Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

06.11.2008

Рубен Заргарян: «Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости Нагорно-Карабахской Республики».

2 ноября 2008 года в Москве президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Декларация по Нагорному Карабаху. На вопросы по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта отвечает в интервью «Политком.ру» - Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики (НКР).

- Рубен Александрович, спасибо, что согласились дать интервью. Как вы оцениваете Декларацию? Следует ли ожидать прорыва в решении азербайджано-карабахского конфликта?

- Положительным фактором Декларации, несомненно, необходимо назвать то, что в каждом ее пункте подчеркнута необходимость урегулирования конфликта политическим мирным путем, продолжения прямого диалога, необходимость оздоровления ситуации на Южном Кавказе. Известно, что власти Азербайджана использовали Грузию и Южную Осетию как экспериментальный полигон для отработки планов блицкрига. Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии положило начало стабилизации ситуации на Южном Кавказе, но прочная стабилизация в регионе возможна лишь после скорейшего окончательного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики. Россия, также как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ – США и Франция, выступает за исключение возможности силового решения азербайджано-карабахского конфликта, о чем систематически говорят и к чему активно готовятся бакинские власти, раскручивающие гонку вооружений.

В Декларации Азербайджан, Армения и Россия согласились с тем, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями. В ходе карабахско-азербайджанских переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против Нагорного Карабаха, включающего международные гарантии. Нельзя забывать, что НКР и Армения имеет дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать вероломную агрессию.

Декларация подчеркивает необходимость урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Несмотря на существующие противоречия, Россия и Запад нуждаются в сотрудничестве. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличие от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы снятию возникшего напряжения между Россией и Западом. Нагорный Карабах, тем более признанный, мог бы сыграть роль посредника в урегулировании региональных проблем.

В Декларации нет набивших оскомину заклинаний о территориальной целостности Азербайджана. Наоборот, говорится о необходимости урегулирования на основе принципов и норм международного права. Независимость НКР полностью соответствует международному праву. В соответствии с нормами международного права, кратчайший путь к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта - это скорейшее окончательное юридическое признание международным сообществом государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики и участие НКР в переговорах.

Важно отметить, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное – Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.

Важно подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права (Резолюция № 2625 от 24 октября 1970 г.) отмечено, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и противоречит Уставу ООН.

Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости НКР, после чего будет намного легче решить наиболее сложные вопросы: территории, беженцы, границы.

Я весьма положительно оцениваю и то, что в Декларации подчеркивается необходимость мер доверия. Это чрезвычайно важно.

- Подписанная Декларация означает что-то новое в проблеме урегулирования азербайджано-карабахского конфликта или это возврат к прежним формам урегулирования?

- Необходимо приветствовать российскую инициативу по встрече президентов Армении и Азербайджана и подписание Декларации. Но не стоит и преувеличивать ее значение по двум причинам: во-первых, данный документ не является юридически обязывающим соглашением, а только декларация намерений, во-вторых, под ней не стоит подпись Нагорно-Карабахской Республики. Декларация подписана Россией, Арменией и Азербайджаном, поэтому она больше относится к этим государствам. А основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Российский дипломат, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ В.Казимиров подчеркивает: решать судьбу Нагорного Карабаха без его участия - это уже не XXI, а XVIII или XIX век.

Нагорный Карабах в соответствии с нормами международного права считает, что определение статуса - исключительное право народа НКР. К сожалению, Декларация не решает основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха, важнейшей гарантией чего является признание независимого государственного статуса НКР, а также не решает проблему восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха.

Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан, является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются Нагорно-Карабахская и Азербайджанская Республики. В ходе трехсторонних переговоров Нагорный Карабах – Азербайджан – Армения в рамках МГ ОБСЕ в 1994-1997 гг. принципиальная позиция о трех сторонах конфликта неоднократно провозглашалась сопредседателями МГ ОБСЕ. Наконец, все три проекта урегулирования, предложенные МГ ОБСЕ в 1997-1998 гг. были адресованы трем сторонам конфликта, а не двум, что отражено в самих текстах. Единственным действующим соглашением является Бишкекское 1994 г., которое подписано тремя сторонами, в том числе и Нагорно-Карабахской Республикой.

Я бы также не стал утверждать, что Декларация - это первый документ после 1994 г. Стоит напомнить, что 6 февраля 1995 г. официально вступило в силу соглашение между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией об укреплении режима прекращения огня, подписанное также тремя сторонами. В рамках российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, проходящей с 2001 г. в трехстороннем формате Нагорный Карабах – Азербайджан - Армения, в 2005 г. был согласован проект «Рамочного соглашения о мирном процессе» - Дартмутское соглашение. Полноценное участие Нагорного Карабаха привело к серьезному успеху в переговорном процессе и сделало возможным достижение соглашения всеми тремя делегациями.

- Вы подчеркнули важность мер доверия, о которых говорится в Декларации. А какими могли бы быть меры доверия между НКР и Азербайджаном?

- Большое значение в цивилизованном урегулировании сыграли бы меры доверия, такие как, укрепление режима прекращения огня и прекращение Азербайджаном снайперского обстрела и провокаций на границе, прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, формирование благоприятного общественного мнения.

Руководство Азербайджана забыло весьма актуальное напоминание авторитетного британского историка А.Тойнби, что милитаризм до сих пор был самой распространенной причиной распада цивилизаций в течение последних четырех или пяти тысячелетий и приводил к самоубийству цивилизаций.

Азербайджан и Нагорный Карабах должны навсегда отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и Азербайджана и права их народов свободно избирать формы своего национального существования.

Азербайджанское руководство могло бы выступить с недвусмысленным заявлением с подтверждением права Нагорного Карабаха на сосуществование в мире и безопасности, признать концепцию мирного сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана. Все официальные азербайджанские институты обязаны прекратить подстрекательство к насилию по отношению к Нагорному Карабаху.

В ходе процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта именно Азербайджану, как несущему всю ответственность за разжигание конфликта, широкомасштабную агрессию, политику геноцида, этнических чисток и международного терроризма, необходимо принять меры по созданию атмосферы доверия в карабахском обществе по отношению к Азербайджану.

Среди мер доверия необходимо также назвать такие как, взаимное признание сторон, отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах и Армению, покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки. В интересах Азербайджана найти в себе мужество и совершить акт покаяния за геноцид и этнические чистки в отношении армян Нагорного Карабаха и Азербайджана. В аналогичной ситуации руководство Германии проявило такое мужество. В 1970 г. канцлер ФРГ Вилли Брандт у памятника жертвам Варшавского гетто покаялся за преступления нацистов, а в 2004 г. Герхард Шредер принял участие в церемонии, посвященной годовщине Варшавского восстания.

Необходимо историческое примирение народов Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении, которое возможно на основе покаяния Азербайджана, аналогичного покаянию Германии за преступления нацистов в годы Второй мировой войны. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг.

- В Декларации говорится о дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования. Рубен Александрович, какими вы видите эти принципы?

- Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключение его анклавности; в-четвертых, международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; в-пятых, решение проблемы территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.

- Россия активизировала свою внешнюю политику в отношении карабахского урегулирования. А другие страны помогают НКР с признанием? США, например?

- В мире растет понимание того, что от затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе.

Азербайджан стремится нарушить баланс сил, предъявляя территориальные претензии к НКР и требуя от международных посредников надавить на Армению и НКР с целью получения исторических районов Нагорного Карабаха для превращения их в удобные плацдармы для новой агрессии. При этом Азербайджан отказывается решать основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является признание независимости НКР, а также решать проблемы оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха, Армении и армянских беженцев. Мировое сообщество, ставшее заложником авантюрной политики руководства Азербайджана, должно, наконец, осознать свою ответственность за последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.

Тем не менее, Нагорный Карабах успешно развивается и без признания. Признание – это только констатация факта давно состоявшегося государства Нагорно-Карабахской Республики. Наполеон как-то сказал, что Франция не нуждается в признании, не признавать существования Франции – это все равно, что не признавать сияние солнца в яркий солнечный день.

- Как вы думаете, можно ли ожидать новых подходов к отношениям с Арменией, НКР и Азербайджаном со стороны новой американской администрации?

- Нагорный Карабах имеет все основания рассчитывать на окончательное признание своей независимости. В сентябре 2005 г. 59 конгрессменов США призвали президента страны поддержать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. В послании президенту США подчеркивается: «Своим демократически избранным правительством, боеспособными вооруженными силами и независимой внешней политикой Нагорно-Карабахская Республика полностью соответствует международным критериям государственности. За 14 лет своей независимости Нагорный Карабах доказал, что может быть надежным партнером международного сообщества. Нагорный Карабах значительно способствовал сохранению мира и стабильности на стратегически важном Южном Кавказе, ту же цель преследуют и США». 23 сентября 2008 г. уже более 100 американских конгрессменов выступили в поддержку независимости Нагорного Карабаха. Вновь избранный президент США Барак Обама накануне выборов в феврале 2008 г. прямо заявил: «Если я стану президентом, то американская помощь в борьбе против терроризма и экстремистов нашему верному партнеру Армении будет продолжена. Для укрепления безопасности Армении я сам буду следить за поиском путей устранения турецко-азербайджанской блокады и постараюсь найти приемлемое для всех сторон разрешение в Нагорном Карабахе, которое будет основываться на принципах демократии и самоопределения, которые были приняты американским народом с первых же дней создания США».

Беседовал Олег Горбунов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net