Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

15.08.2008 | Татьяна Становая

Польский ПРОрыв

Вчера стало известно, что США и Польша согласовали условия размещения элементов ПРО. По словам премьер-министра Польши Дональда Туска, американская делегация приняла польские условия. Это трудно назвать сенсацией: несмотря на то, что переговоры были трудными, а США всячески «сбивали цену», выставленную польской стороной, было очевидно, что договоренность, это вопрос времени. Для России важно, что договоренность достигнута именно сейчас, когда Москва оказалась на грани международной изоляции. Это значительно затрудняет отставание своих внешнеполитических интересов.

Теперь соглашение должен утвердить польский сейм, и только затем оно будет подписано правительством. В проекте предварительного соглашения между Польшей и США предусматривается увеличение военной помощи США Польше, а также гарантии оказать Польше военное содействие в случае нападения на Польшу со стороны третьей страны. Соглашением, в частности, предусмотрено размещение на территории Польши батарей Patriot с 96 штатными единицами боеприпасов, а также 110 человек - к 2012 году в Польше планируется расквартировать постоянный американский гарнизон. Перехватчики появятся в Польше в местечке Редзиково в окрестностях города Слупска (Поморское воеводство). В конце этого года, предусматривает парафированный документ, в Польшу начнут прибывать американские ракеты Patriot. Военные обозреватели утверждают здесь, что речь идет о ракетах Patriot-2, которые являются модернизированной версией этого оружия. Для их обслуживания в Польшу будет направлено американское военное соединение. Строительство американского объекта начнется, возможно, уже в этом году и будет окончательно завершено в 2014-2016 годах. Таким образом, в Польше появятся две базы США - одна с ракетами-перехватчиками ПРО и вторая - с ракетами Patriot.

Проблема ПРО для России – одна из фундаментальных в стратегической внешней политике. Во многом именно она лежит в основе российско-американского противостояния, и именно она тесно связана с желанием России не пустить США в сферу своего традиционного влияния – в страны постсоветского пространства. Сейчас это актуально в первую очередь для Грузии и Украины.

Переговоры с Польшей шли очень трудно и, как казалось, были на грани срыва. США намекали, что готовы рассматривать альтернативные территории для размещения элементов ПРО. Назывались прибалтийские государства в качестве варианта. Однако все это являлось, судя по всему, лишь частью большого торга. США всеми способами пытались сбить цену, которую взамен размещения ПРО выдвигала Польша. В частности, Польша требовала около $20 млрд на модернизацию польской армии, а также гарантий ответственности США за размещение элементов ПРО.

В парафированных документах США все же добились существенных уступок, несмотря на то, что Дональд Туск признал соглашение принятием польских требований. Так, вместо «полной ответственности» за размещение элементов ПРО, США берут на себя «действительную ответственность» (грубо говоря, ограниченную). Нет в соглашении и гарантий выплаты $20 млрд: США лишь не исключают, что помощь в модернизации армии может быть оказана. Вместе с тем, по словам Туска, достижение соглашения между польской и американской переговорными группами не означает конца переговоров. «Остаются еще технические вопросы», - добавил Туск.

В России, как и ожидалось, реакция на подписание была негативной. Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что достигнутые между Вашингтоном и Варшавой предварительные договоренности по размещению элементов американской ПРО могут привести к еще большим осложнениям в российско-американских отношениях. Он подчеркнул, что «это соглашение не способствует интересам стратегической стабильности в Европе и в мире в целом, так как по-прежнему нет никаких доказательств того, что ракетно-ядерная угроза США или Европе исходит от Ирана или других обычно называемых американцами в этом контексте стран». «Поэтому основной целью размещения элементов американской ПРО в Польше и радаров слежения в Чехии вольно или невольно становится стратегический ядерный потенциал России», - подчеркнул Косачев. Он считает, что нельзя исключить того, что эта предварительная договоренность между Вашингтоном и Варшавой была лишь в незначительной степени подстегнута последними южноосетинскими событиями.

Член Совета федерации, бывший командующий Северным флотом России Вячеслав Попов завил, что Россия даст адекватный ответ на подписание США и Польшей договора о размещении систем ПРО на польской территории. Попов предположил, что Генштаб предпримет в ближайшее время перегруппировку потенциальных целей Вооруженных сил России. «Иначе быть не может, ведь мы должны принять меры по обеспечению своей безопасности, а наращивание военного потенциала вокруг границ России - самая, что ни на есть угроза безопасности России», - заявил сенатор.

Тем временем, Россия вряд ли пойдет на резкое обострение отношений с Польшей, учитывая, что подписание договора остановить было практически невозможно, да и вопрос этот имеет отношение не столько к российско-польским, сколько к российско-американским отношениям. Для России сейчас важно, обозначив свою позицию, сохранить рабочие контакты с правительством Польши, тем более что премьер-министр Дональд туск очень многое сделал для того, чтобы выйти из острого кризиса, котоырй существовал между двумя странами до парламентских выборов. По крайне мере ожидать на дипломатическом уровне нового витка жестких заявлений не стоит, что показал и ситуация вокруг Чехии (хотя поставки нефти в полном объеме в эту страну пока так и не восстановлены, но российские и чешские власти связь с ПРО отрицают). Неприятным моментом во всей этой истории является и тот факт, что договоренность между Польшей и США достигнута именно сейчас, когда Россия столкнулась с кризисом на Южном Кавказе, а ее политика противодействия американским планам в области ПРО на фоне международного осуждения просто девальвируется.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net