Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политшкола

01.07.2008 | Дарья Гринева

Поделить между своими

На прошлой неделе парламентарии вернулись к вопросу реформирования партийного законодательства. В Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях», в разработке которого приняли участие представители всех думских фракций («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ). В соответствии с законопроектом государственное финансирование партий по результатам парламентских выборов предлагается увеличить в четыре раза. Также в публичном пространстве возникла тема очередного увеличения минимальной численности партий (с 50 тысяч до 100 тысяч человек).

Согласно действующему законодательству набравшие на парламентских выборах не менее 3% голосов партии получают в течение последующих четырех лет государственное финансирование в размере 5 рублей за каждый голос избирателя. Средства из государственного бюджета выделяются с целью компенсации финансовых затрат политических образований.

Бюджетное финансирование партий было введено в 2004 году и изначально составляло 50 копеек за голос. В 2001 году, когда впервые принимался закон «О политических партиях», многие депутаты выступали против нормы о государственном финансировании. В 2006 году госфинансирование было увеличено в 10 раз. Также партии стали подотчетны непосредственно Центризбиркому по вопросу расходовании средств во время избирательной кампании.

В соответствии с последними предлагаемыми поправками стоимость голоса предлагается повысить до 20 рублей. По словам одного из авторов законопроекта, руководителя фракции «Справедливая Россия» Николая Левичева, документ будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы осенью, реально же он может вступить в силу уже после выборов 2011 года. Левичев также отметил, что по мнению депутатов доходы федерального бюджета позволяют увеличить затраты на финансирование партий.

Другим направлением реформ в области партийного законодательства является увеличение минимальной численности партий. Принятый в 2001 году закон о партиях предусматривал минимальную численность 10 тыс. членов, затем, в 2004 году, планка была поднята уже до 50 тысяч. Недавно с очередной инициативой в этом направлении выступили члены фракции «Единой России» и ЛДПР, предложив вдвое увеличить минимальную численность (с 50 до 100 тыс.). Однако это вызвало прохладную реакцию среди высшего руководства единороссов.

Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов не счел предлагаемые изменения необходимыми, отметив, что «когда принимали закон о 50 тысячах, исходили из ситуации в стране, а сейчас численность населения в стране не увеличилась». Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, считающийся неофицальным идеологом партии, также не поддержал идею об увеличении минимальной численности. Он отметил, что специальной дискуссии в «Единой России» на эту тему не было, заметив при этом, что «для сколько-либо серьезных политических организаций подобные изменения в законах не будут иметь никакого значения». По мнению Морозова, для повышения планки нет серьезных оснований, так как политическая система уже сложилась, остались реальные игроки, а «всю политическую пыль сдуло с этой поляны».

Имели место и более критические замечания в адрес предлагаемых поправок. В частности, комментируя эту инициативу, Александр Бабаков отметил, что законопроект выгоден крупным партиям. При этом эсер напомнил, что соответствовать предлагаемой планке будет непросто для других политических сил, которые все же в определенной мере востребованы избирателем. «Пусть они примут решение об интеграции с другими партиями о консолидации между собой не за счет давления количественного показателя, а за счет объективной необходимостью, связанной с защитой своих идеалов, взглядов и так далее», - предложил Бабков.

Если поправки будут приняты, в России фактически останется пять партий – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и Аграрная партия. При этом вследствие изменения порядка финансирования, по результатам последних думских выборов бюджетные средства получали только четыре партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Вкупе с повышением процентного барьера с 5% до 7% такие изменения в партийном законодательстве создают предпосылки к «консервации» сложившейся партийной системы, затрудняя появление на политическом поле новых игроков и фактически оказывая давление на наиболее слабых игроков, уже находящихся в партийной системе. Такая тенденция вступает в противоречие с декларируемыми властью заявлениями о необходимости развития института партий и партийной системы в России. В логике данного вектора обычно рассматривается введение пропорциональной избирательной системы вместо прежней смешанной. Однако ужесточение критериев входа в партийное поле, напротив, скорее способствует стагнации партийной системы и укреплению позиций не столько института партии как такового, сколько конкретного политического игрока – «Единой России», а также, в некоторой степени, других прокремлевских сил. С другой стороны, подобные изменения могут в перспективе послужить стимулом для консолидации оппозиционных сил, что при изоляции, в которой фактически находится КПРФ, дает им шанс бороться за представительство в органах законодательной власти на федеральном уровне.

Дарья Гринева – бакалавр факультета прикладной политологии ГУ - ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net