Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.07.2008 | Дарья Гринева

Союз трех

Во вторник 29 июля прошло очередное заседание Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Одним из главных является вопрос формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Сообщества. На первом этапе в Таможенный союз, формирование которого планируется завершить в течение двух лет, войдут такие страны СНГ как Россия, Белоруссия и Казахстан.

С российской стороны в заседании принимает участие первый вице-премьер Игорь Шувалов. Источник в правительстве сообщил журналистам, что «на 15-м заседании комитета будет обсуждаться работа по выполнению тех решений, которые были приняты президентами в 2006 году. Мы ведем работу по подготовке документов, которые будут подписываться президентами на очередном саммите Межгоссовета в октябре этого года». В понедельник 28 июля президиум правительства РФ рассмотрел вопрос о представлении президенту России для внесения на ратификацию в Госдуму межправительственных договоров по созданию Таможенного союза, которые были подписаны 6 октября 2007 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. На повестке дня прошедшего заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС также значилось обсуждение подготовки договора о зоне свободной торговли, проекты соглашений о формировании общей системы информационного обеспечения энергетического рынка, о взаимной защите инвестиций, а также работа над рядом других злободневных проектов.

Таможенный союз является соглашением нескольких государств об отмене таможенных пошлин и своего рода формой коллективного протекционизма. В рамках союза страны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Идея создания такого объединения уходит истоками к распаду СССР, который, по сути, представлял собой вариант полноценного регионального интеграционного объединения, не только политического, но и экономического. После распада Союза связи между его бывшими территориями заметно ослабели, и, несмотря на подписание различных договоренностей и формирование СНГ, на первых этапах новой экономической интеграции в начале 1990-х сотрудничество стан СНГ протекало не слишком удачно. Негативное влияние оказывали различные факторы, в том числе разрыв в стартовых условиях государств-участников, а также смена приоритетов во внешней политике. Попыткой интенсифицировать интеграционные процессы в середине 1990-х годов стало создание Союзного государства России и Белоруссии, а также Таможенного союза в своем первом издании, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Объединение просуществовало до 2000 года и было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Конечной целью объединения ставилось формирование Единого экономического пространства, а одним из этапов должен был стать Таможенный союз уже в новом варианте.

В ЕврАзЭС входит ряд стран СНГ, но не все: с 2001 года – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с 2006 года – Узбекистан, в то время как статус наблюдателей имеют с 2002 года Украина и Молдавия, а с 2003 года – Армения. Более того, на первом этапе в новый вариант Таможенного союза войдет только «тройка» государств – членов Сообщества, включающая Россию, Белоруссию и Казахстан. Страны-участницы передадут часть своих полномочий по принятию решений, обязательных для исполнения, единой постоянно действующей комиссии Таможенного союза. Данная мера должна воспрепятствовать снижению уровня унификации таможенного тарифа в пределах объединения, которое наблюдалось в конце 1990-х в рамках первого варианта Таможенного союза.

Указанная «тройка» стран наряду с Украиной также принимает участие в проекте Единого экономического пространства (ЕЭП), который предполагает экономическую и возможно в дальнейшем политическую интеграцию. Однако с приходом к власти на Украине Виктора Ющенко участие Украины в данном проекте осложнилось некоторыми проблемами, в том числе, протестом украинской стороны относительно создания наднациональных органов в рамках ЕЭП, которые проводили бы скоординированную экономическую политику. Таким образом, Украина тормозит работу по реализации проекта ЕЭП, во многом отдавая приоритет интеграции в европейское пространство. Что касается Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, то первоначально ожидалось, что к нему наряду с «тройкой» присоединится Украина, однако этого пока что не происходит. Вместе с тем участие Украины в экономических интеграционных процессах на постсоветском пространстве имеет большое значение, так как страна, вместе с Россией, Казахстаном и Белоруссией, входит в четверку наиболее прогрессивных в пределах СНГ, на долю которых приходится большая часть общего экономического потенциала Сообщества. Существует мнение, что создание ЕЭП имело одним из основных мотивов привлечение именно Украины к интеграционным процессам на территории СНГ, учитывая, что она не является постоянным членом ЕврАзЭС.

В начале этого года Россия, Белоруссия и Казахстан в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, прошедшего на уровне премьеров, подписали пакет международных соглашений, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза. Предполагается, что Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, как члены ЕврАзЭС, смогут присоединиться к этому пакету документов в индивидуальном порядке по мере готовности. С точки зрения российской стороны «оптимальным является одномоментное присоединение трех государств (Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) одним ядром». В то же время, источником в правительстве было отмечено, что конкретно обсуждать данный вопрос можно будет только после формирования Таможенного союза, которое должно завершиться к 2010 году.

В последнее время российская сторона не раз высказывалась в пользу развития и интенсификации интеграционных процессов в рамках СНГ. С подобными заявлениями выступал и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин, и руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин, занимающийся вопросами интеграции на пространстве СНГ. До сих пор СНГ так и не смогло в полной пере стать эффективным региональным интеграционным объединением, и в значительной мере оно существует только на бумаге, имея, ко всему прочему, сложную и неудобную систему управления. Не все участники СНГ смотрят на перспективы его развития с оптимизмом, а экономическое сотрудничество в рамках не только СНГ, но более узкого ЕврАзЭС пока что ограничивается тремя государствами (Россия, Белоруссия и Казахстан), согласными в полном объеме реализовать проект формирования Таможенного союза, включая создание наднационального тарифного органа. На этом фоне также все более очевидными становятся проблемы с интеграцией Украины, которая отдает приоритет европейскому направлению своей внешней политики, формально оставаясь членом организаций и проектов на территории стран СНГ. Некоторые эксперты в данной области полагают, что для снижения издержек от вступления в Таможенный союз необходимо замена внешних тарифов объединения на более низкие и единообразные. Существует также позиция, согласно которой Таможенный союз, как и в целом интеграция, замкнутая в пределах СНГ, не является эффективной в долгосрочной перспективе, так как СНГ в целом не достаточно велико для того, чтобы заменить мировую конкуренцию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net