Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.09.2008 | Дарья Гринева

Узбекистан по европейской цене

1-2 сентября премьер Владимир Путин совершил рабочий визит в Узбекистан, в ходе которого был согласован план мероприятий программы двустороннего экономического сотрудничества на 2008-2012 годы. По результатам переговоров Путина и главы правительства Узбекистана Шавката Мирзияева во вторник был подписан соответствующий документ. Также была достигнута договоренность по цене покупки газа и строительству газопровода.

План экономического сотрудничества с российской стороны был подписан вице-премьером Сергеем Ивановым, который является сопредседателем двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В документе, который направлен на интенсификацию экономического взаимодействия стран, были отражены все основные направления сотрудничества России и Узбекистана. Более того, план содержит информацию касательно конкретных проектов и сроков их выполнения. Значительное внимание уделяется совместной работе по развитию космической инфраструктуры. Принятую программу рассматривают даже как основу для организации совместной деятельности в космической области с другими государствами СНГ в будущем. Премьер Путин выразил надежду, что в будущем удастся достичь договоренности и в других важных сферах, в том числе, «удастся реализовать проект вхождения Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова в Объединенную авиастроительную корпорацию». Соответствующее соглашение ратифицировано Россией, однако пока не ратифицировано узбекской стороной. Российский бизнес также намерен расширять сотрудничество с Узбекистаном.

По словам Путина, сторонам удалось в узком составе обсудить наиболее чувствительные вопросы в сфере энергетики, углеводородов, ядерной энергетики и электроэнергетики. Владимир Путин также подчеркнул необходимость диверсификации направлений сотрудничества и экономических связей России и Узбекистана. При этом российский премьер отметил «впечатляющий рост взаимного товарооборота, который за последние 6-7 лет увеличился десятикратно». (Узбекистан сегодня занимает четвертое место среди стран СНГ по объему торговли с РФ, а на долю России приходится 29,4% товарооборота республики). В том же ключе рассуждал и Шавкат Мирзияев, упомянув сумму в 4 млрд. долларов, что составило российско-узбекский товарооборот в прошлом году. Мирзяев подчеркнул, что за последние пять лет объем взаимной торговли увеличился в 4,5 раза, выразив надежду, что подписанный во вторник план поспособствует дальнейшему развитию экономического сотрудничества двух стран. Между тем, глава правительства Узбекистана озвучил наличие «открытых вопросов», которые страны «должны решать конструктивно и не предвзято, обсудив конкретные пути их реализации». В этом отношении надежда возлагается на двустороннюю межправительственную комиссию, которая, стоит отметить, не всегда демонстрировала эффективную работу, однако, сейчас помогла, по словам Мирзяева, снять ряд вопросов.

В качестве важнейшего итога визита Владимира Путина отмечается достижение договоренности по газовому вопросу. Во-первых, это строительство нового газопровода в Узбекистане, с целью «обеспечить растущий экспортный потенциал Туркмении и самого Узбекистана». «Лукойл» уже вложил более 500 млн долларов в свой первый проект на территории Узбекистана – Хаузак-Шады, что позволяет добывать около 3 млрд кубометров газа» - заявил российский премьер. Цена топлива будет вычисляться по европейской формуле. Кроме того, будет продолжена разработка уже существующих проектов и договоренностей.

В первой половине этого года Россия платила Узбекистану 130 долларов за тысячу кубометров, во второй – 160 долларов. Предложение о переходе на европейскую цену можно рассматривать как попытку воспрепятствовать сближению Узбекистана с Западом и удержать его в зоне своего влияния. Беспокойство Москвы по поводу вновь наметившегося сближения Ташкента с Западом, ускорившееся в результате российско-грузинского конфликта, подталкивает российскую сторону к интенсификации диалога с Узбекистаном. В вопросе оценки событий в Грузии России важно было заручиться поддержкой Узбекистана, который в рамках ОДКБ в наименьшей степени был готов рассматривать Грузию как агрессора. В то же время сейчас для России крайне важно иметь как можно больше союзников среди государств-членов СНГ.

Российско-узбекские отношения, также как и отношения Узбекистана с Западом нельзя назвать однородными и стабильными. До начала 2000-х Узбекистан имел прозападную ориентацию, по крайней мере, внешне. В русле такой направленности внешней политики лежало членство страны в ГУУАМ (сейчас – ГУАМ), наряду с Украиной, Молдавией и Азербайджаном, организации, имеющей по сути антироссийскую направленность, которая со временем только возрастала. Более того, войдя в ГУАМ, Узбекистан в том же 1999 году вышел из ОДКБ, куда входил с 1992 года. Однако уже в 2001 году Узбекистан присоединился к ШОС, организации, в которой Россия, как известно, имеет вес, а с 2002 года началось постепенное охлаждение Ташкента в отношениях с остальными членами ГУУАМ. Однако официально Каримов заявил о выходе из организации только в мае 2005 года, что подвело своего рода черту в разладе с Западом.

После революций в Грузии и на Украине официальный Ташкент стал еще больше опасаться угрозы «цветной революции» и у себя, что при наличии серьезных «подводных камней» в рамках режима Каримова подталкивало Узбекистан двигаться не к Западу, а скорее в противоположном направлении. Важнейшую роль здесь сыграли андижанские события 2005 года, которые продемонстрировали Западу способность Ташкента применять силу и готовность использовать любые доступные средства с целью сохранить статус-кво. В то же время это способствовало «повороту» Каримова в российскую сторону. Фактически Узбекистан, как и многие другие страны СНГ, отдал России свои экономические ресурсы в расчете на поддержку режима, для которого существует немало угроз, в том числе и серьезных, во многом латентных, внутренних, таких как межрегиональная, клановая конкуренция, а также проблема подавляемых исламистских настроений.

Сейчас у Москвы вновь появились опасения по поводу сближения Узбекистана с Западом и даже возможности размещения на его территории американских военных баз. В частности, тревожным звонком для России стала встреча 28 августа главы Минобороны Узбекистана Руслана Мирзаева с главой центрального командования вооруженных сил США генералом-лейтенантом Мартином Демпси, прошедшая 28 августа. Однако, как и по отношению к другим странам СНГ, готовым по меньшей мере к экономическому сотрудничеству с Западом, таким как, например, Азербайджан и Туркмения, Россия решила использовать также экономические инструменты и стимулы, предлагая покупку сырья по весьма выгодным для продавцов ценам.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net