Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.07.2008 | Дарья Гринева

Союз трех

Во вторник 29 июля прошло очередное заседание Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Одним из главных является вопрос формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Сообщества. На первом этапе в Таможенный союз, формирование которого планируется завершить в течение двух лет, войдут такие страны СНГ как Россия, Белоруссия и Казахстан.

С российской стороны в заседании принимает участие первый вице-премьер Игорь Шувалов. Источник в правительстве сообщил журналистам, что «на 15-м заседании комитета будет обсуждаться работа по выполнению тех решений, которые были приняты президентами в 2006 году. Мы ведем работу по подготовке документов, которые будут подписываться президентами на очередном саммите Межгоссовета в октябре этого года». В понедельник 28 июля президиум правительства РФ рассмотрел вопрос о представлении президенту России для внесения на ратификацию в Госдуму межправительственных договоров по созданию Таможенного союза, которые были подписаны 6 октября 2007 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. На повестке дня прошедшего заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС также значилось обсуждение подготовки договора о зоне свободной торговли, проекты соглашений о формировании общей системы информационного обеспечения энергетического рынка, о взаимной защите инвестиций, а также работа над рядом других злободневных проектов.

Таможенный союз является соглашением нескольких государств об отмене таможенных пошлин и своего рода формой коллективного протекционизма. В рамках союза страны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Идея создания такого объединения уходит истоками к распаду СССР, который, по сути, представлял собой вариант полноценного регионального интеграционного объединения, не только политического, но и экономического. После распада Союза связи между его бывшими территориями заметно ослабели, и, несмотря на подписание различных договоренностей и формирование СНГ, на первых этапах новой экономической интеграции в начале 1990-х сотрудничество стан СНГ протекало не слишком удачно. Негативное влияние оказывали различные факторы, в том числе разрыв в стартовых условиях государств-участников, а также смена приоритетов во внешней политике. Попыткой интенсифицировать интеграционные процессы в середине 1990-х годов стало создание Союзного государства России и Белоруссии, а также Таможенного союза в своем первом издании, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Объединение просуществовало до 2000 года и было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Конечной целью объединения ставилось формирование Единого экономического пространства, а одним из этапов должен был стать Таможенный союз уже в новом варианте.

В ЕврАзЭС входит ряд стран СНГ, но не все: с 2001 года – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с 2006 года – Узбекистан, в то время как статус наблюдателей имеют с 2002 года Украина и Молдавия, а с 2003 года – Армения. Более того, на первом этапе в новый вариант Таможенного союза войдет только «тройка» государств – членов Сообщества, включающая Россию, Белоруссию и Казахстан. Страны-участницы передадут часть своих полномочий по принятию решений, обязательных для исполнения, единой постоянно действующей комиссии Таможенного союза. Данная мера должна воспрепятствовать снижению уровня унификации таможенного тарифа в пределах объединения, которое наблюдалось в конце 1990-х в рамках первого варианта Таможенного союза.

Указанная «тройка» стран наряду с Украиной также принимает участие в проекте Единого экономического пространства (ЕЭП), который предполагает экономическую и возможно в дальнейшем политическую интеграцию. Однако с приходом к власти на Украине Виктора Ющенко участие Украины в данном проекте осложнилось некоторыми проблемами, в том числе, протестом украинской стороны относительно создания наднациональных органов в рамках ЕЭП, которые проводили бы скоординированную экономическую политику. Таким образом, Украина тормозит работу по реализации проекта ЕЭП, во многом отдавая приоритет интеграции в европейское пространство. Что касается Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, то первоначально ожидалось, что к нему наряду с «тройкой» присоединится Украина, однако этого пока что не происходит. Вместе с тем участие Украины в экономических интеграционных процессах на постсоветском пространстве имеет большое значение, так как страна, вместе с Россией, Казахстаном и Белоруссией, входит в четверку наиболее прогрессивных в пределах СНГ, на долю которых приходится большая часть общего экономического потенциала Сообщества. Существует мнение, что создание ЕЭП имело одним из основных мотивов привлечение именно Украины к интеграционным процессам на территории СНГ, учитывая, что она не является постоянным членом ЕврАзЭС.

В начале этого года Россия, Белоруссия и Казахстан в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, прошедшего на уровне премьеров, подписали пакет международных соглашений, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза. Предполагается, что Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, как члены ЕврАзЭС, смогут присоединиться к этому пакету документов в индивидуальном порядке по мере готовности. С точки зрения российской стороны «оптимальным является одномоментное присоединение трех государств (Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) одним ядром». В то же время, источником в правительстве было отмечено, что конкретно обсуждать данный вопрос можно будет только после формирования Таможенного союза, которое должно завершиться к 2010 году.

В последнее время российская сторона не раз высказывалась в пользу развития и интенсификации интеграционных процессов в рамках СНГ. С подобными заявлениями выступал и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин, и руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин, занимающийся вопросами интеграции на пространстве СНГ. До сих пор СНГ так и не смогло в полной пере стать эффективным региональным интеграционным объединением, и в значительной мере оно существует только на бумаге, имея, ко всему прочему, сложную и неудобную систему управления. Не все участники СНГ смотрят на перспективы его развития с оптимизмом, а экономическое сотрудничество в рамках не только СНГ, но более узкого ЕврАзЭС пока что ограничивается тремя государствами (Россия, Белоруссия и Казахстан), согласными в полном объеме реализовать проект формирования Таможенного союза, включая создание наднационального тарифного органа. На этом фоне также все более очевидными становятся проблемы с интеграцией Украины, которая отдает приоритет европейскому направлению своей внешней политики, формально оставаясь членом организаций и проектов на территории стран СНГ. Некоторые эксперты в данной области полагают, что для снижения издержек от вступления в Таможенный союз необходимо замена внешних тарифов объединения на более низкие и единообразные. Существует также позиция, согласно которой Таможенный союз, как и в целом интеграция, замкнутая в пределах СНГ, не является эффективной в долгосрочной перспективе, так как СНГ в целом не достаточно велико для того, чтобы заменить мировую конкуренцию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net