Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

23.09.2008 | Николай Пахомов

О чём не спорят кандидаты

У нынешней кампании по выборам президента в Америке много тем. Однако в ходе дебатов почти не вспоминают о коррупции. Изначально эта тема обозначена была (например, обывателя пугали могуществом и коварством лоббистов), но сейчас больше обсуждается другое. Происходит это совсем не потому, что коррупции в США дефицит. Напротив – бороться с ней и бороться. Может, поэтому политики и предпочитают помалкивать.

Только в течение последних двух недель случилось три скандала, которые остались почти незамеченными за предвыборными спорами. Во-первых, министр обороны Гейтс объявил, что скандальный конкурс (цена вопроса – сорок миллиардов долларов) на поставку для ВВС новых самолётов-заправщиков будет проведён уже следующей администрацией. История эта тянется уже семь лет: в 2003-ем году победителем был объявлен «Боинг», после чего организатор конкурса со стороны Пентагона оказался за решёткой, так как «Боинг» свои победу гарантировал предварительной «успешной» работой с этим чиновником.

В феврале этого года несколько сенсационно в новом конкурс победил «Нортроп» в союзе с европейской корпорацией EADS. Тут уже «Боинг» выстрелил из всей своей лоббистской артиллерии, протест был даже поддержан Контрольным управлением правительства, структурой по проверке деятельности органов власти. Действительно, очень может быть, что и эта победа была достигнута в нечестной борьбе. Летом был объявлен новый конкурс. «Боинг» опять стал протестовать, сетуя, что заявку надо подать в очень сжатые сроки, и вот теперь стало известно, что заявку можно не подавать вообще – выпутываться из щекотливой ситуации предстоит следующей администрации.

Решение это говорит не только о слабости нынешней администрации, но и заставляет задуматься о самом механизме принятия решений. Казалось бы, мероприятие весьма рутинное – нужды американских военных летчиков известны, необходимо лишь выбрать лучший вариант из представленных на конкурс проектов. Однако все в Вашингтоне прекрасно понимают: не только толково такой конкурс организовать затруднительно, но и после него администрации нужно иметь достаточно силы и легитимности, чтобы противостоять лобби проигравших. «Боинг», и «Нортроп» размещают свои заводы не в космосе, а на конкретных территориях США, откуда избираются конкретные конгрессмены, которые костьми лягут, чтобы не оставить своих избирателей без работы – заключение контракта может открыть череду правительственных заказов на 100 миллиардов. Если задумываться дальше, то остаётся только дивиться, что у самой могущественной армии планеты, такие подрядчики, а бравые американские пилоты могут сегодня рассчитывать на перезаправку с самолётов, которые заказывала ещё администрация Эйзенхауэра.

Насколько неэффективно работает американская система правительственных заказом можно судить по другому сюжету последних дней. Та же самая корпорация «Боинг» получила контракт на пару миллиардов, обещая построить забор, способный надёжно закрыть американо-мексиканскую границу от нелегальных иммигрантов. Забор должны были построить до конца этого года. Теперь стало известно, что проект в заявленные сроки завершить не удастся.

Несколько раньше эксперты признали саму идею строительства забора неудачной: скажем, если через забор мексиканцы как-то всё равно проникнут и это даже будет снято на видеокамеры, ловить удачливых нарушителей будет всё равно некому. Но сейчас выясняется ещё более примечательная подробность – забор не успевают строить, потому что на него не хватает денег. Сама постановка вопроса абсурдна: проведён конкурс, выбрано наилучшее по качеству и стоимости предложение, заключён контракт, который должен быть выполнен подрядчиком.

Однако в жизни всё получается не так – пока забор строят, строительство дорожает. В результате план сорван: должны были построить 670 миль, на конец августа закончено сооружение менее 350 миль. О грядущем разрыве контракта речи не идёт: получается, все в Вашингтоне дольны тем, что «Боинг» строит забор медленно, получая столько денег налогоплательщиков, сколько посчитает нужным руководство компании.

По «мелочам» американские чиновники брать также не стесняются. Есть в американском правительстве Служба управления минеральными ресурсами, чиновники которой следят за тем, как энергетические компании ведут добычу на принадлежащих государству участках и собирают с них за это деньги. (В прошлом году было собрано больше 4 миллиардов долларов за такую добычу). В ходе совместного расследования министерств юстиции, внутренних дел и конгресса, результаты которого только что обнародованы, выяснилось, что для ответственных чиновников Службы обычно принимать от компаний, за которыми они должны следить, различные дорогие подарки, потихоньку консультировать эти же фирмы, мягко говоря, не совсем честно устраиваться туда на работу, а то и вовсе, участвовать в наркотических оргиях с теми, кого они должны контролировать.

Понятно, что данная Служба лишь шестерёнка в государственной машине США. Показательней другое: когда одного из руководителей Службы журналисты спросили, как он дошёл до жизни такой, он честно ответил, что был уверен, что занимает достаточно важное положение для того, чтобы этические нормы государственного служащего его не касались. Комментировать эти слова даже не имеет смысла. Если мнение коллеги разделяют другие американские высокопоставленные чиновники, то МакКейн с его предвыборным штабом, полным известных лоббистов, кажется опасностью совсем пустяковой. Однако о подлинных трудностях страны откровенно в Америке говорят, к сожалению, крайне редко.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net