Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.11.2008 | Сергей Расов

Каспийский трубопроводный раздрай

В ходе прошедшего в Астане саммита глав правительств ШОС состоялось и двусторонняя встреча между премьером России Владимиром Путиным и президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Она интересна тем, что на ней была публично озвучена просьба Назарбаева, выкупить долю Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) на паритетных условиях. Выглядело это следующим образом…

Назарбаев: И один вопрос есть, Масимов (премьер РК - прим. ред.) должен был его обсудить. Оман продает свой участок в КТК. Я думаю, что мы не должны никому отдавать.

Путин: Не говорил пока.

Назарбаев: Да. Нам надо закупить его, забрать по 50%, чтобы не отдавать другим. И это очень важно.Путин: …Эта доля иностранного партнера в КТК, я не могу сказать наверняка, но, по-моему, мы ее уже выкупили. Я должен просто проверить.

Весьма показательный диалог. Из него следует: что, во-первых, КТК у России пока не приоритетный проект. В противном случае премьер Путин должен знать, что никто ничего не выкупил. Во-вторых, Россия в условиях мирового кризиса, тратить сотни миллионов на приобретение спорного актива не сильно жаждет. В-третьих, проект КТК лоббирует лично Назарбаев, потому как Казахстан срочно ищет альтернативные пути, минуя кавказское направление.

Напомним, что доля государства Оман в КТК составляет 7%. По словам президента «Национальной компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдина, «обе стороны проявили интерес к покупке и сейчас провели предварительные консультации, обменялись информацией по предлагаемым активам». Однако не все так просто. По большому счету КТК не является для России стратегическим активом, скорее таковым он является для Казахстана. К тому же, чтобы увеличить мощность трубопроводной системы в нее необходимо вложить около трех с половиной миллиардов долларов. Цель покупки у россиян может быть только политическая: не дать США перехватить инициативу в Казахстане и «заморозить» надолго нефтепровод Баку-Тбилиси-Джайхан. Также появились слухи, что в противном случае Казахстан может отказать «Газпром нефти» в покупке 49% акций «МангистауМунайГаза». То есть если покупка россиянами состоится, то это будет добровольно-принудительное политическое указание со стороны Кремля.

Дело в том, что из КТК выходят два крупных акционера из-за невозможности получать достаточную прибыль от проекта. Конфликтная ситуация дошла до многомиллионных долгов, в том числе и российским налоговым органам. Оман заявил, что продает свою долю из-за отсутствия доходности. Компания British Petroleum (ВР), тоже не дождавшаяся от проекта доходов, инициировала конфликт среди акционеров КТК, настаивая на привлечении внешнего заимствования для финансирования проекта. Дошло до того, что вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил о возможном банкротстве Каспийского трубопроводного консорциума из-за непримиримой позицией British Petroleum. Остальные участники консорциума считают, что КТК сможет обойтись собственными средствами. Тарифы на транспортировку нефти были низкими, а ставки по кредитам, которые привлекались компанией для строительства трубопровода, - высокими. Акционеры настаивали на увеличении мощности КТК, но Россия блокировала это решение, заявляя, что прежде проект должен начать приносить прибыль. Только в 2007 году «Транснефти» удалось договориться об увеличении тарифа и снижении ставок по кредитам. В сентябре 2008 года замминистра энергетики РФ Станислав Светлицкий сообщил, что Россия официально уведомила Оман о своем согласии выкупить его долю КТК, но непонятно как это можно сделать без согласия Казахстана.

Нефтепроводная система КТК, предназначенная для транспортировки казахстанской и российской нефти, соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с экспортным терминалом близ порта Новороссийск в Черном море, была введена в эксплуатацию в 2001 году, ее нынешняя мощность около 30 миллионов тонн в год. Для вывода трубопровода на полную мощность необходимо строить новые перекачивающие станции и резервуары, менять трубы, возводить терминалы. Россия же до поры до времени не придавала серьезного значения вопросу увеличения мощности Консорциума. Пока на горизонте не появилась система Баку-Тбилиси-Джейхан. В апреле Сенат Казахстана ратифицировал «Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о поддержке и содействии транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы «Баку - Тбилиси - Джейхан». Россия забеспокоилась и в начале мая два профильных министра Виктор Христенко и Сауат Мынбаев достигли предварительного соглашения о расширении к 2012 году мощности КТК с 32 млн. тонн до 67 млн. тонн в год. Данное соглашение должно было завершить долгий процесс переговоров по увеличению поставок нефти по трубопроводу КТК. Считается что, лоббируя идею нового соглашения по КТК, Москва пыталась не допустить подключения Казахстана к проекту создания «Казахстанской Каспийской Транспортной Системы», предполагающему транспортировать нефть в Азербайджан и далее по системе Баку-Тбилиси-Джейхан. Кстати, многие аналитики предполагали, что первый визит российского президента в Казахстан будет ознаменован подписанием этого многострадального соглашения по КТК, но этого так и не произошло. В тоже время в интервью «Газете» вице-президент «КазМунайГаза» Данияр Берлибаев недвусмысленно заявлял, что «наши последние приобретения показывают вектор наших интересов. Мы полностью приобрели порт Батуми. В порту Констанца, с другой стороны Черного моря, будет построен наносной причал. Там будет приниматься нефть на оба наших НПЗ в Румынии». Вероятно, такие заявления должны были подогреть интерес россиян.

В июле очередной всплеск информационных сообщений. «Казахстан заинтересован в приобретении пакета акций Султаната Оман в Каспийском трубопроводном консорциуме, сообщил тогда еще президент «КазМунайГаза» Серик Буркитбаев. До этого российские СМИ сообщали, что и Москва рассчитывает увеличить свою долю в КТК, выкупив 7% акций компании, принадлежащих Оману. Это позволило бы России иметь в проекте блокирующий пакет акций в КТК, вложив в покупку акций 700 миллионов долларов. Но Казахстан принял поправки в законодательство и заблокировал Россию. Теперь, КТК попал в перечень стратегических объектов республики и все сделки с акциями Консорциума можно проводить только с одобрения Кабмина РК. Но все это было до войны на Северном Кавказе…

Последние новости вокруг КТК говорят о том, что конфликтная ситуация с Консорциумом далека до полного разрешения. Во-первых, вроде как Казахстан и Россия договорились о повышении цены за транзит казахстанской нефти по территории России до 35 долларов за тонну. Это устраивает россиян, но не вызывает восторга у других акционеров. Во-вторых, British Petroleum все-таки выходит из КТК, но запросил слишком высокую цену за свой пакет акций. А Казахстану кровь из носу нужно расширение мощности КТК, чтобы прокачивать нефть с месторождения Кашаган (оно войдет в эксплуатацию в 2013 году) до российского терминала на черноморском побережье. По оценкам, извлекаемые запасы Кашагана составят от 7 до 9 миллиардов баррелей нефти, а общие запасы углеводородов этой структуры - в 38 млрд. баррелей. Ранее планировалось, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джайхан будет рентабелен благодаря именно этому месторождению, но теперь Астана не торопится «застолбить» нефть за БТД по вполне понятным причинам.

После заседание глав правительств государств-членов ШОС в Астане стало понятно, почему Назарбаев торопит Путина. Консорциум по разработке Кашаганского месторождения Agip KCO и Казахстан после длительного годового конфликта достигли нового соглашения по разработке Кашагана. В соответствии с документом, доля «КазМунайГаза» в консорциуме увеличивается с 8,33% до 16,81% в обмен на согласие казахских властей на перенос промышленной добычи и роста расходов в рамках проекта. Значительно увеличен и приоритетный платеж. Теперь он составляет от 5 до 12% от добытой нефти по мировым ценам и сразу зачисляется в бюджет.

Выдать первую нефть Кашагана должны были еще в 2005 году. Но в назначенный срок «черное золото» на рынок так и не пошло. При этом итальянская компания ENI, возглавляющая консорциум по разработке месторождения Agip KCO взяла на себя новые обязательства - дать нефть в 2008-м, но уже за год до назначенного срока стало ясно, что и это заявление останется на словах. Тогда премьер Карим Масимов заявил, что казахстанское правительство разочаровано ходом исполнения проекта и «мы не исключаем замену компании», но срочно в Астану прилетел Сильвио Берлускони, и вопрос удалось уладить полюбовно. Согласно подписанным документам, сроки добычи нефти - октябрь 2013 года, причем если и после этой даты «черное золото» не выйдет на рынок Консорциум возмещает все затраты за свой счет. Напомню, что по плану к этому же времени, КТК должен выйти на новую проектную мощность. Теперь у России, вероятно, появится стимул работать над увеличением мощности КТК. К тому же есть реальная перспектива соединение трубопроводной системы КТК с нефтепроводом Бургас-Александруполис. Иными словами, от россиян зависит, останется ли Казахстан «привязанным» к российским трубопроводам для экспорта своей нефти или США убедят Астану пустить ее в обход российских трубопроводов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net