Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.06.2008 | Алексей Рощин

Конец оптимизма

Сообщают, что поджоги машин уже отмечены не только в Москве, но и в разных других городах страны. С одной стороны, конечно, можно все валить на СМИ: мол, "в погоне за дутыми сенсациями", "возбудили низменные инстинкты", "создали нездоровую моду"... Мода - это неопасно: побузят какие-то обалдуи, поймут, что за это бывает "а-та-та" - да и успокоятся... А может быть, все не так. Может быть, лет через 5-10, оглядываясь назад, мы все согласимся, что эти поджоги имели символическое значение: ими был обозначен конец эпохи социального оптимизма в России.

Скажем мы тогда: большая была эпоха, вместила активную жизнь целого поколения! Началась с Перестройкой, году так в 1985-м, была отмечена при рождении поистине грандиозными надеждами масс, когда миллионы вдруг искренне поверили, что им все буквально по плечу, что впереди - рывок в некое Прекрасное Далёко, куда возьмут всех, всех!

И потом - социальный оптимизм жил, помогал обществу переживать поистине тектонические сдвиги, вел сквозь бури 90-х, сквозь постепенно подергивающиеся ряской "нулевые"... И вот - всё, "кранты".Что, в конце концов, добило социальный оптимизм? Причины давно обозначены: инфляция и дикий, непредставимый в странах Запада разрыв в доходах, пресловутые "децильный коэффициент". Да, безусловно, на первых порах разрывы в доходах и социальном положении, как разница в уровнях жидкости, провоцирует движение, создает стимулы: "верхние" служат для "нижних" манком, маяком, ориентиром. "Они так смогли - и мы сможем!"

Да, все так - но не 20 лет подряд. Не в обществе, которое все очевиднее стремится к закостенению, где от "социальных лифтов" остается одно воспоминание, в котором поверхность общественной жизни подергивается уже не ряской и не ледком, а самым натуральным бетоном. Пусть надежды умирают последними - но жить вечно они все равно не могут.

Конечно, отчаиваются не все и не одновременно. Слой, у которого "все в порядке", не истончается одномоментно. Тут важно то, что рядом с ним оформляется и вызревает слой тех, кто ПЕРЕСТАЛ ВЕРИТЬ. Чем шире растет прослойка "отчаявшихся", "идейных лузеров", "аутсайдеров" - тем более сильное давление они станут оказывать на "успешных"... Умаляя, тем самым, их "соцоптимизм" и неуклонно затягивая в свой лагерь. Очень показательны дискуссии на различных форумах по поводу эпидемии поджогов. Можно отметить ряд очень важных тенденций, иллюстрирующих мысль о "смерти оптимизма".Во-первых, красной нитью при обсуждении действий "пироманов" проходит мысль, что жечь "Майбахи", "Бентли" и "Мерседесы" - это чуть ли не доблесть; во всяком случае, против этого трудно возражать. И те же, кто пишет о своей "поддержке" идей сжигания "Майбахов", часто обижаются - мол, почему ж "пироманы" так неразборчивы? Почему они сжигают и недорогие иномарки - то есть наказывают не богатеев, а, мол, своих же братьев?!

И почти не встретишь в дискуссиях тех, кто выступил бы с идеей полного неприятия уничтожения чужой собственности ДАЖЕ в том случае, если будут страдать "только богатые".

О чем это говорит? Донельзя наглядно эти обсуждения демонстрируют "затык", плотину в социальной динамике современного общества. Еще недавно люди осудили бы тех, кто сжигает "Мерседесы", из неявного, но четкого ощущения, что в этом есть угроза себе самому - себе БУДУЩЕМУ. То есть: сегодня у меня нет "Мерседеса", но он вполне может - и я к этому стремлюсь! - появиться у меня завтра или послезавтра; не у меня, так у моего сына; так какого ж рожна я буду одобрять уничтожение собственности, которая вполне могла бы быть моей?!

А люди из форумов СЕГОДНЯ уже не верят ни капли, что когда-то будут владеть "Бентли"; для них "те, кто сейчас на "Бентли" - это ЧУЖИЕ, это люди "из-за стены" - стены, которая уже стала непреодолимой... Это "пробка", пробка в социальной динамике, которая для "социального здоровья" нынешней России может быть опаснее, чем все "пробки" на улицах столицы.

Во-вторых, действительно: если рассмотреть факты, то поджигатель (или поджигатели, что вероятнее) расправляются отнюдь не с "Бентли" в первую очередь (что и понятно - "Бентли" все ж обычно не оставляют на ночь у подъезда в спальном районе). "Городские партизаны", которые "жгут богатых" - это именно что самозародившийся "городской миф", который выдает фобии населения и при этом мало имеет сходства с действительностью.

Жгут как раз именно "иномарки для среднего класса", часто - взятые в кредит. Иной москвич или питерец возмущается: "Я так же, как и ты, друг-пироман, ненавижу богатых - но зачем же тебе жечь мое скромное авто?! Я сам весь в долгах, мы наверняка с тобой на одном уровне благосостояния!" Но в том-то и дело. Если один, условно говоря, бедняк взял кредит на иномарку, а другой бедняк эту иномарку поджигает ночью, вместо того чтобы самому взять кредит и купить такую же – то, что различает этих двоих? Да именно что - уровень социального оптимизма! Один верит, "что все будет хорошо", а второй - уже нет.

Но при этом, как видим, ОБА практически одинаково сильно ненавидят "богатых". То есть: реально уже оба четко ощущают над головой непробиваемый "потолок" - просто пока еще они чувствуют его на разной высоте.

Плюс всепожирающая инфляция. А ведь что позволяет человеку более-менее уверенно переносить возрастающую инфляцию? Только уверенность, что сам он и его дела В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ "идут вверх" - и потому есть шанс эту самую инфляцию обогнать. Такая гонка изматывает, но в ней сохраняется надежда.Если же ощущения "движения вверх" нет, более того - есть обратное ощущение, что "двигаться вверх" бесполезно - тогда высокая инфляция, как постоянно висящий дамоклов меч, порождает или социальную апатию... или раздражение. Которое выливается порой вот в такие вот "бессмысленные" поджоги чужих машин. Чистая деструкция, "разрушение ради разрушения". Никаких требований, никакой выгоды. "Мне будет хорошо, если ВСЕМ ВАМ станет плохо".

Очень опасный синдром. Здоровое общество должно реально очень пугаться таких проявлений. Но наше - как видим - чуть ли не вновь дружно орет "Пусть сильнее грянет буря!!"

Если эпоха социального оптимизма действительно подошла к концу - буря не замедлит, господа. Вот только вряд ли она кого на самом деле обрадует.

Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net