Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.08.2008 | Татьяна Прийменко

Новое – хорошо пролоббированное старое

В четверг, отвечая на вопросы журналистов о подписании Дмитрием Медведевым антикоррупционного плана, глава президентской администрации Сергей Нарышкин высказался по поводу своевременности принятия закона о регулировании лоббистской деятельности. Цитируя источник в Кремле, информационное агентство «РИА Новости» подчеркнуло, что «эта тема является новой для России», и что на нее удалось «выйти через борьбу с коррупцией». Можно только порадоваться решимости главы администрации, решившего лично обозначить необходимость регулирования столь неоднозначной для государственной сферы управления деятельности как лоббизм, и не согласиться с авторитетным кремлёвским источником по поводу новизны заявленной темы.

Напомним, что вопрос о необходимости нормативного регулирования лоббизма возник ещё в начале 90-х годов, в бытность существования Советского Союза. Проекты законов о лоббизме так же вносились неоднократно, но ни одна из попыток не имела успеха. Первый раз законопроект о лоббизме разбирался в Государственной Думе первого созыва, но после рассмотрения в первом чтении о нём успешно забыли до 2003 года, когда была внесен вариант Немцова и Хакамады.

Среди причин, по которым в России до сих пор нет нормативной базы для лоббизма, в первую очередь можно отметить успешную деятельность тех же лоббистов. Все внесённые законопроекты в некоторой степени копировали американский опыт и предполагали обязательную регистрацию лиц, занимающихся лоббизмом, в обмен на предоставление свободного доступа в государственные органы. Помимо этого также необходимо было бы подавать подробный отчёт о «проделанной работе», который содержал бы данные заказчика, объекта лоббирования и результат. Раскрытие такой информации в сфере, которая всегда считалась конфиденциальной, видится, по крайней мере, проблематичной. Более того, профессиональные лоббисты отмечают возможность нарушения конкуренции в своих кругах, если заявленная информация станет известна конкурентам. Это, во-первых.

Во-вторых – принятие закона о лоббизме также не выгодно и чиновникам, которые сотрудничают с лоббистами, так как раскрытие данных о доходах за помощь в продвижении того или иного решения – не самый лучший пиар ход, особенно если чиновник является или хочет стать публичным политиком. Именно с этим можно было бы увязать противодействие рассмотрению законопроектов о лоббизме в последующих созывах Государственной Думы. Какому народному избраннику захочется отчитываться о доходе при голосовании за тот или иной законопроект?

В-третьих – лоббизм и коррупция два очень близких понятия, которые не всегда удаётся разделить. Механизмы успешной лоббистской деятельности трудно описать, а проконтролировать ещё сложнее. Поэтому только после чёткого определения понятия коррупции, можно будет очертить сферу собственно лоббизма.

Интересно отметить, что в этот раз о необходимости разработки нормативной базы лоббизма заявила не группа депутатов и не кандидат на какую-либо выборную должность, а глава президентской администрации, что указывает на серьёзность сделанного заявления и на высокий ресурс, сконцентрированный для решения этой задачи.

Проблема коррумпированности высших эшелонов власти поднималась ещё в период президентства Владимира Путина, но с необходимостью нормативной регуляция лоббизма эту тему тогда никто не связывал. Новая президентская команда не только обозначила антикоррупционную тематику, но и преступила к ее законодательному закреплению. Актуализация темы правового регулирования лоббистской деятельности в этом контексте может говорить о системном видении проблемы.

Таким образом, анонсирования темы необходимости разработки закона о лоббизме в принципе не является новинкой для российской общественности, но уровень, на котором этот вопрос был поднят, может гарантировать переход от обсуждения к реализации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net