Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.06.2008 | Татьяна Становая

Оранжевый шабаш

6 июня председатель Верховной Рады Украины Арсений Яценюк на заседании парламента зачитал заявления народных депутатов Украины Игоря Рыбакова (фракция БЮТ) и Юрия Бута (фракция «Наша Украина - Народная самооборона») о выходе из коалиции. С этого момента в «оранжевой коалиции» нет парламентского большинства: она насчитывает 225 голосов.

Развал коалиции происходит на фоне острого политического противостояния между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко по всему спектру деятельности: проведение масштабной приватизации и реприватизации, отношения с Россией, конфликт вокруг мэра Киева (Тимошенко при этом потерпела сокрушительное поражение), экономической политики, а также руководства Фонда Госимущества. Руководитель секретариата президента Виктор Балога недавно раскритиковал Тимошенко за бездарную, на его взгляд, экономическую политику. По его словам, апрельский показатель инфляции в 3,1% означает, что правительство Тимошенко «не может справиться с негативными процессами в экономике страны, несмотря на постоянные успокоительные заверения правительственных чиновников».

Одновременно оба политика фактически вступили в институциональную войну друг против друга, выдвинув два альтернативных варианта конституционной реформы. Ющенко в рамках рабочей группы национального конституционного совета продвигал проект Конституции, значительно расширяющий возможности президента («французская модель»). Тимошенко, напротив, начала готовить проект изменений в основной закон, устанавливающий парламентскую республику. «Будет канцлер и будет порядок», - заявила она в апреле.

После этого развал коалиции был практически неизбежен. Важнейшим шагом для Ющенко на фоне такой перспективы было принятие закона о кабинете министров, расширяющего полномочия главы государства. В частности, Кабмин должен будет выполнять решения Совета национальной безопасности и обороны, которые вводятся в действие указами президента. Президент также получил право вносить в парламент предложение о рассмотрении вопроса об ответственности Кабинета министров, закрепил за собой право назначать и увольнять министров обороны и иностранных дел. Кроме того, отменяется право контрассигнации, введенное законом Януковича о кабмине и предоставляющее правительству право контрассигнации решений президента.

Принятие законопроекта стало большой политической победой Ющенко, тем более что это проходило в условиях сопротивления БЮТ. В первом чтении законопроект был принят в обмен на согласие президента провести досрочные выборы мэра Киева. Тимошенко, заинтересованная в политическом контроле над столицей и отстранении Леонида Черновецкого, битву проиграла – мэр получил поддержку президента и успешно переизбрался. Во втором чтении и в целом закон был принят 16 мая – в обмен на обещание президента одобрить три антиинфляционных закона, которые лоббировало правительство Тимошенко (речь идёт об установлении импортной пошлины, ограничении надбавок на ключевые социальные продукты и о возможности беспошлинного ввоза в Украину основных продуктов питания), а также разрешить ситуацию вокруг Фонда Госимущества. Однако после принятия закона о кабмине, законы, внесенные Тимошенко, не были подписаны. Также важно напомнить, что одним из важнейших успехов Ющенко было завершение формирования Конституционного суда. Ранее также КС принял решение о праве президента без контрассигнации со стороны правительства вводить в действие решения СНБО, который фактически становится органом власти, альтернативным правительству.

Противостояние президента и премьера резко обострилось после решения БЮТ заблокировать трибуну Верховной рады и помешать президенту обратиться с ежегодным посланием. После этого мало кто верил в фактическое существование «оранжевой коалиции».

Выход из коалиции двух депутатов спикер Анатолий Яценюк назвал «предательством. Игорь Рыбаков объяснил своё решение протестом против коррупции в правительстве. «Ну, уже вышел, мы знали об этом, он давно уже общается с господином Балогой, то есть, он уже давно готовился. Я считаю, что не бесплатно. Всё для нас было ожидаемо и нормально. Нас это не удивило», - сказал Кожемякин, депутат от БЮТ. Депутат из НУНС Юрий Бут (попал в Раду по квоте «Народной самооброны») также заявил, что «коалиция в ее нынешнем виде, при очевидном доминировании БЮТ, не является инструментом воплощения политики главы государства и нередко превращается в рычаг противодействия президенту. Считаю, что не могу продолжать работать в рамках образования, которое не выполняет своих же обещаний и перестало быть опорой президента Виктора Ющенко».

Ситуация после выхода двух депутатов из коалиции пока остается «подвешенной». Сторонники Юлии Тимошенко и она сама говорят, что коалиция продолжает действовать. Тем не менее, де-юре коалиция прекращает свое существование, как только теряет большинство. Это подтвердил и председатель регламентного комитета ВР Александр Ефремов. После этого Верховной раде дается один месяц на формирование новой коалиции. В противном случае президент имеет право распустить ее.

В то же время и Балога, и Ющенко, и Минюст дали понять, что коалиция формируется из фракций, а не отдельных депутатов, а значит, она пока не развалилась. Тем не менее, такая позиция, в частности президентских структур, выглядит скорее спекулятивной. Так, Балога от лица созданной им партии «Единый центр» призвал БЮТ и «Народную самооборону» навести порядок у себя в партиях и сделать все, чтобы сохранить коалицию. В такой ситуации главным виновниками развала выглядит именно БЮТ (тем более что 4 депутата недавно дали понять, что намерены создать альтернативный центр принятия решений внутри фракции) и близкая к ней партия Луценко. Главные же фигуры, заинтересованные в развале коалиции, остаются в тени. Такая позиция позволяет президенту, с одной стороны, формально выступать за сохранение коалиции (то есть сохранить свое лицо), но, с другой стороны, оставлять свободу маневра – в любой момент коалицию можно признать несуществующей. Теперь возможны несколько сценариев развития событий.

Первый сценарий – коалиция сохранится. Для этого БЮТ и его сторонники попытается принять закон об императивном мандате. В этом случае выбывшие депутаты потеряют свои мандаты, а на их место придут новые. Однако реалистичность такого сценария крайне мала: Тимошенко вряд ли сможет набрать большинство, особенно в новых условиях. Другой вариант этого же сценария – это пополнение коалиции. БЮТ рассчитывает на вступление Ивана Плюща, который в прошлый раз категорически возражал против формирования «оранжевой коалиции» (он входит во фракцию, но не подписывал заявление о вхождении в коалицию). Кожемякин из БЮТ заявил, что он уже вступил в «оранжевый» союз (правда, эта информация пока не подтверждена).

Второй сценарий – это формирование широкой коалиции между «НУНС» и Партией регионов – такой формат давно и активно лоббировался главой секретариата президента Виктором Балогой. Сейчас это наиболее распространенный прогноз. Заместитель руководителя фракции БЮТ Николай Томенко 22 мая говорил, что «Наша Украина» за спиной у союзников-«бютовцев» ведёт в Верховной Раде переговоры с Партией регионов о создании широкой коалиции. По словам депутата, «если раньше призрак широкой коалиции блуждал в Секретариате президента, то теперь абсолютно очевидно, что он заходит в Верховную Раду Украины». Чуть ранее о наличии «пятой колоны» в «оранжевой коалиции» говорила Тимошенко. «То, что сегодня происходит, - абсолютное единство всех этих богатых ребят, президента, силовых структур и судей - это единство направлено против действий правительства», - отметила она.

Такой сценарий позволит Ющенко восстановить частично свои прерогативы, особенно если он сумеет договориться о «техническом» премьере (правда, Партия регионов настаивает исключительно на кандидатуре Виктора Януковича). В то же время для него это будет мощнейшее имиджевое поражение. Заметим, что в 2006 году, когда Янукович стал премьером, «оранжевые» не участвовали в коалиции – формально Партия регионов объединилась лишь с коммунистами и социалистами. Это позволяло Ющенко хоть как-то сохранить лицо. Сейчас его прямой союз с Януковичем при реализации этого сценария является безальтернативным, что, однако, может привести к расколу самой пропрезидентской фракции – лишь меньшинство ее членов выступают за соглашение с «регионалами». Кроме того, союз с более сильной партией регионов вряд ли позволит Ющенко сохранить политическое лидерство: опыт прежнего сотрудничества убедительно показал, что новой войны между президентом и правительством в этом случае также не избежать.

Наконец, третий сценарий – это роспуск Рады. В этом случае Ющенко на какое-то время вернет себе всю полноту власти и сумеет «сохранить лицо». По данным СМИ, в Секретариате уже не верят в возможность создания «широкой коалиции», зато весьма вдохновлены поражением БЮТ на выборах в Киевсовет и строят планы устроить «Сталинград» для Юлии Тимошенко уже в масштабах всей страны - на досрочных парламентских выборах осенью. Однако после выборов он рискует оказаться в гораздо худшем положении: рейтинг БЮТ сейчас достаточно высок. По данным центра «София», рейтинг Партии регионов и БЮТ практически сравнялся: оба получили бы по 23%. «НУНС» может рассчитывать лишь на 9% голосов избирателей. Между тем, по данным донецкой компании «R&B», Партия Регионов получила бы 25,8% голосов, БЮТ – 21,7%, НУНС – 5,1% голосов. В последнее время многие опросы свидетельствуют о некотором снижении популярности БЮТ, после резкого скачка в первые месяцы ее премьерства. В любом случае выборы для пропрезидентских сил выглядят малопривлекательными, в время как для БЮТ – более перспективными.

Сейчас ситуация в Украине развивается по кругу: в 2005 году раскол «оранжевых» закончился политической сделкой между Ющенко и Януковичем и приходом «технического» премьера. Однако сейчас президент пытается разорвать этот круг и перехватить инициативу. В итоге ситуация может развиваться по четвертому сценарию: фактический развал коалиции при ее юридическом сохранении позволит ему держать Тимошенко в подвешенном положении, влияя на ее работу в кабинете.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net