Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

«Управление банком «ФК Открытие» полностью переходит к Банку России с последующим вхождением Банка России в капитал кредитной организации в качестве главного акционера», говорится в материалах Центробанка. С 29 августа в банк назначена временная администрация на срок до шести месяцев.

Интервью

Кризис в Венесуэле становится все более острым. Но одновременно в его воронку втягиваются и другие страны Латинской Америки. Большинство из них отвергают антидемократические действия президента Николаса Мадуро, однако на его стороне выступают государства с левыми лидерами. От противоборства между ними зависит политическое будущее континента. Об этом «Политком.RU» рассказал проживающий в США видный кубинский политолог, лидер Либерального союза Кубы Карлос Альберто Монтанер.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

22.09.2008 | Игорь Бунин

Новое качество российской экономики

На прошедшей неделе кризис на фондовом рынке и рынке межбанковского кредитования достиг пика: из-за глубокого падения торги на фондовых биржах несколько раз приостанавливали. Индекс РТС 18 сентября был «заморожен» на уровне 1058 пунктов: общий обвал индексов составил около 50%. По данным ЦБ, с 1 августа по 12 сентября международные резервы РФ снизились на 37 млрд. долл. Отток капитала из России с августа составил не менее 15 млрд. долл. Значительно обострился и кризис на межбанковском рынке кредитования. Однако 18 сентября ситуацию удалось переломить: принятые властями меры оказались эффективными, и 19 сентября рынки открылись значительным ростом. Тем не менее, подобный финансовый кризис стал первым за 8 лет серьезным испытанием для Владимира Путина и Дмитрия Медведева: до сих пор доверие к власти со стороны населения строилось на сохранении высокого уровня макроэкономической стабильности.

В основе кризиса – инфляция активов; этот процесс имеет мировой характер. Бегство портфельных капиталов привело к кризису ликвидности, удорожанию кредитных ресурсов. С прошедшей недели кризис перерос в новое качество: свою привлекательность начала терять нефть, в последнее время достигавшая все новых и новых рекордов мирового роста цен. Нефть марки Urals (на 19.00 МСК 16 сентября) подешевела до 86,2 долл., правда, затем цена вновь пошла вверх. Снижение мировых цен на нефть усилило пессимизм инвесторов и усугубило падение на всех торговых площадках.

Российский кризис стал следствием мирового финансового кризиса, где «последней каплей» оказалось банкротство одной из крупнейших инвестиционных компаний - Lehman Brothers. Негативные новости из США вызвали волну обвалов по всему миру. В результате 16 сентября европейские индексы потеряли 1,63-3,43%, азиатские — 4,9-5,4% (накануне американские индексы упали на 3,6-4,42%). Российский рынок пострадал в наибольшей степени, что было расценено инвестиционными экспертами как подтверждение его спекулятивного характера: до сих пор рост обеспечивался преимущественно за счет иностранных компаний, которые теперь предпочитают выводить все свои портфельные инвестиции из страны. Для России это особенно плохие новости: при сохранении высокого уровня зависимости от нефтяных доходов, под угрозой оказывается бюджетная стабильность. Действуют и так называемые «ножницы Кудрина»: экспортная пошлина на нефть, рассчитанная по более высоким ценам, ставит работу НК на грань убыточности. В ближайшее время пошлины будут снижены, обещает Кудрин: НК получат в результате около 140 млрд. рублей. Свое влияние косвенно оказывали и политико-экономические факторы: конфликт вокруг ТНК-BP, проблемы у компании «Мечел», кризис в Грузии и ухудшение отношений с Западом, замораживание переговоров по ВТО (правда, вскоре стало известно, что переговоры возобновлены).

Самой острой проблемой для России стало развитие и усугубление кризиса ликвидности. По итогам обвалов на фондовом рынке полностью закрылся рынок репо: кредитование под ценные бумаги стало практически невозможным (исключением были лишь некоторые дружественные сделки). «Ведомости» писали, что банкиры жаловались на крупнейших операторов рынка — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Они практически свернули кредитование коллег. Многие участники рынка не могли заложить акции и были вынуждены их продавать, обрушивая котировки. Все это тесно связано и с расширением кризиса доверия на межбанковском рынке кредитования: помимо проблемы ограниченности ликвидности, ни инвестиционные компании, ни банки, ни брокеры не доверяют друг другу. Еще 17 сентября экономисты и инвестиционные аналитики разделяли более чем пессимистичные взгляды. Предполагалось, что за обвалами на рынках могут последовать и более глубокие последствия для всей экономики, повальные дефолты компаний, банкротства.

Однако 18 сентября стал переломным днем для кризиса. Если предпринимаемые ранее меры рынком оценивались как недостаточные, то к 18 сентября объем помощи достиг беспрецедентных масштабов, что переломило общую тенденцию. 16 сентября премьер-министр Владимир Путин заявил, что Минфин и Центробанк выделили 475 млрд. руб. для поддержания ликвидности на российском рынке и отметил, что Россия «спокойно пройдет» неприятные явления в мировой экономике. Кроме того, Минфин увеличил лимит аукционов по размещению бюджетных средств до 1,23 трлн. руб. В этот же день прошло специальное совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова с участием представителей президентских структур, экономического блока правительства, Центробанка и Сбербанка.

Главными мерами по преодолению кризиса пока являются меры по поддержанию ликвидности. ЦБ снизил требования к объему средств обязательного резервирования банков, расширены возможности совершения операций репо. Минфин предложил Сбербанку России, ВТБ и Газпромбанку привлечь средства федерального бюджета на депозиты на срок 3 и более месяцев. Делается ставка на системообразующие банки, что с одной стороны, снижает риски социально-политических последствий кризиса, но, с другой стороны, вызывает много напряженности на самом банковском рынке – кризис могут не перенести мелкие и средние банки, что приведет к волне слияний и поглощений, а также большому числу банкротств.

Изначально банковское сообщество выражало непонимание, почему ЦБ не кредитует банки напрямую, позволяя «тройке» зарабатывать на кризисе (Минфин предоставляет деньги госбанкам под 6%, а Сбербанк стал предлагать репо на один день по облигациям со ставкой 13%, а по акциям — по 22% годовых, причем в залог принимал только акции «Газпрома» и «Роснефти»). Однако система в итоге заработала. ММВБ 18 сентября (в этот день торги на фондовых биржах были приостановлены) оповестила рынок: «Участники рынка, желающие получить ликвидность через репо, могут обращаться в Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк». Чтобы все успели получить эти деньги, биржа продлила сессию до 22.00, сообщают «Ведомости». Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк направляют на кредитование участников рынка под залог ценных бумаг дополнительно 60 млрд. руб., которые, по словам Кудрина, «добавят ликвидности и стабилизируют работу бирж». По сведениям газеты, Сбербанк и ВТБ начали кредитовать брокеров, (Газпромбанк присоединился к ним позднее). По оценке начальника казначейства крупного инвестбанка, Сбербанк выдал брокерам порядка 5 млрд. руб., ВТБ — вдвое больше. Настороженность на этом фоне сменилась надеждой: банки рассчитывают, что «доноры» в ближайшее время не исчезнут. «Меры, принятые правительством и ЦБ, срабатывают, ликвидность на рынок попала и уже распространяется по нему», — радуется гендиректор ФБ ММВБ Алексей Рыбников. По его словам, доверие участников финансовой системы начинает восстанавливаться: уже 18 сентября не только исполнялись «нависшие над рынком» не исполненные ранее сделки репо, но и заключались новые — примерно на 100 млрд. руб. Рынки очень позитивно оценили гибкость властей и готовность выходить за рамки стандартных решений.

В то же время сам подход ЦБ, сделавшего ставку на «тройку» госбанков, продолжал вызывать вопросы. Банковское сообщество увидело в этом риск «передела собственности» на банковском рынке: известно, что в Кремле давно хотели бы добиться укрупнения российских банков. Ситуация сравнивалась с 2004 годом, когда ВТБ с большим дисконтом приобрел розничную сеть Гута-банка за счет кредита, полученного от ЦБ. Показательно, что например, крупнейшая инвестиционная компания «КИТ Финанс», оказавшись на грани дефолта, получила помощь от ВТБ и Газпромбанка под гарантии продажи ее контрольного пакета управляющей компании «Лидер», близкой к структурам аппаратно влиятельного бизнесмена Юрия Ковальчука. Впрочем, в минувшее воскресенье стало известно, что количество «привилегированных» банков расширяется: Минфин России 22 сентября предлагает на аукционе 28 банкам 600 млрд. рублей на три месяца. На наступившей неделе будет проведено еще два аукциона по предоставлению банкам средств федерального бюджета на депозиты на меньшие сроки.

Еще одним спорным моментом стало решение Кремля зарезервировать средства для поддержания фондового рынка: в 2008 году на это выделено 250 млрд. рублей, еще столько же планируется зарезервировать на 2009 год. Однако подобная перспектива вызвала внутри власти много дискуссий: по данным источников «Ведомостей», Минфин выступил категорически против вливания дополнительных госсредств на рынок, так как государство не должно брать на себя ответственность по компенсации рисков всех коммерческих структур. Агентство Standard & Poor's предупреждало, что снизит суверенный рейтинг России, если госсредства будут направлены на фондовый рынок. Не нашло понимания и предложение Владимира Путина направить на фондовый рынок пенсионные средства «молчунов» из ВЭБа и средства фонда национального благосостояния. Тем не менее, 18 сентября Алексей Кудрин заявил, что правительство готово вкладывать средства в акции госкомпаний. Ранее помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что механизм выкупа государством акций отдельных компаний пока не определен. По его словам, «государство не намерено таким образом увеличивать свое присутствие в этих компаниях или отдельных секторах экономики». При этом он подчеркнул, что в дальнейшем государство от этих акций будет избавляться. 18 сентября на встрече Путина с иностранными инвесторами премьер заверил, что правительство России не считает возможным использовать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния на поддержку финансового рынка. «Пока не настало время тратить нефтегазовые доходы России», - сказал он. Скорее всего, здесь правительство пойдет по консервативному варианту: Минфин предлагает создать госкорпорацию «Российское финансовое агентство» для управления средствами фонда, и уже в октябре внесет соответствующий законопроект в правительство. Средства фонда будут вкладываться в корпоративные ценные бумаги пока исключительно на зарубежных рынках. Судя по всему, по мере стабилизации ситуации, данная мера все-таки будет терять популярность, оставаясь исключительной.

Ключевым моментом стало совещание у президента России Дмитрия Медведева, на котором было объявлено о масштабных мерах по поддержке российских площадок. Общая стоимость пакета одобренных мер составит около 760 млрд. руб. А в целом, по подсчетам «Коммерсанта», государство готово направить на спасение рынков более 3 трлн. рублей. В итоге уже 18 сентября на LSE бумаги «Роснефти» выросли на 22,6%, ВТБ — на 15,3%, «Газпрома» — на 9,3%. 19 сентября резким ростом открылись РТС и ММВБ, после чего торги пришлось приостанавливать. Позитивный фон создавали и заявления высокопоставленных правительственных чиновников на сочинском экономическом форуме: вице-премьер Александр Жуков опроверг предположения, что в результате кризиса произойдет замедление темпов экономического роста. Рост ВВП в России в 2008 году составит 8%, заявил он. Не обошлось и без долгосрочных прогнозов, которые мало кто решается делать в кризисные периоды: Жуков отмечает, что ВВП в России на душу населения к 2020 году прогнозируется на уровне более 30 тыс. долл., к 2030 году - 50 тыс. долл. «Сегодня в России события 1998 года повториться не могут. За 10 лет России удалось принять целый ряд мер, которые не позволят дефолту и девальвации произойти вновь», - подвел итог Александр Жуков.

Теперь главным вопросом является, каков характер перелома? Окажется ли он окончательным, а кризис бесповоротно прошедшим? На данный момент мнения на этот счет разделились. Официальные российские власти убеждают, что самые тяжелые дни для российского фондового рынка и банковской системы позади. России придется иметь дело с минимальным набором последствий, хотя и они не будет незаметны. Глава ЦБ России Сергей Игнатьев признал, что кризис окажет свое влияние на рост темпов инфляции. Независимые эксперты указывают, что инфляционный след будет гораздо более ощутимым: темпы годовой инфляции могут приблизиться к отметке 15%. Это ударит, в первую очередь, по наиболее бедным слоям населения России. Однако не обойдут последствия кризиса и средний класс, который уже сейчас начал испытывать трудности с доступом к кредитным средствам – ипотечным и потребительским. Прогнозируется, что из-за дороговизны длинных денег произойдет замедление экономического роста (особенно в сфере строительства и ритейла). При дорогих деньгах может произойти и сокращение бонусных и премиальных выплат, и возможно, рабочих мест.

Это очень неприятные последствия, которые в любом случае приведут и к давлению на рейтинги политических лидеров России. Стабильность политического режима строилась во многом на способности властей обеспечивать в стране макроэкономическую стабильность и достаточно высокий рост экономики. Причем на фоне относительного благополучия начинает действовать и так называемый закон Токвиля: требования к власти растут. Владимир Путин получил большой кредит доверия, который в итоге позволил ему провести масштабные политические реформы, значительно укрепив «вертикаль власти» и сформировав моноцентризм. Сегодня, несмотря на приход на пост президента Дмитрия Медведева, моноцентризм, хотя и в видоизмененной форме, по своей сути сохраняется: все ключевые государственные решения принимаются внутри тандема и этот тандем также имеет широкую социальную базу. При мягком сценарии развития кризиса, давление на рейтинг не будет критичным, а напряженность окажется более или менее управляемой (социально терпимой).

Гораздо более глубокие последствия будет иметь кризис в его жестком виде – это второй сценарий, обсуждаемый сегодня общественностью. В соответствии с ним, наступивший перелом лишь откладывает наступление полномасштабного кризиса, который может произойти весной следующего года. Власть слишком ослабила требования к банковской системе, одновременно «вложившись» в нее беспрецедентными бюджетными средствами. Такой кризис может оказаться сопоставим с кризисом 1998 года.

Основными угрозами в этом случае станет крах российской банковской системы и паника вкладчиков со всеми вытекающими отсюда последствиями, наносящими мощный удар по всем отраслям экономики. Все это способно привести к долгосрочным последствиям в российской политике. Давление на рейтинг станет критичным, не исключена полномасштабная эрозия рейтингов доверия, пересмотр социального контракта между политическими лидерами и населением. Все это поставит власть перед жесткой необходимостью перераспределения ресурсов, поиска нового баланса между государственными приоритетами, секвестра финансирования отдельных направлений. Маловероятно, что в случае полномасштабного финансового кризиса, федеральный и тем более региональные бюджеты потянут беспрецедентные социальные программы. В этом случае могут быть пересмотрены и долгосрочные планы развития страны. Дефицит ресурсов поставит власть и перед политическим выбором: либерализация или усиление политического, государственного контроля.

На данный момент баланс ожиданий между мягким и жестким вариантом меняется в пользу более мягкого сценария.

Основную заслугу в преодолении пика кризиса рынок и СМИ приписывают вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину. «Ведомости» признали, что Минфин играл гораздо большую роль, чем решения ЦБ, что обычно несвойственно для других стран. Объемы ликвидности, которую Минфин предоставляет банкам, стали не просто равнозначны операциям ЦБ: меры Минфина оказались более гибкими и отвечающими требованию момента. Например, ЦБ не стал рисковать и предоставлять банкам беззалоговые кредиты, а Минфин предложил рынку необеспеченные депозиты. ЦБ отказывается думать об увеличении срока операций репо (они однодневные), а Минфин дает деньги на три месяца. Кудрин стал «лицом» антикризисных мер правительства, он также был активным участником совещаний у президента. Все это станет одним из факторов усиления позиций Минфина внутри власти и может позволить ему с новой силой отстаивать жесткую бюджетную политику и отказ от серьезного снижения налогов. Одну битву он уже выиграл: вопрос о снижении НДС отложен до 2009 года.

На данный момент можно зафиксировать победу российских властей над пиком финансового кризиса. Пока неясно, является ли эта победа окончательной. Однако в любом случае эффективность мер правительства и президента подтверждает, что российская экономика находится в совершенно новом качестве, чем 10 лет назад: в стране устойчивый экономический рост, отсутствие дефицита в ресурсах, другой масштаб крупнейших экономических акторов. Другое и государство: помимо того, что оно опирается на широкую социальную поддержку, оно демонстрирует быстроту и эффективность принимаемых мер, свою работоспособность. Однако пока никто не скажет, насколько это новое качество гарантирует от финансовых кризисов, сопоставимых по своему масштабу с 1998 годом.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Победа Эмманюэля Макрона на президентских выборах и его партии “Вперед, Республика!” привела в Национальное собрание огромное количество новых депутатов, не очень разбирающихся в парламентской деятельности. 418 из 577 депутатов никогда не заседали в Национальном собрании, то есть три четверти всего состава нижней палаты парламента.

С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Ключевые конфликты в этой сфере происходят вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя и балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net