Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.07.2008

Ирина Абанкина: «Идея создания федеральных и национальных ВУЗов продиктована необходимостью селективной политики и реального инновационного опережающего развития, где огромную роль будут играть университеты»

Сама по себе идея выделить университеты, которые будут финансироваться в серьезном масштабе, не нова. Постоянно у нас идут разговоры о ведущих, системообразующих, инновационных ВУЗах. Вообще говоря, идея избирательной политики по отношению к университетам в зависимости от их бренда, имиджа, престижа, от качества образования и научных исследований, которые они дают, существует. И когда мы переходили к этой идее «университеты, академии и институты», также подразумевалось, что 15-20% лучших университетов останутся университетами, остальные будут институтами, а лидеры в своей области станут академиями. По прошествии 10 лет выяснилось: все стали университетами, потому что преодолели необходимые для этого критерии. И возникла необходимость очередной селективной политики.

Сейчас накоплен позитивный опыт будущего финансирования под заявки, разработанные самими ВУЗами. Согласно приоритетному национальному проекту «Образование», поддерживались и лучшие учителя, и лучшие школы, и талантливая молодежь, но два проекта финансировались не за прошлые заслуги, а под будущее – это программы инновационного развития ВУЗов и комплексный проект модернизации образования в регионах. По заявкам ВУЗов финансируются те программы развития, которые они обещают достигнуть и реализовать. Причем все это проходит на конкурсной основе путем сравнения и сопоставления обязательств, реалистичности выполнения планов, значимости и социально-экономической эффективности для развития всей системы образовании и ее связей с экономикой.

Идею поддержать отдельные ВУЗы для формирования инновационного рывка, расширения научных исследований и достижения конкурентоспособности я, конечно, поддерживаю. Есть лидеры в любой отрасли, которые на себя берут задачи разработки и трансляции инноваций на всю систему, выступают в роли локомотивов экономического и социального развития. Есть ВУЗы, дающие массовое высшее образование в том разрезе специальностей, которые сегодня необходимы экономике. И эти ВУЗы должны финансироваться в обычном порядке, так как основная деятельность этих ВУЗов воспроизводство, а не инновации. Это нормально для любой системы, где 10-15% берут на себя роль лидера, а остальные выполняют роль ядра, удерживающего систему в ее целостности.

Современный концепт образовательной политики предполагает федеральные университеты в каждом федеральном округе для обеспечения сбалансированности страны с точки зрения федеральных задач; внутри территорий - национальные университеты и, безусловно, им обеспечить опережающее развитие и масштабное финансирование. При этом данные университеты могут подтягивать под себя других – кооперировать и интегрировать в различные программы. Организационные формы могут продумываться, и можно найти какой-либо баланс интересов. Практика интегрирования образовательных учреждений под одним ВУЗом достаточно популярна, в частности, это использовалось в Великобритании. К тому же во многих странах количество университетов измеряется десятками, а не тысячами как у нас. Допустим, в той же Голландии – 78 университетов, в Англии – 72, чуть больше 80 в Италии. И, безусловно, в этом смысле у нас есть перебор.

Теперь с точки зрения автономии, конечно, и федеральные, и национальные университеты свою автономию сохранить смогут. Финансирование, которое будет им предоставлено, несомненно, будет обеспечивать их конкурентоспособность. И может быть, они смогут появиться во второй-третьей сотне в международных рейтингах. Что касается качества образования других университетов, то им придется выбирать свою стратегию либо самостоятельного выживания, либо интеграцию в крупные образовательные учреждения и т.д. Это только будет подстегивать конкуренцию

Какие я вижу опасности?

Во-первых, федеральными и национальными университетами могут признать не лидеров в этой области, а могут пойти на поводу у заслуженных университетов, которые имеют статус. Это может законсервировать ситуацию, и не дать шанс развиться. Вероятность того, что в статус «национальных» и «федеральных» университетов попадут такие «законсервированные» ВУЗы, очень велика, поэтому нужно специально продумать механизмы, процедуры во избежание таких ситуаций.

Во-вторых, существует опасность недостатка ресурсов. Может случиться так, что мы не сумеем обеспечить ВУЗы адекватным финансированием. И опять будет так – «возьми себе рубль и ни в чем не отказывай».

В-третьих, если региональные элиты, губернаторы не будут принимать в этом участие, ВУЗы не станут точками инновационного развития на территориях субъектов федерации. А сегодня губернаторы действительно слегка дистанцированны от ВУЗов, потому что они получают федеральное финансирование. И это представляет определенный риск. Выбрав национальные и федеральные университеты, нужно удержать фокус конкурентоспособности в региональном развитии. Здесь нужно думать не о формальном делении регионов, а о кластерах развития экономики и образования в инновационной сфере.

В-четвертых, многие ВУЗы являются лидерами, потому что сделали кальку с западных образовательных программ. Очень быстро транслировав маркетинг, менеджмент, бухучет и т.д. и вырвались в лидеры. Сегодня такая политика не сработает – надо разрабатывать свое. Для этого нужно работать на разных языках. И это очень существенный момент – заимствования и реальная инновация.

Дело всей затеи с федеральными и национальными ВУЗами заключается в том, чтобы включить потенциал ВУЗа в реальное инновационно опережающее развитие, что предполагает кропотливую разработку программ и механизмов во избежание снижения эффективности данной идеи.

Ирина Абанкина – заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net