Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.07.2008 | Сергей Маркедонов

«Ахиллесова пята» Ирана

17 июля 2008 года спецслужбы Ирана задержали шестерых активистов движения за права азербайджанцев. Предыдущее столь массовое задержание активистов азербайджанского движения в Иране имело место в прошлом году. Тогда 10 человек было арестовано за политическую акцию, поднятие флага Южного Азербайджана (так называют эту часть территории Исламской Республики Иран представители азербайджанского движения внутри). Как бы то ни было, снова два вопроса (положение тюркоязычного населения в Иране, а также перспективы в этой связи развития двусторонних азербайджано-иранских отношений) снова оказались актуализированными.

Сегодня на территории Ирана проживает по разным оценкам от 25 до 35 миллионов этнических азербайджанцев («азербайджанских тюрок»). Это, между прочим, составляет почти треть населения Исламской Республики. Азербайджанское население Ирана в три раза превышает численность населения самой Азербайджанской Республики (и это только по официальной статистике, фактически это может быть и больший перевес). В мае-июне 2006 года иранские азербайджанцы провели массовые акции протеста, которые были спровоцированы «карикатурным скандалом» (впору писать исследования о роли живописи в этнополитическом развитии Ближнего Востока).

Поводом для волнений послужило публикации карикатуры в тегеранской газете «Иран», где азербайджанцы были уподоблены тараканам. И хотя власти извинились перед азербайджанской общиной, волнения пришлось останавливать с помощью военной силы. Официальный Баку заявил о своем невмешательстве во внутрииранские дела. Однако это невмешательство диктовалось отнюдь не проиранскими симпатиями лидеров Азербайджана, а нежеланием ухудшать двусторонние отношения (в которых после 2005 года наметилась некоторая позитивная динамика). Вместе с тем, многие жители республики пытались выразить свою поддержку собратьям в Иране. Джахандар Байоглу, председатель Комитета Национального движения Южного Азербайджана (там находится Тебриз, один из центров этногенеза азербайджанцев) считает: «Сейчас, когда национальное движение тюрков на юге Азербайджана переживает, несмотря на репрессии иранских властей, подъем, особенно важно, чтобы наши проблемы обсуждали братья с севера, равно как и азербайджанцы Европы и США». В прошлом году в знак протеста против репрессий в Южном Азербайджане группа активистов Партии Национальной Независимости (ПННА) пыталась провести пикет перед посольством Ирана в Баку. Однако азербайджанская полиция помешала пикетчикам реализовать их планы.

Проблема Южного (Иранского) Азербайджана является главной «болевой точкой» во взаимоотношениях постсоветского Азербайджана и Исламской Республики Иран. С момента обретения независимости в официальной идеологии и историографии Азербайджанской республики доминирует взгляд на Азербайджан как на единую историческую территорию, искусственно разделенную на две части. Азербайджанцев же принято рассматривать как «разделенный народ» между Южным Азербайджаном (в составе Ирана) и Азербайджанской Республикой. В 1945 году Советский Союз пытался создать на территории Южного Азербайджана советскую республику во главе с Сеидом Джафаром Пишевари (1897–1947). Более того, автономия Южного Азербайджана была признана иранским правительством. Однако после вывода с территории Ирана советского воинского контингента эта республика была иранскими властями ликвидирована. Около 30 тысяч иранских азербайджанцев обосновались в Азербайджанской ССР. Сегодняшняя численность этой группы оценивается в 7 тыс. чел.

В начале 1990– х годов многие политические и общественные деятели Азербайджана высказывались за необходимость объединения Южного и Северного Азербайджана. Эта цель была включена в политическую программу Народного Фронта Азербайджана. Наиболее последовательным сторонником идеи «объединения» был ныне покойный Абульфаз Эльчибей. Власти Ирана неоднократно выражали недовольство покровительством со стороны Баку организациям иранских азербайджанцев (Национально-освободительному движению южных азербайджанцев). В 1999 году Гейдар Алиев подписал указ о предоставлении азербайджанского гражданства Пирузу Дилянчи, одному из лидеров ирредентистской организации иранских азербайджанцев. Со стороны же азербайджанских политиков власти Ирана обвиняются в поддержке радикальных исламистов внутри Азербайджана.

Однако политических ресурсов для превращения «объединительных» планов азербайджанских национал-радикалов в практику у сегодняшней элиты Азербайджана нет. В проекте «демократизации» Южного Азербайджана (а их можно реализовывать и с опорой на исторические прецеденты) были бы заинтересованы, во-первых, США, которые заинтересованы в более тесной привязке независимого Азербайджана и борьбе с Ираном косвенно, а не напрямую. В данном случае иранским же опытом (неконтактной борьбой) можно воспользоваться. В США проживает лидер «Движения национального пробуждения Южного Азербайджана» Махмудали Чехранганлы. В борьбе за самоопределение азербайджанцев Ирана был бы заинтересован и Израиль. Тем самым, создавался бы симметричный ответ Ирану. Тегеран прибегает к борьбе против своего врага к ассиметричному оружию, и Тель-Авив будет отвечать тем же. Имеет свой интерес в Южном Азербайджане и Турция. При этом ее интерес — это не следование в фарватере американской политики. Турция и Иран (Персия) — исторические соперники за доминирование на Ближнем Востоке и на Кавказе. По мнению журналиста Петра Крымского, «Анкара ведет себя в данном случае достаточно самостоятельно по отношению к США, играя свою собственную партию, которая в случае ирано-американской войны может принести Турции значительные дивиденды — от создания на севере Ирана тюркской автономии до создания полноценного независимого государства».

Вопрос, насколько сойдутся интересы США, Израиля и Турции в одной точке, насколько их действия и акции южных азербайджанцев окажутся слаженными, мы увидим уже в ближайшее время. В любом случае, ситуация вокруг Южного Азербайджана показывает, что Иран, считающий себя неуязвимым со стороны США и Израиля, имеет свою «ахиллесову пяту».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net