибудь эффектного хода, к примеру, против инфляции – одной из главных проблем украинского населения. Однако Тимошенко сейчас более занимает подготовка конституционной реформы. Второй человек в БЮТ – Александр Турчинов даже предъявил в середине мая ультиматум президенту: изменения Конституции в обмен на досрочные выборы. И Тимошенко, как и Ющенко, пока нужен действующий парламент.

Третий «большой игрок» - Янукович. Его партия на волне критики экономической политики Кабинета Тимошенко постепенно набирает потенциальные голоса на выборах, но пока отстает от БЮТ. В этой ситуации, несмотря на заявления Януковича, что эту Раду стоит распустить, «регионалам» нужно тянуть время и дать «оранжевым» самим погубить свою популярность у части населения. Чем дольше будет продолжаться конфликт президента и премьера и чем дальше от этого будет ПР, периодически проваливая нужные Ющенко или Тимошенко законопроекты, тем «чище» будет их имидж в глазах населения.

«Паны дерутся – у холопов чубы трещат» – актуальная народная украинская поговорка. Представляется, что большинство населения так и воспринимает конфликты политиков. На этом играет и ПР, стараясь не принимать участия в конфликтах между премьером и президентом. Следовательно, «регионалам» сейчас также не выгоден роспуск Рады. Им вообще не выгодно формировать свой Кабмин в 2008 г., ведь по итогам года инфляция может превысить 20%! Лучше вообще как можно дольше (вплоть до президентских выборов) быть оппозицией в Раде этого созыва.

Итак, новые парламентские выборы в ближайшее время не входят в планы ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Януковича. К тому же, только к 30-у сентября истечет годичный срок, после которого президент формально может распустить ВР. К этому моменту уже должны быть подготовлены основные варианты новой Конституции, а в противостоянии Ющенко-Тимошенко кто-то из них «не выдержит», и правительство уйдет в отставку. А значит, осенью этого года Украина вновь может выбирать свой парламент. Выборы и изменение Конституции сделают эту осень «горячей».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net