Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

08.02.2005 | Михаил Сергеев

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО - ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

"Где границы саморегулирования в Интернет-сообществе? Каков правовой статус электронных библиотек? Как должны охраняться данные, не содержащие коммерческую или государственную тайну? В какой степени распространяется авторское право на публичные базы данных - такие, например, как телефонные или адресные справочники? Какие дополнения в Гражданский или Административный кодексы могут исправить существующее положение "информационно-правового вакуума"? Таков далеко не полный перечень наиболее актуальных вопросов, которые обсуждали участники семинара "Теоретические проблемы информационного права", организованного сектором информационного права Института Государства и Права РАН под руководством авторитетнейшего специалиста в названной сфере Илларии Лаврентьевны Бачилло.Семинар привлек внимание экспертного сообщества, представителей власти и средств массовой информации. Была широко представлена позиция как фундаментальной науки, так и юристов-практиков. Обширная повестка дня включала в себя следующие вопросы:

- Юридические формы объектов правового регулирования в отношениях субъектов в информационной сфере;

- Понимание и применение базовых категорий "сведения", "информация", "информационный объект", "информационный ресурс" в праве;

- Форма и содержание информации в объективном и субъективном праве;

- Категория и институты: "обладание", "ведение" "собственность" "пользование" "потребление" "исключительные права" в правоотношениях в информационной сфере,

- Правовые аспекты связи категорий сведения-знания-рынок. Свобода информации и ее ограничения в правовых отношениях информационного характера,

- Законодательство как вид информационного ресурса в национальном, международном и глобальном аспектах;

- Теоретические проблемы научных и учебных дисциплин "Информационное право" и "Информационная безопасность".

Каждый пункт повестки имел как методологическое, так и прикладное значение, связанное с актуальной правовой проблематикой развития информационных технологий в нашей стране. Участники семинара констатировали наличие многочисленных законодательных пробелов в сфере обмена информацией. Традиционные отрасли права не в состоянии адекватно регулировать весь спектр отношений при хранении и распространении данных, в том числе и по сети Интернет. Между тем, важность отношений в сфере информационного обмена постоянно растет. Соответственно растет и потребность в современных нормах, которые были бы лишены противоречий и отвечали бы стандартам формирующегося информационного общества. В целом, по мнению участвовавших в работе семинара ученых, для разработки нового "информационного законодательства" необходимо развитие самостоятельной новой отрасли юридической науки - информационного права.

Как справедливо отметила в своем выступлении завсектором информационного права ИГП РАН Иллария Бачило, для новой отрасли права необходимо сформировать ясную терминологию, а также четко определить подлежащие регулированию правоотношения. Заимствование существующих норм частного и публичного права, по ее мнению, не приведет к созданию стройной системы информационного права и может породить многочисленные противоречия, в которых не учитываются уникальные свойства информации.

Проблема терминологии для специалистов по информационному праву не кажется тривиальной. Анатолий Стрельцов, начальник департамента аппарата Совета Безопасности РФ, полагает, что существующие определения "информации", которыми пользуются философы и инженеры, непригодны для юридической практики, и поэтому предлагает согласовать юридически применимые определения таких важных понятий, как "сообщение", "сведения", "информация", "информационный ресурс" и др.

В качестве варианта для обсуждения Анатолий Стрельцов предложил следующие определения. Информация - это результат отражения движения объектов материального мира в живых организмах. Информация существует в двух формах: в форме сведений и сообщений. Сведения - идеальны, существуют в голове индивидуума и обладают свойствами неразрушаемости и неуничтожаемости. Сообщения - это средства для объективизации тех идеальных сведений, которые существуют в голове индивидуума. В отличие от сведений сообщения обладают другими свойствами - они объективны, копируемы, уничтожаемы. В общем случае сообщение может и не нести никаких сведений. Сообщение - это совокупность знаков, которые могут ничего не значить (например, для человека, которому не знаком язык сообщения). Из предложенной системы определений вытекает важный вывод: ценность сообщения не объективна, а субъективна. И потому попытки определить (в некоторых законопроектах) объективную "ценность сообщения" не имеют под собой оснований.

"Сегодня Интернет-сообщество в России постоянно сталкивается с правовыми коллизиями в сфере распространения информации", - считает Александр Антопольский, руководитель Научно-технического центра "Информ-регистр". Среди злободневных проблем эксперт назвал законодательное ограничение сфер деятельности саморегулируемых организаций - таких, например, как объединения провайдеров или ассоциации электронных библиотек. При этом Александр Антопольский подчеркивает неприменимость норм традиционного законодательства для регулирования области информационного права. (Например, в законе о библиотечной деятельности библиотека названа "учреждением", в то время как электронные библиотеки являются не учреждениями, а информационными ресурсами).

Важность решения не только теоретических проблем в области информационного права, но и прикладных задач организации информационного обмена между органами государственной власти подчеркнул Владимир Лопатин, руководитель Академического Центра по оценке интеллектуальной собственности ИГП РАН, главный редактор журнала "Информационное право". По его мнению, отрасль информационного права должна базироваться на "системообразующем для общества праве на свободный доступ к информации".

Заведующий кафедрой Уральской государственной юридической академии Петр Кузнецов предложил рассматривать информационное право как совокупность "норм-интеграторов", которые должны объединять нормы существующих законов из других отраслей права и адаптировать их к реалиям информационного общества. Важным направлением развития информационного права должна стать единая учебная программа подготовки специалистов. Этой "стержневой программой" по информационному праву смогут пользоваться юридические ВУЗы и кафедры всей России - от Санкт-Петербурга до Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Идею формирования информационного права как комплексной отрасли права поддержали Алексей Фатьянов, заведующий кафедрой общей юриспруденции и правовых основ безопасности МИФИ, и Дмитрий Грибанов, преподаватель Уральской государственной юридической академии. По мнению этих юристов, информационное право должно объединять и развивать существующие нормы, применительно к особенностям хранения и распространения информации. Удачным примером законотворчества в рамках информационного права, по словам Алексея Фатьянова, может стать проект закона "О служебной тайне", который находится на рассмотрении в Госдуме. Нормы закона о служебной тайне должны дополнить действующие законы о государственной и коммерческой тайне, а также создать необходимый буфер между секретной и открытой информацией.

Практическую важность законодательного определения режима передачи и хранения информации в правоохранительных органах продемонстрировал Геннадий Смык (старший инспектор Государственного административно-технического надзора Московской области). В компетенцию сотрудников Государственно административно-технического надзора входит, в том числе, исполнение санкций административно-правового характера - лишение лицензий, дисквалификация руководителей предприятий, а также наложение административных штрафов. Информация о всех взысканиях формально не относится ни к государственной, ни к коммерческой тайне. Однако ее свободное распространение наверняка может нанести коммерческий вред тем предприятиям, против которых были применены административные санкции. Одновременно, в случае распространения данных о штрафах, предприятия-конкуренты могут получить неоправданное преимущество.

В настоящее время требования к защите служебной информации об административных санкциях законодателем однозначно не определены. По словам старшего инспектора Государственного административно-технического надзора, отсутствие законодательных норм значительно ограничивает возможности использования современных информационных технологий в работе его организации. Эффективность работы специалистов Госадмтехнадзора может быть выше при использовании современной информационной системы и единой базы данных предприятий-нарушителей. Однако из-за отсутствия законодательно обоснованных требований к степени защиты данных (или режиму обмена информацией) создание необходимой для контролеров системы невозможно. Аналогичные затруднения испытывают не только работники Госадмтехнадзора, но и служащие других организаций, работа которых связана со сбором, хранением и передачей данных о физических или юридических лицах.

Состоявшаяся дискуссия стала реальным вкладом в реализацию основных положений Программы развития информационного общества в России (http://www.riocenter.ru/doc_45.htm), проект которой разработан при участии Центра развития информационного общества.

Согласно этому документу, объектами нормативно-правового регулирования в ходе движения к информационному обществу являются процессы производства, распространения и использования информации на основе информационных технологий. В поле зрения права находится весь комплекс ИКТ, включая информационный ресурс, коммуникационные системы и сети, а также используемые в них технологии. Научное знание, информационные и коммуникационные технологии, информация в целом должны играть принципиально новую роль в производстве товаров и услуг, а интеллектуальная собственность - исключительное право на использование продуктов творческого труда - стать важнейшим фактором производства; удельный вес виртуальной составляющей в структуре общественного капитала должен существенно возрасти.

В Программе также предусматриваются меры по совершенствованию действующего законодательства в области авторского права и смежных прав, в том числе в отношении введения имущественного права юридических лиц на использование результатов интеллектуального труда, имеющего первостепенное значение в корпоративной экономике больших коллективов. Так, по мнению ее разработчиков, для правового регулирования порядка работы с информацией (информационными ресурсами) разных видов и назначения важно выработать нормативное определение понятия "информационные ресурсы" применительно к различным видам субъектов.

При этом следует различать правовой статус субъектов, производящих информацию, и субъектов, обрабатывающих эти ресурсы на основе информационных технологий. Задачей законодателей является также установление правового режима информации с учетом ее систематизации и классификации по различным критериям в целях установления и обеспечения порядка ее дальнейшего распространения и использования.

Кроме того, в Программе рассматриваются основы и направления выработки законопроектов, регулирующих отношения, связанные с созданием информационного продукта (информации) конкретным субъектом или приобретением им этого продукта. Предлагается разработка следующих актов:

- ФЗ "Об объектах интеллектуальной собственности в информационной сфере", призванный определить порядок защиты прав создателя интеллектуального продукта, имеющего форму информационного объекта (продукта, ресурса), а также порядок защиты самого объекта интеллектуальной собственности в процессе включения данной информации в системы коммуникации и пользования. В этом же законе предлагается урегулировать проблемы государственного заказа на создание продукции интеллектуального творчества.

- ФЗ "Об управлении федеральными информационными ресурсами", необходимый для урегулирования отношений в области формирования информационных ресурсов и оформления их правового режима в соответствии с основами, установленными ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Все категории информации по доступу должны получить внятное правовое регулирование с учетом характеристики их открытости и необходимых ограничений в интересах государства, гражданина, общества.

- ФЗ "О документировании информации и документообороте в условиях информатизации", призванный решить проблемы, связанные с электронным документом и введением его в практику деловых, личных и других общественных отношений. Этот акт может предусмотреть моменты, упущенные в ходе подготовки и принятия ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

В развитие вышеназванных актов, Программа предполагает разработку ряда более конкретных законов, устанавливающих порядок формирования и дальнейшего использования информации, относящейся к персональным данным, к служебной и деловой информации, к коммерческой тайне и другим категориям информации по признакам ограничения доступа. Одновременно Программой предусматривается принятие законов по видам информации, структурируемым по предметным областям ее создания (производства), и в первую очередь:

- о научно-технической информации;

- о статистической информации;

- об учетно-регистрационных источниках информационных ресурсов (регистрах, кадастрах, реестрах и т. п.).

Остается надеяться, что упомянутые программные положения в ближайшем будущем станут объектом практической политики и необходимая ступень восхождения от информационного общества к обществу знаний - становление информационного права - будет успешно пройдена.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net