Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

09.02.2005 | Николай Пахомов

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ ГОСДЕПАРТАМЕНТА

Одна из излюбленных тем для обсуждения у специалистов, занимающихся изучением международных отношений - это общая внешняя политика Европейского Союза, точнее, её отсутствие. Действительно, семь из десяти авторов работ на эту тему будут заверять читателя, что общего внешнеполитического курса ЕС просто не существует, правда, как правило, одновременно они будут выражать собственное сожаление по этому поводу. Тенденция очень странная: немного найдётся явлений, особенно в политике, доказыванию отсутствия которых будет уделяться столько внимания.

Допустим, достаточно очевидно, что на Солнце не могут жить существа, подобные людям. Следовательно, работ, освещающих этот тезис, сыщется очень немного. Тем более трудно себе представить серьёзного учёного, занимающегося вопросом, что бы было, если бы люди на Солнце поселились. Однако с внешней политикой Европейского Союза картина прямо противоположная. Почти все сожалеют, что её нет, но продолжают делать по её поводу умозаключения. В ряду подобных умозаключений стоит выделить два: курс ЕС в международных делах противоречит курсу США; позиция ЕС по внешнеполитическим вопросам не едина, ряд стран сообщества даже поддерживает линию американского Госдепартамента.

Где же истина? Рискнем предположить, что Европейскому Союзу всё же удалось обзавестись собственным мнением в вопросах мировой политики, причём это мнение, несомненно, отличается от внешнеполитической доктрины Белого дома. Что же касается "противоречивости", то следует признать, что разнообразие точек зрения и культура спора, в котором достигается истина, присущи европейской культуре.

Не вызывает сомнения, что столетняя конкуренция национальных государств, сложившихся в Европе, является одним из препятствий на пути появления общего внешнеполитического курса Старого Света. Однако, как отметил известный американский политолог и журналист Фарид Закариа, острое соперничество европейских держав за доминирование стало залогом цивилизационного лидерства Европы. Развивая эту мысль, отметим, что традиции конкуренции легли в основу современной рыночной либерально-демократической модели, принесшей пользу и в Америке, и в Австралии, и даже, например, в далёкой Японии.

Приносят свою пользу и нынешние разногласия среди государств-членов ЕС по поводу основных вопросов международной политики. Разные мнения как будто отмечают разные грани многочисленных проблем современных международных отношений, будь то ситуация в Судане, ближневосточное урегулирование или война в Ираке. Европейцы ведут себя более взвешено, учитывают различные аспекты проблем, не торопятся с решениями, оказываясь тем самым зачастую в более выигрышном положении, чем, например, команда Джорджа Буша, нередко предпочитающего в решении внешнеполитических задач кавалерийский наскок.

Разница стилей дипломатии ЕС и США поможет понять странность, описанную в начале этой статьи. Многие исследователи просто хотят, чтобы подход к решению проблем международных отношений, свойственный европейцам, стал доминирующим, а заявления об отсутствии общей внешней политики Европейского Союза часто объясняются желанием скорейшего усиления этой политики.

Свежей иллюстрацией того, что общая внешняя политика Европейского Союза всё-таки существует, можно считать встречу министров иностранных дел стран-членов ЕС, прошедшую на прошлой неделе в Брюсселе.

Например, большое внимание в ходе неё было уделено ситуации на Ближнем Востоке, где, кстати говоря, строго в соответствии с описанной выше тенденцией занимать взвешенную позицию ЕС пытается призвать обе стороны палестино-израильского конфликта предпринять необходимые для урегулирования шаги. Напомним, Вашингтон, находясь под сильным влиянием произраильского лобби в США, часто становился объектом критики из-за своей политики в регионе, не способствующей мирному урегулированию.

Похожая ситуация сложилась и вокруг многих других проблем современных международных отношений: европейцы пытаются разобраться и не утратить объективность, США торопятся определить правых и виноватых. Представляется, что подобное положение не добавляет стабильности и без того конфликтному современному миру.

Однако шанс на изменения к лучшему, похоже, есть: начав свой второй срок на посту президента, Джордж Буш, наученный горьким опытом иракской кампании, может попытаться изменить свой внешнеполитический курс, приблизив его к европейскому стилю дипломатии. Тем более что для подобной трансформации специалистов в Госдепартаменте достаточно. Да и Кондолиза Райс, руководящая ныне американским внешнеполитическим ведомством, склонна тщательно готовить любое решение, особенно если речь идёт о престиже её страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net