Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

17.02.2005 | Николай Пахомов

ПРО В ТУМАНЕ

Одним из пунктов внешнеполитической части предвыборной программы Джорджа Буша-младшего, когда он только боролся за право стать американским президентом, было развёртывание системы противоракетной обороны США. Казалось, что после начала первого президентского срока создание подобной системы будет приоритетной внешнеполитической задачей нового американского лидера и амбициозных членов его команды. Но затем последовали события 11 сентября 2001 года, афганская, а затем и иракская войны, и проект ПРО и связанная с ним дискуссия как внутри самих США, так и на международной арене отошли на второй план. Однако с начала нового 2005 года произошло несколько событий, вернувших американскую систему ПРО в центр пристального внимания специалистов и журналистов.

Началось всё с обсуждения в американском Конгрессе бюджета на 2006 год, первого бюджета второго срока Буша. По сообщениям американской прессы, в проекте расходных статей на оборону предусмотрено сокращение субсидий на разработку и развёртывание ПРО. На первый взгляд, сюрприз, особенно если учесть, что все последние годы на ПРО США деньги не жалели, постоянно увеличивая суммы отчислений. Причина достаточно проста: выполнить своё обещание и развернуть противоракетную оборону к 2005 году Буш уже не успел, выборы выиграны, и теперь можно спокойно, не торопясь и не тратя лишние деньги, работать над осуществлением данного проекта.

Но помощь предприятиям американского ВПК, занятым разработкой ПРО, и работающим на них лоббистам пришла откуда не ждали: как известно, руководство КНДР сделало ряд заявлений, делающих более наглядной угрозу, из-за которой, собственно говоря, и было затеяно в своё время создания национальной ПРО США.

С одной стороны, стимул для активизации работ над развёртыванием ПРО налицо. С другой, прошедшие годы продемонстрировали, что даже богатым США с подобной задачей в одиночку справиться будет очень трудно. Понимают это и в Белом доме: в ходе оживившейся в последний месяц дискуссии вокруг ПРО не трудно отыскать следы целенаправленной кампании, ведущейся Госдепартаментом с целью заручиться поддержкой, в том числе и финансовой, максимально возможного числа стран. Так, по информации РБК, на днях уходящий в отставку посол США в Канаде Пол Селуччи, подводя итоги своей деятельности и кратко обозначая перспективные области сотрудничества США и Канады, указал на настоятельную необходимость для последней присоединиться к разворачиваемой системе ПРО. Аргумент дипломат привёл очень простой: где гарантии, что северокорейская ракета попадёт в цель на территории США, а не отклонится от курса, ударив по территории Канады?

Бесспорно, канадское участие в дорогостоящем проекте способствовало бы его скорейшей реализации. Напомним, что среди участников создаваемой системы ПРО уже фигурируют Япония, Австралия, а также верные европейские союзники Вашингтона - Великобритания, Италия, Голландия и Дания. Необходимо отдать должное творцам американского внешнеполитического курса: они понимают, что партнёров в вопросе создания систем противоракетной обороны им надо обретать не столько кнутом, сколько пряником.

Подтверждение последнему также можно найти среди событий недавнего времени. Кажется, что сегодня Германия - это один из самых последовательных оппонентов внешней политики Белого Дома. Однако буквально на прошлой неделе международная общественность с большим удивлением узнала, что в немецком Бундестаге начинается обсуждение по поводу того, стоит ли Германии присоединяться к совместной американо-итальянской системе противоракетной обороны. Правда, обороняться планируется пока только от ракет средней дальности (в пределах 1000 километров).

Дело в том, что на кону стоят многомиллиардные заказы для немецкого ВПК. По крайней мере, так утверждают американцы, при этом они торопят немецкую сторону с подписанием необходимых документов до конца марта.

Но дотошные немецкие парламентарии с решением не торопятся: во-первых, в радиусе 1000 километров от Германии стран, готовых вероломно нанести по ФРГ ракетный удар, вроде бы нет, а во-вторых, если посчитать не торопясь, может получиться, что многомиллирадые прибыли обернутся ещё большими убытками.

Итак, даже подобный беглый обзор последних событий, связанных с проектом развертывания США систем противоракетной обороны, показывает, что вопрос этот командой Буша не забыт. Любопытно, что из этого всего получится. В этой связи можно вспомнить, какие эмоциональные, зачастую крайне неодобрительные заявления можно было встретить в российской прессе года четыре назад по поводу создания американской ПРО. Всё это происходило на фоне достаточно сдержанной реакции Владимира Путина и российского МИДа. Похоже, российские власти знали, что США предстоит пройти неблизкий путь между желанием иметь ПРО и реализацией этого желания. Хватит ли сил у американцев пройти этот путь, по-прежнему не ясно.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net