Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.11.2008 | Сергей Расов

Каспийский трубопроводный раздрай

В ходе прошедшего в Астане саммита глав правительств ШОС состоялось и двусторонняя встреча между премьером России Владимиром Путиным и президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Она интересна тем, что на ней была публично озвучена просьба Назарбаева, выкупить долю Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) на паритетных условиях. Выглядело это следующим образом…

Назарбаев: И один вопрос есть, Масимов (премьер РК - прим. ред.) должен был его обсудить. Оман продает свой участок в КТК. Я думаю, что мы не должны никому отдавать.

Путин: Не говорил пока.

Назарбаев: Да. Нам надо закупить его, забрать по 50%, чтобы не отдавать другим. И это очень важно.Путин: …Эта доля иностранного партнера в КТК, я не могу сказать наверняка, но, по-моему, мы ее уже выкупили. Я должен просто проверить.

Весьма показательный диалог. Из него следует: что, во-первых, КТК у России пока не приоритетный проект. В противном случае премьер Путин должен знать, что никто ничего не выкупил. Во-вторых, Россия в условиях мирового кризиса, тратить сотни миллионов на приобретение спорного актива не сильно жаждет. В-третьих, проект КТК лоббирует лично Назарбаев, потому как Казахстан срочно ищет альтернативные пути, минуя кавказское направление.

Напомним, что доля государства Оман в КТК составляет 7%. По словам президента «Национальной компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдина, «обе стороны проявили интерес к покупке и сейчас провели предварительные консультации, обменялись информацией по предлагаемым активам». Однако не все так просто. По большому счету КТК не является для России стратегическим активом, скорее таковым он является для Казахстана. К тому же, чтобы увеличить мощность трубопроводной системы в нее необходимо вложить около трех с половиной миллиардов долларов. Цель покупки у россиян может быть только политическая: не дать США перехватить инициативу в Казахстане и «заморозить» надолго нефтепровод Баку-Тбилиси-Джайхан. Также появились слухи, что в противном случае Казахстан может отказать «Газпром нефти» в покупке 49% акций «МангистауМунайГаза». То есть если покупка россиянами состоится, то это будет добровольно-принудительное политическое указание со стороны Кремля.

Дело в том, что из КТК выходят два крупных акционера из-за невозможности получать достаточную прибыль от проекта. Конфликтная ситуация дошла до многомиллионных долгов, в том числе и российским налоговым органам. Оман заявил, что продает свою долю из-за отсутствия доходности. Компания British Petroleum (ВР), тоже не дождавшаяся от проекта доходов, инициировала конфликт среди акционеров КТК, настаивая на привлечении внешнего заимствования для финансирования проекта. Дошло до того, что вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил о возможном банкротстве Каспийского трубопроводного консорциума из-за непримиримой позицией British Petroleum. Остальные участники консорциума считают, что КТК сможет обойтись собственными средствами. Тарифы на транспортировку нефти были низкими, а ставки по кредитам, которые привлекались компанией для строительства трубопровода, - высокими. Акционеры настаивали на увеличении мощности КТК, но Россия блокировала это решение, заявляя, что прежде проект должен начать приносить прибыль. Только в 2007 году «Транснефти» удалось договориться об увеличении тарифа и снижении ставок по кредитам. В сентябре 2008 года замминистра энергетики РФ Станислав Светлицкий сообщил, что Россия официально уведомила Оман о своем согласии выкупить его долю КТК, но непонятно как это можно сделать без согласия Казахстана.

Нефтепроводная система КТК, предназначенная для транспортировки казахстанской и российской нефти, соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с экспортным терминалом близ порта Новороссийск в Черном море, была введена в эксплуатацию в 2001 году, ее нынешняя мощность около 30 миллионов тонн в год. Для вывода трубопровода на полную мощность необходимо строить новые перекачивающие станции и резервуары, менять трубы, возводить терминалы. Россия же до поры до времени не придавала серьезного значения вопросу увеличения мощности Консорциума. Пока на горизонте не появилась система Баку-Тбилиси-Джейхан. В апреле Сенат Казахстана ратифицировал «Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о поддержке и содействии транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы «Баку - Тбилиси - Джейхан». Россия забеспокоилась и в начале мая два профильных министра Виктор Христенко и Сауат Мынбаев достигли предварительного соглашения о расширении к 2012 году мощности КТК с 32 млн. тонн до 67 млн. тонн в год. Данное соглашение должно было завершить долгий процесс переговоров по увеличению поставок нефти по трубопроводу КТК. Считается что, лоббируя идею нового соглашения по КТК, Москва пыталась не допустить подключения Казахстана к проекту создания «Казахстанской Каспийской Транспортной Системы», предполагающему транспортировать нефть в Азербайджан и далее по системе Баку-Тбилиси-Джейхан. Кстати, многие аналитики предполагали, что первый визит российского президента в Казахстан будет ознаменован подписанием этого многострадального соглашения по КТК, но этого так и не произошло. В тоже время в интервью «Газете» вице-президент «КазМунайГаза» Данияр Берлибаев недвусмысленно заявлял, что «наши последние приобретения показывают вектор наших интересов. Мы полностью приобрели порт Батуми. В порту Констанца, с другой стороны Черного моря, будет построен наносной причал. Там будет приниматься нефть на оба наших НПЗ в Румынии». Вероятно, такие заявления должны были подогреть интерес россиян.

В июле очередной всплеск информационных сообщений. «Казахстан заинтересован в приобретении пакета акций Султаната Оман в Каспийском трубопроводном консорциуме, сообщил тогда еще президент «КазМунайГаза» Серик Буркитбаев. До этого российские СМИ сообщали, что и Москва рассчитывает увеличить свою долю в КТК, выкупив 7% акций компании, принадлежащих Оману. Это позволило бы России иметь в проекте блокирующий пакет акций в КТК, вложив в покупку акций 700 миллионов долларов. Но Казахстан принял поправки в законодательство и заблокировал Россию. Теперь, КТК попал в перечень стратегических объектов республики и все сделки с акциями Консорциума можно проводить только с одобрения Кабмина РК. Но все это было до войны на Северном Кавказе…

Последние новости вокруг КТК говорят о том, что конфликтная ситуация с Консорциумом далека до полного разрешения. Во-первых, вроде как Казахстан и Россия договорились о повышении цены за транзит казахстанской нефти по территории России до 35 долларов за тонну. Это устраивает россиян, но не вызывает восторга у других акционеров. Во-вторых, British Petroleum все-таки выходит из КТК, но запросил слишком высокую цену за свой пакет акций. А Казахстану кровь из носу нужно расширение мощности КТК, чтобы прокачивать нефть с месторождения Кашаган (оно войдет в эксплуатацию в 2013 году) до российского терминала на черноморском побережье. По оценкам, извлекаемые запасы Кашагана составят от 7 до 9 миллиардов баррелей нефти, а общие запасы углеводородов этой структуры - в 38 млрд. баррелей. Ранее планировалось, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джайхан будет рентабелен благодаря именно этому месторождению, но теперь Астана не торопится «застолбить» нефть за БТД по вполне понятным причинам.

После заседание глав правительств государств-членов ШОС в Астане стало понятно, почему Назарбаев торопит Путина. Консорциум по разработке Кашаганского месторождения Agip KCO и Казахстан после длительного годового конфликта достигли нового соглашения по разработке Кашагана. В соответствии с документом, доля «КазМунайГаза» в консорциуме увеличивается с 8,33% до 16,81% в обмен на согласие казахских властей на перенос промышленной добычи и роста расходов в рамках проекта. Значительно увеличен и приоритетный платеж. Теперь он составляет от 5 до 12% от добытой нефти по мировым ценам и сразу зачисляется в бюджет.

Выдать первую нефть Кашагана должны были еще в 2005 году. Но в назначенный срок «черное золото» на рынок так и не пошло. При этом итальянская компания ENI, возглавляющая консорциум по разработке месторождения Agip KCO взяла на себя новые обязательства - дать нефть в 2008-м, но уже за год до назначенного срока стало ясно, что и это заявление останется на словах. Тогда премьер Карим Масимов заявил, что казахстанское правительство разочаровано ходом исполнения проекта и «мы не исключаем замену компании», но срочно в Астану прилетел Сильвио Берлускони, и вопрос удалось уладить полюбовно. Согласно подписанным документам, сроки добычи нефти - октябрь 2013 года, причем если и после этой даты «черное золото» не выйдет на рынок Консорциум возмещает все затраты за свой счет. Напомню, что по плану к этому же времени, КТК должен выйти на новую проектную мощность. Теперь у России, вероятно, появится стимул работать над увеличением мощности КТК. К тому же есть реальная перспектива соединение трубопроводной системы КТК с нефтепроводом Бургас-Александруполис. Иными словами, от россиян зависит, останется ли Казахстан «привязанным» к российским трубопроводам для экспорта своей нефти или США убедят Астану пустить ее в обход российских трубопроводов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net