Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

17.07.2008 | Сергей Маркедонов

КЧР: в ожидании назначения

Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) замерла в ожидании главного кадрового назначения. В течение ближайших недель должен решиться вопрос о том, кто встанет во главе Карачаево-Черкесии. Напомним, что по новым правилам формирования региональной власти, не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий регионального руководителя президент РФ должен внести свое предложение по кандидатуре республиканского президента (или губернатора области). Ныне действующий президент КЧР Мустафа Батдыев был избран на свой пост 31 августа 2003 года сроком на пять лет.

В последний день августа 2003 года в республике состоялся второй тур президентских выборов. В первом туре Батдыев не набрал необходимую норму, 50% + 1 голос, получив 41, 67%. Согласно официальным данном республиканской избирательной комиссии во втором туре приняло участие 67, 51 % избирателей, из которых за нынешнего руководителя КЧР проголосовали 47, 97 %. Тогда голоса избирателей во втором туре разделились практически поровну. За главного конкурента Мустафы Батдыева Владимира Семенова (она занимал пост президента КЧР после многоходовых скандальных выборов 1999-2000 гг.) отдали свои голоса 46, 41 % голосовавших. Таким образом, нынешним летом легислатура Батдыева подходит к концу. Впрочем, конец может оказаться началом новой президентской каденции (теперь уже по назначению).

Начало президентской карьеры Мустафы Батдыева многие политики, эксперты и рядовые граждане республики связывали с определенными надеждами. Местные острословы называли его «нашим Чубайсом». Все дело в том, что Батдыев (успевший в период «перестройки» поработать ответственным работником Карачаево-Черкесского обкома КПСС) в 1992 году возглавлял региональный Комитет по управлению имуществом, занимался приватизацией республиканской собственности. В 1994 году он курировал в Правительстве КЧР экономический блок, а спустя два года принимал деятельное участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина (в республике, где в то время доминировали коммунисты, это был неординарный шаг). В 1997 году Батдыев возглавил республиканское отделение российского Центробанка. Выборы же 2003 года стали первой избирательной кампанией в КЧР, где этнический фактор не был основополагающим. История выборов в КЧР - это отдельная драматическая история. Во многом именно пример КЧР (вкупе с другими подобными историями) стал основой для решения федерального центра об отмене прямых губернаторских (президентских) выборов.

После Дагестана КЧР – вторая по этнической мозаичности республика на Северном Кавказе. Лидеры основных этнических групп Карачаево-Черкесии (карачаевцы, черкесы, абазины, русские, ногайцы) приняли самое деятельное участие в «параде суверенитетов» начала 1990-х гг., поставив под вопрос само существование КЧР как единого целого. В 1991 году именно КЧР установила абсолютный рекорд по количеству провозглашенных республик. Тогда были провозглашены республика Карачай, Черкесская республика, республика Абаза и даже два казачьих «государства»- Баталпашинская и Урупско-Зеленчукская республика. В 1994-1995 гг. КЧР пережила новый кризис. Истекла легислатура Народного собрания, избранного еще во времена СССР как облсовет и дважды трансформированного (в Верховный Совет и Народное собрание КЧР). В марте 1995 года подавляющее большинство депутатов сложило с себя полномочия. Поскольку глава исполнительной власти. КЧР не был всенародно избран, а получил власть из рук представительного органа республики, его легитимность оказалась под вопросом. Черкесским, абазинским и неоказачьим движением было озвучено требование выхода Черкесии из состава КЧР и вхождения в Ставропольский край. Кризис власти был разрешен посредством вмешательства федерального центра. В КЧР была восстановлена система назначения высшего должностного лица из Москвы.

Первые всенародные выборы главы республики в мае 1999 года стали источником нового системного этнополитического кризиса и крупномасштабного электорального раскола по этническому принципу. Поводом для развертывания кризиса стало недовольство результатами выборов и победой этнического карачаевца (Владимира Семенов, генерала, экс-главкома Сухопутных войск РФ) над этническим черкесом (Станиславом Деревым, на момент выборов мэром Черкесска). Если в первом туре за Дерева было подано 40% голосов, а за Семенова - 17%, то во втором Семенов набрал более 70% голосов. Этнический раскол затронул всю систему власти КЧР (суд, избирком, местное самоуправление). Однако федеральная власть, как и в начале 1990-х гг. не пошла по пути разделения республики. В июле 2000 года Кремль добился заключения карачаево-черкесского пакта о ненападении. Лидер черкесской общины (ныне покойный) Станислав Дерев получил пост в аппарате Южного федерального округа, но при этом должен был выйти из политической игры в КЧР. Впоследствии Дерев стал представителем республики в Совете Федерации.

Следующий кризис - прямое следствие внутриэлитного (внутрикарачаевского) раскола, обозначившегося сразу после электорального успеха Владимира Семенова. В 2001 года было создано оппозиционное Семенову движение «Возрождение республики», из рядов которого выдвинулся и нынешний республиканский президент Мустафа Батдыев. С этого момента этнополитическая составляющая конфликтности в Карачаево-Черкесии отошла на второй план. За Батдыева голосовали не только карачаевцы, он сумел привлечь на свою сторону русских и черкесских избирателей. И хотя итоги выборов-2003 были оспорены Владимиром Семеновым, тогдашнее противоборство не было столь острым, как в 1999 году, а во-вторых, не носило столь выраженной этнической окраски. Казалось бы, главная проблема политического развития республики преодолена.

Но КЧР ждали новые вызовы. Борьба за собственность и раздел сфер влияния между вчерашними союзниками стали «нервом» нового этапа истории КЧР. Кризис, начавшийся с криминальной истории вокруг «Кавказцемента» (осень 2004 года), поставил под сомнение легитимность новой республиканской власти. С этим кризисом Батдыев и его команда так и не смогли справиться до конца. После того, как 11 октября 2004 года 7 жителей республики пропали после визита на дачу к зятю президента КРЧ (Али Каитову), их родственники начали акцию протеста. 21 октября эта акция переросла в мини-штурм Дома правительства. После того, как 9 ноября 2004 года были найдены тела семи пропавших граждан, произошел уже форменный захват правительственного комплекса. В событиях «горячего ноября» 2004 года Батдыева практически безоговорочно поддержал федеральный центр и, прежде всего, полпред президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрий Козак. И хотя Батдыев публично отмежевался от зятя, трагический октябрь 2004 года прочно закрепился в его политической биографии.

Далее Батдыев «разруливал» сложные вопросы муниципальных выборов (история выборов в Черкесске и в Карачаевске) лишь добавили «сложности» и «неоднозначности» его политическому портрету. При Батдыеве было образовано два новых этнических района. В результате референдума, проведённого в районах компактного проживания абазин из части территории Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов 1 июня 2006 года был создан Абазинский район. 17 октября 2007 года (также в результате референдума) в месте компактного проживания ногайцев был создан Ногайский район. До образования этой административной единицы ее территория входила в Адыге-Хабльский район. На выборах федерального уровня (президентские выборы в марте 2008 года и думские в декабре 2007 года) КЧР продемонстрировала «высокий уровень сознательности». В декабре 2007 года в Хабезском районе КЧР результаты явки и голосования за «Единую Россию» были равны 100 %.

Таким образом, Москва будет делать выбор между лояльностью и политической репутацией. Обычно первое качество ценилось намного выше. На сегодняшний день сложно сказать, какие соображения возьмут верх. Говорить о том, что у Батдыева есть и партийный, административный и финансовый ресурс в республике можно и нужно. Однако сработает ли он в том случае, если Москва примет принципиально иное решение. Скорее всего, все описанные выше ресурсы присягнут новой (если таковая будет) симпатии Москвы. Впрочем, Кремль предпочитает «проверенные кадры», даже если в их биографиях есть некоторые двусмысленности. Поэтому, скорее всего, если решение Кремля будет в пользу Батдыева, он без особого труда получит необходимые 37 голосов в Народном Собрании (такова норма при общем количестве депутатов в 73 человека). Если же Кремль найдет замену ныне действующему президенту (что пока не просматривается), то и эта задача не будет для местных парламентариев неразрешимой. В отличие от начала 1990-х гг. региональные элиты Северного Кавказа предпочитают иметь выгодный административный бизнес с Москвой (с пользой для себя, прежде всего), чем фрондировать по поводу национальной проблематики.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net