Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.06.2008 | Ольга Мефодьева

Власти в борьбе с коррупцией

В преддверии масштабной кампании по борьбе с коррупцией Следственный комитет при прокуратуре РФ проявил собственную инициативу, разработав Концепцию противодействия коррупции, которую направил в рабочую группу при президенте России. При составлении Концепции аналитики столкнулось с трудностью – в законодательстве РФ отсутствует определение коррупции.

Предпосылки активной борьбы с коррупцией сформировались уже в первые дни президентства Дмитрия Медведева. 19 мая 2008 года на совещании по проблемам противодействия коррупции в Кремле президент сказал: «Очевидно, что коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься». С этого момента коррупция стала одной из самых острых и популярных тем в риторике властей, что, безусловно, имеет вполне конкретные основания. В соответствии с положениями доклада Совета Федерации, объем коррупции за 2007 год составил 240 миллиардов долларов, что равняется совокупному оборонному бюджету Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании (стран лидеров по военным расходам ЕС) на 2008 год. Такой колоссальный объем средств, затерявшийся в бездонных карманах чиновников, мог бы существенно усовершенствовать некоторые сферы экономики.

Противодействие коррупции крайне актуальная тема для властей, которая на данном этапе декларирует необходимость модернизации экономики, внедрение инноваций и развития наукоемких технологий. Например, в Бюджетном послании на 2009-2011, подписанном 23 июня 2008 года, Дмитрий Медведев заявил: «Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры». И надо отметить, что задачи, поставленные в этом документе, вряд ли, могут быть осуществимы при подобном коррупционном обороте.

В этом смысле разработка Концепции противодействия коррупции является не только не необходимой, но жизненно важной для адекватного развития экономических и политических институтов. Но есть существенные проблемы в составлении комплексных антикоррупционных мер. Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Сергей Маркин посетовал, что сложность заключается в отсутствии нормативного определения коррупции, а также ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции. Подобная ситуация представляет собой барьер для скорейшего внедрения программы противоборству коррупции.

Существует еще один проблемный и труднопреодолимый аспект в борьбе со взяточничеством. По данным опроса ВЦИОМа, у населения сложился стереотип, под которым бюрократия понимается как исключительно формальное исполнение обязанностей. Бюрократию считают «скорее неэффективной» 32,5% населения и «совсем неэффективной» - 24,6%. Понимание бюрократии как исполнение формальных правил и заведомое отношение как неэффективному институту предполагает неформальные методы взаимодействия для повышения собственной выгоды и эффективности. Выражаясь в терминах институциональной теории, неформальный институт коррупции укоренился в сознании граждан настолько, что издержки взаимодействия с ним представляются меньшими, чем соответствие формальным институтам, т.е. правилам. Подобную закономерность подтверждают данные Transparency International, индекс восприятия коррупции в России в 2007 году составил 2,3 единицы (при идеальном значении в 10). И надо отметить, что трансформация сложившихся годами неформальных институтов возможна при комплексных и тщательно продуманных мерах, предполагающих какой-либо результат в только долгосрочной перспективе.

Нынешняя Концепция противодействия коррупции, по словам господина Маркина, представляет собой всестороннее совершенствование законодательства, актуализации международных договоров и стандартов, фактически направленных на создании формальных рамок для борьбы с коррупцией. Но нужно четко понимать, что предполагаемые изменения норм должны в совокупности влиять на изменение неформальных институтов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net