Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.09.2008 | Дарья Гринева

Узбекистан по европейской цене

1-2 сентября премьер Владимир Путин совершил рабочий визит в Узбекистан, в ходе которого был согласован план мероприятий программы двустороннего экономического сотрудничества на 2008-2012 годы. По результатам переговоров Путина и главы правительства Узбекистана Шавката Мирзияева во вторник был подписан соответствующий документ. Также была достигнута договоренность по цене покупки газа и строительству газопровода.

План экономического сотрудничества с российской стороны был подписан вице-премьером Сергеем Ивановым, который является сопредседателем двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В документе, который направлен на интенсификацию экономического взаимодействия стран, были отражены все основные направления сотрудничества России и Узбекистана. Более того, план содержит информацию касательно конкретных проектов и сроков их выполнения. Значительное внимание уделяется совместной работе по развитию космической инфраструктуры. Принятую программу рассматривают даже как основу для организации совместной деятельности в космической области с другими государствами СНГ в будущем. Премьер Путин выразил надежду, что в будущем удастся достичь договоренности и в других важных сферах, в том числе, «удастся реализовать проект вхождения Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова в Объединенную авиастроительную корпорацию». Соответствующее соглашение ратифицировано Россией, однако пока не ратифицировано узбекской стороной. Российский бизнес также намерен расширять сотрудничество с Узбекистаном.

По словам Путина, сторонам удалось в узком составе обсудить наиболее чувствительные вопросы в сфере энергетики, углеводородов, ядерной энергетики и электроэнергетики. Владимир Путин также подчеркнул необходимость диверсификации направлений сотрудничества и экономических связей России и Узбекистана. При этом российский премьер отметил «впечатляющий рост взаимного товарооборота, который за последние 6-7 лет увеличился десятикратно». (Узбекистан сегодня занимает четвертое место среди стран СНГ по объему торговли с РФ, а на долю России приходится 29,4% товарооборота республики). В том же ключе рассуждал и Шавкат Мирзияев, упомянув сумму в 4 млрд. долларов, что составило российско-узбекский товарооборот в прошлом году. Мирзяев подчеркнул, что за последние пять лет объем взаимной торговли увеличился в 4,5 раза, выразив надежду, что подписанный во вторник план поспособствует дальнейшему развитию экономического сотрудничества двух стран. Между тем, глава правительства Узбекистана озвучил наличие «открытых вопросов», которые страны «должны решать конструктивно и не предвзято, обсудив конкретные пути их реализации». В этом отношении надежда возлагается на двустороннюю межправительственную комиссию, которая, стоит отметить, не всегда демонстрировала эффективную работу, однако, сейчас помогла, по словам Мирзяева, снять ряд вопросов.

В качестве важнейшего итога визита Владимира Путина отмечается достижение договоренности по газовому вопросу. Во-первых, это строительство нового газопровода в Узбекистане, с целью «обеспечить растущий экспортный потенциал Туркмении и самого Узбекистана». «Лукойл» уже вложил более 500 млн долларов в свой первый проект на территории Узбекистана – Хаузак-Шады, что позволяет добывать около 3 млрд кубометров газа» - заявил российский премьер. Цена топлива будет вычисляться по европейской формуле. Кроме того, будет продолжена разработка уже существующих проектов и договоренностей.

В первой половине этого года Россия платила Узбекистану 130 долларов за тысячу кубометров, во второй – 160 долларов. Предложение о переходе на европейскую цену можно рассматривать как попытку воспрепятствовать сближению Узбекистана с Западом и удержать его в зоне своего влияния. Беспокойство Москвы по поводу вновь наметившегося сближения Ташкента с Западом, ускорившееся в результате российско-грузинского конфликта, подталкивает российскую сторону к интенсификации диалога с Узбекистаном. В вопросе оценки событий в Грузии России важно было заручиться поддержкой Узбекистана, который в рамках ОДКБ в наименьшей степени был готов рассматривать Грузию как агрессора. В то же время сейчас для России крайне важно иметь как можно больше союзников среди государств-членов СНГ.

Российско-узбекские отношения, также как и отношения Узбекистана с Западом нельзя назвать однородными и стабильными. До начала 2000-х Узбекистан имел прозападную ориентацию, по крайней мере, внешне. В русле такой направленности внешней политики лежало членство страны в ГУУАМ (сейчас – ГУАМ), наряду с Украиной, Молдавией и Азербайджаном, организации, имеющей по сути антироссийскую направленность, которая со временем только возрастала. Более того, войдя в ГУАМ, Узбекистан в том же 1999 году вышел из ОДКБ, куда входил с 1992 года. Однако уже в 2001 году Узбекистан присоединился к ШОС, организации, в которой Россия, как известно, имеет вес, а с 2002 года началось постепенное охлаждение Ташкента в отношениях с остальными членами ГУУАМ. Однако официально Каримов заявил о выходе из организации только в мае 2005 года, что подвело своего рода черту в разладе с Западом.

После революций в Грузии и на Украине официальный Ташкент стал еще больше опасаться угрозы «цветной революции» и у себя, что при наличии серьезных «подводных камней» в рамках режима Каримова подталкивало Узбекистан двигаться не к Западу, а скорее в противоположном направлении. Важнейшую роль здесь сыграли андижанские события 2005 года, которые продемонстрировали Западу способность Ташкента применять силу и готовность использовать любые доступные средства с целью сохранить статус-кво. В то же время это способствовало «повороту» Каримова в российскую сторону. Фактически Узбекистан, как и многие другие страны СНГ, отдал России свои экономические ресурсы в расчете на поддержку режима, для которого существует немало угроз, в том числе и серьезных, во многом латентных, внутренних, таких как межрегиональная, клановая конкуренция, а также проблема подавляемых исламистских настроений.

Сейчас у Москвы вновь появились опасения по поводу сближения Узбекистана с Западом и даже возможности размещения на его территории американских военных баз. В частности, тревожным звонком для России стала встреча 28 августа главы Минобороны Узбекистана Руслана Мирзаева с главой центрального командования вооруженных сил США генералом-лейтенантом Мартином Демпси, прошедшая 28 августа. Однако, как и по отношению к другим странам СНГ, готовым по меньшей мере к экономическому сотрудничеству с Западом, таким как, например, Азербайджан и Туркмения, Россия решила использовать также экономические инструменты и стимулы, предлагая покупку сырья по весьма выгодным для продавцов ценам.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net