Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.06.2008 | Татьяна Становая

Медведев поддержал Минфин

23 июня президент России Дмитрий Медведев направил Федеральному Собранию РФ бюджетное послание на 2009-2011 гг. Это первое Бюджетное послание и, по сути, первый программный документ Медведева в новой должности. Важно также отметить, что это второе бюджетное послание, подготовленное на трехлетнюю перспективу: в прошлом году в первый раз эту практику использовал Владимир Путин, в соответствии с бюджетной реформой, проводимой Минфином.

Бюджетное послание Медведева обладает рядом отличительных характеристик.

Во-первых, оно выглядит гораздо более техническим документом (по сравнению с предыдущими посланиями), в котором минимизированы идеологические (либеральные или государственнические) приоритеты. В нем практически не содержится никаких оценок (ни критических, ни позитивных) в отношении проводимой политики или существующих проблем. Владимир Путин, например, делал бюджетные послания гораздо более ориентированными на ценности, на более высокое качество бюджетного процесса и системы функционирования государства в целом. Бюджетные послания Путина были более политическими. Например, бюджетное послание в 2007 году в своей первой части было посвящено анализу достигнутого. Нынешнее бюджетное послание, по сути, начинается с перечисления принятых мер в соответствии с бюджетной реформой, то есть является описательным.

Во-вторых, его можно признать сбалансированным между приоритетами «партии роста» и приоритетами «партии стабильности». Более того, эта сбалансированность во многом выдает очень активное присутствие консервативной позиции Минфина. Бюджетные послания при Путине всегда готовились при непосредственном участии Алексея Кудрина и всегда были подтверждением устойчивости его позиций. Нынешнее послание Медведева оказалось в этом смысле полностью преемственным, несмотря на то, что с приходом Владимира Путина на пост главы правительства, консервативная бюджетная политика подверглась ощутимому давлению.

В связи с этим, важнейшей характеристикой Бюджетного послания стала его ориентированность на позицию Минфина. Медведев, в частности, признал, что Фонд национального благосостояния, который «партия роста» стремится активно использовать для решения социально-экономических проблем развития страны, ориентирован, прежде всего, на накопление средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы. Более того, говоря о возможности расширения состава активов, в которые могут вкладываться средства ФНБ, Медведев выбрал наиболее абстрактные формулировки даже по тем спорным вопросам, по которым уже сам озвучивал свою позицию. Так, в послании говорится, что в число таких активов могут войти «акции и долговые обязательства надежных эмитентов», не уточняя, что речь гипотетически может идти об акциях российских компаний. Напомним, что Медведев давал поручение правительству разработать механизмы вложения средств ФНБ в акции российских компаний, против чего выступал Минфин, но это не вошло в послание.

Свидетельством ориентированности на позицию Минфина является и полная поддержка идеи Кудрина подготовить финплан на 15 лет - по сути, это важный ограничитель для наращивания расходов бюджета. Наконец, Медведев полностью поддержал и жесткую бюджетную реформу, которую проводит Минфин: бюджетирование по результатам, долгосрочность планирования, повышение ответственности участников бюджетного процесса и т.д. Президент призвал к ускорению проведения реформы.

В-третьих, в послании практически не содержится новых идей, и оно не разрешает существующие противоречия (например, в отношении снижения НДС). Более того, в послании есть очень много повторов из бюджетного послания 2007 года. Медведев ограничился фиксацией поставленных ранее задач, уже не раз озвученных Путиным.

Главной проблемой Медведев назвал высокие темпы инфляции. Эта тема в последнее время отходит на второй план на фоне вышедших на первый приоритетов развития экономики страны (повышения расходов). Даже Путин, выступая перед Госдумой в преддверии своего утверждения на посту премьера, давал понять, что снижение инфляции до однозначных значений пока невозможно. Медведев вынужден занимать более сбалансированную позицию. Тем не менее, никаких антиинфляционных мер он не предложил, лишь оговорившись, что важнейшим инструментом должна стать бюджетная политика (речь идет о снижении темпов роста расходов). Министр финансов Алексей Кудрин затем прокомментировал послание, указав, что теперь «во главу угла кладется эффективность бюджетных расходов». Рост возможен только «в пределах прироста ВВП, чтобы не вызывать инфляционных последствий».

В то же время в целом позиция политических властей в отношении инфляции остается противоречивой. Медведев как глава государства подтверждает, что снижение инфляции – главный приоритет государственной политики. Путин как глава правительства и фактический лидер «партии роста», не опровергая этот приоритет, все же на первое место ставит приоритет экономического роста и не прекращает принимать решения, значительно наращивающие рост социальных расходов. На встрече с «единороссами» в прошедшие выходные он назвал «неправильным бороться с инфляцией за счет снижения темпов роста экономики». Путин при этом не согласился с политикой главы Центробанка Европы Трише, который повышает ставку рефинансирования, пренебрегая последствиями для экономического роста. «Мы должны иметь разные мнения на этот счет», - сказал Путин. Одновременно на этой же встрече он объявил, что с 1 декабря этого года зарплата бюджетников будет повышена на 30%. Таким образом, снижение инфляции все больше остается приоритетом по остаточному принципу.

Вместе с тем важнейшей задачей Медведев назвал «необходимость усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышения уровня жизни населения» - главный приоритет «партии роста». Но и здесь Медведев раскрыл эту цель исходя из позиции Минфина: он озвучил идею Кудрина подготовить к 1 августа этого года долгосрочную бюджетную стратегию до 2023 года. Иными словами, приоритеты «партии роста» ограничены приоритетами «партии стабильности».

Среди важнейших задач Медведев перечислил уже ранее озвученные решения пенсионной проблемы, в том числе введение системы софинансирования пенсий; дальнейшую реализацию бюджетной реформы; повышение качества управления госсобственностью и эффективности работы госсектора. В последнем случае Медведев указал, что надо расширять практику представления интересов государства в органах управления АО независимыми директорами вместо госслужащих. Это одно из немногих положений послания, которое можно считать политически значимым – его Медведев уже высказывал ранее.

Единственной новацией, исключением из общего характера послания, можно назвать оценку Медведевым нынешнего состояния экономики России. Если Путин делал акцент преимущественно на успехах экономического развития и огромном потенциале, то Медведев указал на серьезное воздействие внешних факторов. «Несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны», - говорится в послании. Но и это можно назвать скорее проявлением позиции Минфина, который в последнее время особенно активно указывает на неустойчивость мировой конъюнктуры и необходимость проведения более консервативной политики.

Наконец, главной интригой послания, как ожидалось, могла стать налоговая политика. Но и здесь Медведев ограничился перечислением всех тех решений, которые были политически одобрены Путиным ранее. Он предложил при исчислении налога на прибыль учитывать расходы предприятий на образование, здравоохранение, добровольные пенсионные отчисления и решение жилищных проблем. Кроме того, предложено либерализовать амортизационную политику, совершенствовать налоговый режим для малых предприятий. Озвучил Медведев и налоговые идеи для поддержания нефтяных компаний: повышение размера необлагаемого минимума при расчете НДПИ при добыче нефти, введение налоговых каникул для компаний на новых месторождениях.

В спор относительно сроков и размеров снижения НДС президент вмешиваться не стал, ограничившись лишь поручением «определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки». Минфин пока остается на жесткой позиции. Сразу после обнародования послания, Алексей Кудрин дал понять, что сокращение налога несовместимо с решением поставленных руководством страны задач, в том числе демографических, опасно для макроэкономической стабильности, противоречит интересам бизнеса и опороспособности страны. Кудрин призвал «остановиться» в политике снижения налогов. МЭР в ответ на это подтвердил свою прежнюю позицию, что НДС должен быть снижен до 12%.

Полностью преемственны и основные приоритеты расходов бюджета. Это здравоохранение, образование, научные исследования, модернизация транспортной инфраструктуры.

Бюджетное послание не стало программным документом Медведева как нового главы государства: скорее, напротив, оно фиксирует абсолютную преемственность и даже более того, консервирует проводимый курс. Если в посланиях Путина присутствовала личность самого президента, то послание Медведева не содержит практически ничего «медведевского». Вместе с тем, оно является важнейшим показателем приоритетов российской власти и подтверждает нацеленность на сохранение баланса между приоритетами роста и приоритетами макроэкономической стабильности. Одновременно оно фиксирует распределение ролей в тандеме между Путиным и Медведевым: первый отвечает за экономический рост, второй – за баланс между основными приоритетами. Послание стало также свидетельством устойчивого политического положения Алексея Кудрина и сохранения за ним доминирующей роли в определении бюджетной политики.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net