Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.09.2008 | Татьяна Становая

AiRUnion: выход из кризиса

Кризис вокруг альянса AiRUnion завершается созданием новой компании, в которую войдут принадлежащая правительству Москвы компания «Атлант-Союз» и правительство Красноярского края.О решении создать, по сути, новую компанию, было объявлено на встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с министром транспорта Игорем Левитиным в четверг. Вопрос с AiRUnion обсуждался в среду на совещании у вице-премьера Сергея Иванова. В соответствии с принятым решением, авиакомпании альянса AiRUnion будут объединены с компанией правительства Москвы «Атлант-Союз», которой будут переданы воздушный флот и маршрутная сеть альянса. Собственниками объединенной компании станут госкорпорация «Ростехнологии» во главе с Сергеем Чемезовым, правительство Москвы во главе с мэром Юрием Лужковым и Красноярский край во главе с губернатором Александром Хлопониным. Флот объединенной компании будет базироваться не в «Домодедово», а во «Внуково» - аэропорте правительства Москвы, где располагается авиакомпания «Атлант-Союз».

Напомним, что кризис вокруг компании разразился после того, как активы альянса были переданы «Ростехнологиям»: именно тогда частные акционеры фактически потеряли перспективу развития своего бизнеса, что привело к неблагоприятным последствиям – росту долга, выводу активов и проблемам с ресурсами. В итоге сложилась ситуация, при которой AirUnion фактически не перешел под управление «Ростехнологий», а реальные собственники уже не были полноценными хозяевами. Компания оказалась «бесхозной»: Чемезов давал понять, что не намерен платить по долгам, которые накопились до передачи активов «Ростехнологиям». Менеджмент фактически отстранился от дел. Возник кризис: тысячи людей не могли вылететь до мест назначения или сдать билеты обратно. В ситуацию было вынуждено вмешаться правительство. Принципиальной позицией государства стало давление на компании-заправщики и администрации аэропортов с тем, чтобы они не прекращали обслуживать самолеты альянса – в качестве инструмента использовались органы прокуратуры. Таким образом, приоритетом для государственных органов было поддержание социально-политической стабильности в связи с крахом альянса.

Однако все попытки на уровне правительства разрешить кризис эффекта не давали. Рейсы продолжали задерживаться до конца прошлой недели. К ситуации подключились и правоохранительные органы, которые главным ответственным за ситуацию сделали не только саму компанию (а точнее ее частных акционеров), но и чиновников. Проверку альянса инициировала Счетная палата. Также свою проверку уже ведет Генпрокуратура. Генеральный прокурор России Юрий Чайка предупредил замминистра транспорта Александра Мишарина, занимающего также пост председателя совета директоров авиакомпании «Красэйр», о недопустимости нарушений закона. Чайка также назвал провальной работу главы Росавиации Евгения Бачурина и настаивает на его привлечении к дисциплинарной ответственности из-за массовых задержек авиарейсов в различных регионах. Он также высказал мнение, что чиновники подобного ранга не должны входить в советы директоров компаний. Не исключено, что данный пример дальше будет активно использоваться для продвижения идеи о замене чиновников на независимых директоров в советах директоров госкомпаний. Эта идея активно продвигалась Дмитрием Медведевым, и Чайка, в данном случае, действует в русле его интересов.

Сейчас складывается парадоксальная ситуация, при которой частные акционеры, которые изначально должны были получить контроль над альянсом, теперь оказываются главными виновными в кризисе, возникшем на фоне передачи активов компании «Ростехнологиям». Напомним, что альянс AirUnion был создан по инициативе гендиректора и совладельца «КрасЭйр» влиятельного красноярского бизнесмена Бориса Абрамовича в конце 2004 года на базе пяти авиакомпаний: «Красэйр», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), «Омскавиа», «Самары» и «Сибавиатранса». Государству принадлежит 51% акций «Красэйр», 50% ДАЛ, 46,5% «Самары». Гендиректору «Красэйр» Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам — около 40% «Красэйр», 48,6% ДАЛ, около 40% «Самары», около 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса». Эта либеральная идея поддерживалась тогда министром экономического развития РФ Германом Грефом. Создание альянса стало прецедентом: впервые государство шло на столь тесное сотрудничество с частными собственниками, создавая компанию, в которой не будет контрольного госпакета.

Однако вскоре идея начала размываться: Росимущество настаивало на передаче государству контрольного пакета (58%), что не устраивало частных акционеров. В итоге активы компании были переданы «Ростехнологиям», причем было достигнуто принципиальное соглашение, что компания Чемезова получит контроль над альянсом. Сейчас, по итогам кризиса, участие частных акционеров в объединенной компании является крайне маловероятным: скорее всего AirUnion будет обанкрочен, а против самих акционеров возбуждены уголовные дела – этого не исключают чиновники Минтранса. Источник «Коммерсанта» в «Ростехнологиях» говорит, что в объединенной авиакомпании «места для господ Абрамовичей не видно». «Ростехнологии» получат контрольный пакет, а правительства Москвы и Красноярского края, видимо - долю частных акционеров. «Атлант-союз», который уже принял на себя операционную деятельность «AirUnion», будет основой новой структуры. По словам чиновника Минтранса, одна из схем ее создания — увеличение уставного капитала «Атлант-союза» за счет внесения в него акций остальных компаний. Другой вариант — передача «Атланту» их активов и долгов, говорит источник «Ведомостей» в правительстве Москвы. Фактически речь идет о выводе активов из AirUnion.

По данным «Коммерсанта» помимо Юрия Лужкова и Хлопонина, Чемезов также привлек и Алишера Усманова. По данным участников рынка, именно он является одним из значимых инвесторов Внуково. Отметим, что Усманова связывает с «Ростехнологиями» партнерство в горно-металлургических проектах. Он также считается фигурой, близкой к Дмитрию Медведеву и «Газпрому».

Региональные власти оказались для Чемезова гораздо более эффективными союзниками, чем правительственные чиновники, фактически оказавшиеся беспомощными перед разрешением кризиса. Однако теперь «Ростехнологиям» будет труднее обеспечивать свой контроль над единой компанией: партнерство с «тяжеловесами» Лужковым и Хлопониным потребует большей гибкости

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net