Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.07.2008 | Сергей Маркедонов

НАТО-Армения: прагматизм превыше всего

«Армения в своей внешнеполитической повестке не ставит вопроса о вступлении в НАТО». Данный тезис был озвучен министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном 6 июля 2008 года в ходе его совместной пресс-конференции с главной внешнеполитического ведомства Чешской Республики Карлом Шварценбергом. При этом глава МИД Армении заявил, что вопрос о конструктивном сотрудничестве Еревана с Североатлантическим Альянсом чрезвычайно важен для внешней политики его страны.

Тема «НАТО и Армения» стала актуальной в конце июня - начале июля по нескольким причинам. Во-первых, в российском политическом и экспертном сообществе любые движения бывших республик СНГ в сторону НАТО вызывают если не опасения, то подозрительность. Армения же - особый случай. На сегодняшний день – это единственная республика Южного Кавказа, которая рассматривает российское военно-политическое присутствие на территории своей страны, не как «аннексионистские проявления», а как гарантию безопасности. Напомним, что в 1995 году между РФ и Республикой Армения был подписан Договор о создании на армянской территории российской военной базы сроком на 25 лет. База располагалась в Гюмри на границе с Турцией. В Ереване была создана группа управления российскими подразделениями. Начиная с 1996 года, на российской военной базе могут проходить действительную военную службу граждане Армении. В 1992 году между РФ и Арменией был подписан Договор о совместной охране внешних границ СНГ (1992 г.). Российские военные принимают участие в подготовке военных кадров для национальной армии Армении. В 1997 году в Москве был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Арменией. Армения- член ОДКБ и ЕвраЗЭС. Поэтому участие Еревана в НАТО-вских проектах вызывает ревность у Кремля.

Между тем недавно завершилась двухгодичная Программа индивидуального сотрудничества НАТО и Армении (IPAP). После этого прошли встречи представителей официального Еревана и Альянса в Брюсселе. 28 мая 2008 года главы МИД и министерства обороны Армении (соответственно Эдвард Налбандян и Сейран Оганян) приняли участие в работе Совета «НАТО-Армения». Там итоги выполнения Арменией Программы индивидуального партнерства были предметом содержательного обсуждения.

20 июня Налбандян обсудил вопросы нагорно-карабахского урегулирования с Генеральным секретарем Альянса Яапом де Хооп Схеффером, а 23 июня 2008 года в Армении началась «Неделя НАТО». Такого рода мероприятия являются, как правило, политико-пропагандистскими, имеющими цель дать представления о стратегических новинках Альянса. Впрочем, ради объективности, можно сказать, что после 9/11 у НАТО таковых практически нет (все та же борьба с «международным терроризмом», распространением оружия массового уничтожения и несостоятельными государствами). В последние годы НАТО пытается позиционировать себя, как организация, способствующая демократизации стран-членов и стран-партнеров. Однако «Неделя НАТО» в Армении одной лишь пропагандой не ограничилась. 24 июня 2008 года в Ереване прошла конференция по поводу проведения военных учений НАТО «Cooperative Longbow/Lancer», которые состоятся в Армении 15 сентября нынешнего года. По словам заместителя начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении генерал-майора Аршалуйса Пайтяна, «в учениях будут участвовать почти все страны-члены НАТО. Мы увидим многонациональную воинскую группу, военные учения, которые приводят к миру. То есть, военнослужащие еще раз должны показать, что их сотрудничество направлено только на сохранение мира»

Как бы то ни было, «Неделя НАТО» в Армении прошла накануне транскаспийского турне российского президента Дмитрия Медведева. Первым (и пожалуй, наиболее важным) пунктом его визита стал Азербайджан (Медведев- второй из трех президентов РФ, посетивших Баку). Все это дало повод говорить об укреплении контактов между НАТО и Ереваном, как определенном сигнале Москве. Переговоры президентов России и Азербайджана завершились подписанием пяти документов. Прежде всего, следует отметить подписание Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве. Остальные 4 документа были специализированными, «узкими» по охвату (это - межведомственные соглашения). «Азербайджан - наш стратегический партнер на Кавказе. Нас связывает многовековая история и особый характер нынешнего партнерства, что помогает в решении самых разных проблем», - заявил в Баку Дмитрий Медведев. Заметим попутно, что российские лидеры разделяют понятия «стратегический союзник» (так называют Армению) и «стратегический партнер» (этого титула Азербайджан удостаивается не в первый раз). В Ереване подобные заявления вызывают такую же ревность, как и в Москве любые движения в сторону НАТО (а также США, ЕС).

Между тем, следует отметить, что в Армении контакты с НАТО начались далеко не вчера. 28 января 2007 года в Ереване с большим размахом отмечался 15-летний юбилей создания армянской национальной армии. В своей торжественной речи, посвященной юбилею, тогдашний министр обороны Армении (а ныне президент) Серж Саркисян обратил внимание не только на сотрудничество Армении с Россией и участие в проекте ОДКБ, но и на партнерские отношения его страны с Северо-Атлантическим Альянсом. По словам Саркисяна, «большое значение имеет сотрудничество с НАТО, результатом чего стала разработка и утверждение программы IPAP, где обрисован процесс сотрудничества на последующие 10 лет. Сотрудничество способствовало модернизации армии и внедрению международного опыта, и ныне этот процесс продолжается. И все усилия направлены на оборонные реформы. Боеспособность армии заметна на проводимых каждый год военных учениях, где проявляется коэффициент вероятности победы на войне». За несколько дней до празднования юбилея 25 января 2007 года Правительство Армении одобрило предложение о подписании Соглашения между Минобороны республики, Пентагоном и европейским командованием США о проведении на территории Армении учений «Совместное усилие-2007». А в ноябре 2006 года в Армении даже прошла специальная конференция по планированию учений НАТО «Совместные стремления-2007» (в ней участвовали представители государств-членов НАТО, кроме Турции). Более того, там же был озвучен тезис о том, чтобы Армению сделать основной странном для проведения совместных с НАТО учений. 3 октября 2007 года Верховное командование союзнических сил Европы удовлетворило заявку Армении о проведении на ее территории учений в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира».

И хотя в прошлом году второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что вступление в НАТО «не повысит безопасности страны», представители официального Еревана традиционно стремились (и стремятся) проводить диверсифицированную политику. Исходя из соображений национальной безопасности, а не тостов за российско-армянскую дружбу. Для Еревана поддержка двух или трех столиц важнее, чем односторонняя помощь. Тем паче, что роль РФ на Южном Кавказе снижается (Грузия - откровенный оппонент Москвы, с Азербайджаном отношения также непростые, что бы ни говорил в Баку Медведев). В этой связи у Армении возникают опасения остаться еще в большей изоляции.

Вообще же контакты с НАТО или США - это не стремление Армении чего-то кому-то доказать. Армянская диаспора на Западе (США, Франция) достаточно многочисленна (совокупная численность армян в этих двух странах равна полутора миллионам человек). Это не просто представители армянского этноса, но и серьезные политические, медийные и экономические лоббисты интересов независимой Армении, чье влияние нельзя игнорировать. Следовательно, контакты с ЕС (в целом, и отдельными странами Европейского Союза), США для Еревана недостаточны. НАТО также важна, как влиятельная военно-политическая структура (хотя сегодня и не слишком эффективная). Для Армении на сегодняшний день главной проблемой является преодоление отнюдь не блестящей изоляции (закрытые сухопутные границы с Турцией и Азербайджаном, конфликт из-за Нагорного Карабаха, отсутствие общей границы с союзником Россией). В этой связи складывать все яйца только в одну российскую корзину с точки зрения национальных интересов Армении было бы неверно. Сегодня тот же Азербайджан стремится к более тесной интеграции с НАТО. Развивая свои интеграционные проекты с НАТО, Армения не позволяет Баку занять в Североатлантическом Альянсе эксклюзивное положение. Цель Еревана такова: Брюссель не должен выбирать между «натовским Азербайджаном» и «анти-натовской Арменией». А потому сегодня два соперника на Южном Кавказе идут в выполнении программ НАТО «ноздря в ноздрю» (Азербайджан с некоторым опережением).

Таким образом, Армения снова доказывает чрезвычайно важный для всей Евразии тезис. Внешнеполитические устремления независимых государств, бывших республик СССР зачастую не являются выбором между Западом и РФ. Это стремление умножать выгоду от контактов с разными центрами силы, ориентируясь, прежде всего, на собственный национальный интерес и даже национальный эгоизм. Прагматизм, таким образом, становится превыше всех других соображений.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net