Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Взгляд

11.06.2008 | Алексей Рощин

Конец оптимизма

Сообщают, что поджоги машин уже отмечены не только в Москве, но и в разных других городах страны. С одной стороны, конечно, можно все валить на СМИ: мол, "в погоне за дутыми сенсациями", "возбудили низменные инстинкты", "создали нездоровую моду"... Мода - это неопасно: побузят какие-то обалдуи, поймут, что за это бывает "а-та-та" - да и успокоятся... А может быть, все не так. Может быть, лет через 5-10, оглядываясь назад, мы все согласимся, что эти поджоги имели символическое значение: ими был обозначен конец эпохи социального оптимизма в России.

Скажем мы тогда: большая была эпоха, вместила активную жизнь целого поколения! Началась с Перестройкой, году так в 1985-м, была отмечена при рождении поистине грандиозными надеждами масс, когда миллионы вдруг искренне поверили, что им все буквально по плечу, что впереди - рывок в некое Прекрасное Далёко, куда возьмут всех, всех!

И потом - социальный оптимизм жил, помогал обществу переживать поистине тектонические сдвиги, вел сквозь бури 90-х, сквозь постепенно подергивающиеся ряской "нулевые"... И вот - всё, "кранты".Что, в конце концов, добило социальный оптимизм? Причины давно обозначены: инфляция и дикий, непредставимый в странах Запада разрыв в доходах, пресловутые "децильный коэффициент". Да, безусловно, на первых порах разрывы в доходах и социальном положении, как разница в уровнях жидкости, провоцирует движение, создает стимулы: "верхние" служат для "нижних" манком, маяком, ориентиром. "Они так смогли - и мы сможем!"

Да, все так - но не 20 лет подряд. Не в обществе, которое все очевиднее стремится к закостенению, где от "социальных лифтов" остается одно воспоминание, в котором поверхность общественной жизни подергивается уже не ряской и не ледком, а самым натуральным бетоном. Пусть надежды умирают последними - но жить вечно они все равно не могут.

Конечно, отчаиваются не все и не одновременно. Слой, у которого "все в порядке", не истончается одномоментно. Тут важно то, что рядом с ним оформляется и вызревает слой тех, кто ПЕРЕСТАЛ ВЕРИТЬ. Чем шире растет прослойка "отчаявшихся", "идейных лузеров", "аутсайдеров" - тем более сильное давление они станут оказывать на "успешных"... Умаляя, тем самым, их "соцоптимизм" и неуклонно затягивая в свой лагерь. Очень показательны дискуссии на различных форумах по поводу эпидемии поджогов. Можно отметить ряд очень важных тенденций, иллюстрирующих мысль о "смерти оптимизма".Во-первых, красной нитью при обсуждении действий "пироманов" проходит мысль, что жечь "Майбахи", "Бентли" и "Мерседесы" - это чуть ли не доблесть; во всяком случае, против этого трудно возражать. И те же, кто пишет о своей "поддержке" идей сжигания "Майбахов", часто обижаются - мол, почему ж "пироманы" так неразборчивы? Почему они сжигают и недорогие иномарки - то есть наказывают не богатеев, а, мол, своих же братьев?!

И почти не встретишь в дискуссиях тех, кто выступил бы с идеей полного неприятия уничтожения чужой собственности ДАЖЕ в том случае, если будут страдать "только богатые".

О чем это говорит? Донельзя наглядно эти обсуждения демонстрируют "затык", плотину в социальной динамике современного общества. Еще недавно люди осудили бы тех, кто сжигает "Мерседесы", из неявного, но четкого ощущения, что в этом есть угроза себе самому - себе БУДУЩЕМУ. То есть: сегодня у меня нет "Мерседеса", но он вполне может - и я к этому стремлюсь! - появиться у меня завтра или послезавтра; не у меня, так у моего сына; так какого ж рожна я буду одобрять уничтожение собственности, которая вполне могла бы быть моей?!

А люди из форумов СЕГОДНЯ уже не верят ни капли, что когда-то будут владеть "Бентли"; для них "те, кто сейчас на "Бентли" - это ЧУЖИЕ, это люди "из-за стены" - стены, которая уже стала непреодолимой... Это "пробка", пробка в социальной динамике, которая для "социального здоровья" нынешней России может быть опаснее, чем все "пробки" на улицах столицы.

Во-вторых, действительно: если рассмотреть факты, то поджигатель (или поджигатели, что вероятнее) расправляются отнюдь не с "Бентли" в первую очередь (что и понятно - "Бентли" все ж обычно не оставляют на ночь у подъезда в спальном районе). "Городские партизаны", которые "жгут богатых" - это именно что самозародившийся "городской миф", который выдает фобии населения и при этом мало имеет сходства с действительностью.

Жгут как раз именно "иномарки для среднего класса", часто - взятые в кредит. Иной москвич или питерец возмущается: "Я так же, как и ты, друг-пироман, ненавижу богатых - но зачем же тебе жечь мое скромное авто?! Я сам весь в долгах, мы наверняка с тобой на одном уровне благосостояния!" Но в том-то и дело. Если один, условно говоря, бедняк взял кредит на иномарку, а другой бедняк эту иномарку поджигает ночью, вместо того чтобы самому взять кредит и купить такую же – то, что различает этих двоих? Да именно что - уровень социального оптимизма! Один верит, "что все будет хорошо", а второй - уже нет.

Но при этом, как видим, ОБА практически одинаково сильно ненавидят "богатых". То есть: реально уже оба четко ощущают над головой непробиваемый "потолок" - просто пока еще они чувствуют его на разной высоте.

Плюс всепожирающая инфляция. А ведь что позволяет человеку более-менее уверенно переносить возрастающую инфляцию? Только уверенность, что сам он и его дела В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ "идут вверх" - и потому есть шанс эту самую инфляцию обогнать. Такая гонка изматывает, но в ней сохраняется надежда.Если же ощущения "движения вверх" нет, более того - есть обратное ощущение, что "двигаться вверх" бесполезно - тогда высокая инфляция, как постоянно висящий дамоклов меч, порождает или социальную апатию... или раздражение. Которое выливается порой вот в такие вот "бессмысленные" поджоги чужих машин. Чистая деструкция, "разрушение ради разрушения". Никаких требований, никакой выгоды. "Мне будет хорошо, если ВСЕМ ВАМ станет плохо".

Очень опасный синдром. Здоровое общество должно реально очень пугаться таких проявлений. Но наше - как видим - чуть ли не вновь дружно орет "Пусть сильнее грянет буря!!"

Если эпоха социального оптимизма действительно подошла к концу - буря не замедлит, господа. Вот только вряд ли она кого на самом деле обрадует.

Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net