Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.08.2008 | Елена Позднякова

Все на борьбу с коррупцией!

Недавно на официальном сайте Дмитрия Медведева был опубликован Национальный план противодействия коррупции. Это первый программный документ, рассчитанный на долгий срок, подписанный президентом Медведевым. Этот план обозначает приоритетные направления государственной политики и призван подготовить почву для борьбы не только с проявлениями, но и с причинами коррупции. В преамбуле национального плана Президент признал, что одной из причин коррупции в России является чрезмерное государственное администрирование различных сфер общественной жизни, что, в том числе, ведёт к недоверию граждан к институтам государства. И действительно, в нашей стране пока не может идти речи об эффективном взаимодействии граждан с бюрократическими структурами: неважно, выступают люди как частные лица или как представители бизнеса или общественных организаций.

Само государство страдает от неэффективности бюрократии не меньше, не имея уверенности в том, что инвестиции пойдут туда, куда нужно, а не в карман чиновнику. С другой стороны, во всех странах мира государственные службы работают гораздо менее эффективно, чем, например, бизнес, и представляют собой неповоротливые инерционные структуры. Тем не менее, их работу постоянно пытаются оптимизировать, сводя коррупцию к возможному минимуму. По существу, ту же задачу ставит перед собой Национальный план. Задача: оптимизировать работу нашей бюрократии, по преимуществу сохранившей свой кадровый состав ещё с советских времён и пользующейся советскими же методами при работе с гражданами.

План содержит четыре раздела, которые представляют собой комплексы мер. Первый раздел – описание действий в законодательной сфере. Вместе с ужесточением наказаний за коррупционную деятельность и введением новых мер пресечения, таких как дисквалификация, план выражает стремление к унификации и определения коррупции, и применимых наказаний для всех категорий чиновников. Это позволяет создать единое правовое пространство, в котором значительно легче вершить правосудие над коррумпированными чиновниками. С другой стороны, встаёт вопрос, кто будет вершить правосудие? Такие же коррумпированные чиновники, других пока нет. В этом смысле выглядит странным предполагаемое наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями, такими как слежение за доходами бюрократов и обнаружение их имущества, подлежащего конфискации. Кстати, слежение за имуществом официальных лиц может стать одной из невыполнимых мер: фактически, всё имущество, приобретённое ими незаконным путём, может быть «записано» на родственников и друзей этих лиц. Ещё одно крайне размытое положение – создание институтов общественного контроля над госслужбами. Для того, чтобы такие институты были созданы и могли нормально функционировать, нам нужна гораздо большая степень прозрачности и подотчётности государственной службы, чем сейчас, иначе общественности нечего будет контролировать. Неясно, готовы ли чиновники предоставить свободный доступ к финансовой и судебной отчётности своих ведомств.

Во втором разделе особенно спорным представляется предложение по созданию в составе госорганов специальных подразделений, которые будут ответственны за профилактику коррупции. Это означает, во-первых, расширение бюрократического аппарата, во-вторых, создание ещё одной вертикально интегрированной структуры, которая впоследствии сама окажется коррумпированной, так как все государственные организации развиваются по схожему сценарию, в котором информация и услуги покупаются и продаются. Через несколько лет логично было бы создать ещё одну структуру, контролирующую первую, затем ещё одну и так до бесконечности. Так как для бюрократов информация – самый ценный товар, это опять же сделает все сведения о доходах и расходах чиновников и ведомств недоступными для публики, что противоречит декларируемой в плане публичности. Приятным пунктом второго раздела можно назвать пункт пятый, предполагающий разработку и принятие закона о лоббистской деятельности. Остаётся только надеяться, что этот закон позволит обеспечить открытость лоббизма и заложит основу для создания влиятельных организаций представительства интересов бизнеса. Такие организации, кстати, могли бы поспособствовать уличению чиновников-коррупционеров, так как представляют собой хорошо организованные и богатые ресурсами общественные объединения.

Третий раздел говорит о том, что необходимо просвещать население по правовым вопросам и повышать профессиональный уровень юристов. Естественно, те меры, которые в нём перечислены, напоминают скорее размытые рекомендации, чем руководство к действию. Так как понятно, что перевоспитание людей в духе уважительного отношения к закону и частной собственности и нетерпимости к коррупции – процесс, который будет протекать десятилетиями, а назвать воспитательными мерами можно всё, что угодно. Осуществлением предложений из этого раздела заниматься серьёзно никто не будет. А если кто-то и будет, то его, скорее всего, неправильно поймут. Ведь само государство воспринимается коррумпированным и нарушает права граждан. Единственное конкретное предложение из всего блока - «обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ». Также говорится об увеличении количества и улучшении качества программ о правовом просвещении. Вряд ли это поспособствует повышению правового сознания у населения, ведь не улучшили же образ правоохранительных органов в глазах населения многочисленные сериалы про милицию.

Четвёртый раздел – указания конкретным фигурам и органам, которые должны быть выполнены в конкретные сроки, и это говорит о том, что план – это не популистская мера, а действительно приоритет. При этом нужно понимать, что задача ограничения коррупции не может быть выполнена в короткие сроки, так как связана с созданием новых институтов и вовлечением в них общества, которое пока довольно аморфно. Зато рационально мотивировать чиновников достаточно легко, и план предоставляет множество указаний на этот счёт, используя принцип кнута и пряника.

Естественно, в плане меры изложены достаточно схематично и многое (если не почти всё) будет зависеть от того, как конкретно будут сформулированы принятые законы и реализованы прописанные в плане рекомендации. Ведь в нашей стране очень часто замечательная идея оборачивается никуда не годной реализацией.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net