Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.10.2008 | Светлана Самойлова

Медведев замахнулся на коррупцию

Вчера по итогам заседания совета по противодействию коррупции президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов по борьбе с коррупцией. Это одно из самых важных направлений работы Медведева: с борьбы с коррупцией он фактически начал свое президентство и по успешности этого направления будут судить о состоятельности выбранной им линии.

Напомним, что почти сразу после избрания Медведева на пост президента был создан Совет по борьбе с коррупцией. Главой совета стал лично Медведев, главой президиума – Сергей Нарышкин. В президиум вошли только чиновники: вице-премьер Сергей Собянин, директор ФСБ Александр Бортников, министр юстиции Александр Коновалов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, генпрокурор Юрий Чайка, помощники президента Лариса Брычева и Аркадий Дворкович. Заметим, что Нарышкин, Собянин, Брычева, Дворкович и Коновалов также активно участвовали в обсуждении вопроса о судебной реформе. Членами совета стали председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, помощники президента Константин Чуйченко и Олег Марков, председатели высших судов Валерий Зорькин, Антон Иванов, Вячеслав Лебедев, член Общественной палаты Анатолий Кучерена, полпред правительства в высших судах Михаил Барщевский, председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Чуйченко, Коновалов, Антон Иванов и Степашин уже имеют репутацию фигур, давно и тесно взаимодействующих с Медведевым.

25 июня, спустя почти месяц после начала работы Совета, руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин представил Дмитрию Медведеву национальный план по борьбе с коррупцией. Документ дает поручение всем федеральным государственным органам и органам государственной власти субъектов Федерации разработать и до 1 ноября принять свои планы по противодействию коррупции. Тогда же в целом Медведев одобрил законодательные инициативы, которые и легли в основу антикоррупционного плана.

Антикоррупционный план включает в себя четыре раздела. Первый – законодательное обеспечение противодействия коррупции, прежде всего и в том числе разработка и представление до 1 октября этого года проекта федерального закона о противодействии коррупции. Второй раздел – меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции. Судя по всему, речь идет и о неких элементах административной реформы. Третий раздел – меры по повышению профессиональной подготовки юридических кадров и правовому просвещению. И, наконец, четвёртый раздел – это первоочередные меры по реализации настоящего плана.

«Цель нашей сегодняшней встречи – окончательное одобрение, если мы договоримся, пакета антикоррупционных мер», – сказал вчера глава государства на совещании. Медведев предупредил, что «эта работа не носит конъюнктурный характер». «Начали раздаваться голоса, что после разного рода событий, например августовского кризиса на Кавказе, Россия свернет эту работу», – добавил он. «Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией», – подчеркнул Медведев.

Законопроекты касаются целого комплекса проблем. Во-первых, как заявил Медведев, речь идет об обеспечении прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и заключении государственных и муниципальных контрактов. «Это - устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности», - заявил Медведев. Подробнее о сути законопроектов рассказал глава президентской администрации Сергей Нарышкин. Речь идет о 4 законах: базовом законопроекте «О противодействии коррупции», Федеральном конституционном законе, который вносит изменения в Федеральный конституционный закон «О правительстве РФ», а также еще о двух законах, которые вносят поправки и изменения в 25 законов.

«В базовом законе сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции, - уточнил Нарышкин. - Наряду с ужесточением ответственности упор делается на расширение предупреждения и профилактике коррупционных правонарушений». Пакетом законопроектов вводятся дополнительные ограничения на государственных и муниципальных служащих, которым будет предписано сообщать о фактах и случаях правонарушений в этой сфере. Речь также идет о совершенствовании структуры государственного управления, функций и полномочий органов власти. «Здесь мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования», - пояснил Нарышкин. Предлагаемые законы расширяют сферу контроля за достоверностью предоставленной служащими информации о доходах и имуществе. Вносятся также изменения в закон об оперативно-розыскной деятельности, которую можно будет применять для проверки достоверности сведений о декларировании служащими имущества и доходов, а также использования таких мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.

«Обсуждалась и норма в отношении права должностного лица после увольнения с государственной службы в течение 2 лет занимать должность в коммерческих организациях, с которыми это должностное лицо в течение 2 лет было связано», - заявил Нарышкин. Он пояснил, что предлагается ввести 2-летний мораторий на занятие бывшим должностным лицом таких должностей в случае, если его прежний работодатель не даст на это согласие. Говоря о предполагаемых изменениях в закон о правительстве, Нарышкин сообщил, что в случае принятия законопроекта председатель правительства, его заместители и федеральные министры, а также члены их семей - супруги и несовершеннолетние дети, будут обязаны декларировать свои доходы и имущество.

При президентском Совете по противодействию коррупции будет создана рабочая группа, координирующая законотворческую деятельность в этой сфере. Группа займется «обобщением поступающих по (антикоррупционным) законопроектам замечаний, а также должна в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции». Медведев подчеркнул, что должны быть созданы нормальные условия для реализации антикоррупционного законодательства, а также проведен анализ правоприменительной практики.

Все эти меры, безусловно, можно назвать значительным шагом вперед. Однако коррупция в России носит системный характер и без изменения основных принципов функционирования самой системы добиться значительных успехов тут будет трудно. Пожалуй, наиболее востребованным и заметным изменение в лучшую сторону станет сокращение избыточного госрегулирования: именно оно во многом является инструментом давления на бизнес и население. В то же время наиболее слабым местом в предложенной системе является отсутствие должного внимания проблемам повышения открытости и прозрачности деятельности органов российской власти: без развитого парламентского контроля, без влиятельных СМИ все это может оказаться лишь декоративными мерами.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net