Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.12.2008 | Татьяна Становая

Черномырдин уходит, проблемы остаются

Вчера в СМИ появилась информация о том, что вскоре будет сменен посол России в Украине Виктор Черномырдин. На его место может быть назначен нынешний губернатор Московской области Борис Громов. Оба кадровых решения официально опровергаются. Тем не менее, на неофициальном уровне вопрос об отставке Черномырдина называют решенным: 70-летный посол имеет проблемы со здоровьем, в то время как Кремлю нужен динамичный подход к решению накопившегося комплекса двусторонних проблем российско-украинских отношений.

Виктор Черномырдин был назначен послом в мае 2001 года. Тогда это конечно было своеобразным понижением, вариантом ухода на пенсию. Однако не совсем так: Черномырдину предстояло направить весь свой опыт на решение энергетических и экономических проблем в отношениях двух стран. Тогда он стал не просто чрезвычайным и полномочным послом, но и специальным представителем президента по развитию российско-украинских торгово-экономических связей. Как бывший глава правительств России, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Черномырдин как никто другой мог справиться с такими функциями, как содействие притока российского стратегического капитала в украинскую промышленность, решение проблем с несанкционированным отбором газа (это было одной из самых острых проблем), наконец, оптимизация вопроса газовых поставок. Черномырдин был и близок к отрасли, и обладал необходимыми качествами сильного аппаратчика.

Однако поставленные перед ним задачи оказались гораздо более сложными, причем проблематичность согласования энергетических интересов проявилась в полной мере еще даже до «оранжевой революции». Стоит напомнить, что украинская элита во главе с президентом Леонидом Кучмой уже давно была ориентирована на выстраивание тесных связей с западом. Именно при Кучме была принята долгосрочная стратегия, предусматривающая вступление страны в НАТО. Более того, именно Кучма был одним из самых сложных переговорщиков с «Газпром» на предмет создания газотранспортного консорциума (ГТК). Москве удавалось добиваться политических уступок от Киева лишь в периоды повышенных политических рисков: например, в 2003-2004 гг. Кремль поддержал выдвижение на пост президента Виктора Януковича, в обмен получив набор «обещаний» в экономической сфере (и ГТК, и создание единого экономического пространства).

После «оранжевой революции» российско-украинские отношения стали испытывать острый кризис, котоырй не разрешен до сих пор. И одной из самых главных причин этого кризиса является даже не евроатлантическая ориентация властей Украины, а отсутствие эффективных механизмов ведения диалога. Кремль, также как и «оранжевая власть» очень не хотели признавать друг в друге равноправных партнеров. Диалог сменился попытками шантажа с обеих сторон. Москва продолжала искать союзников среди якобы более пророссийской элиты, которой в Украине практически не осталось: все ключевые игроки давно занимают более взвешенную позицию балансирования между Западом и Россией. Ющенко также достаточно долго не признавал неизбежности поиска компромисса с Москвой. Роль Черномырдина на этом фоне резко снизилась.

Ситуация начала меняться лишь тогда, когда премьером страны стал Виктор Янукович. Придерживаясь более понятных для Москвы методов политического диалога, он сумел несколько снизить накал страстей. На этом фоне Ющенко вступил с ним в конкуренцию, стремясь не допустить ситуации, при которой он будет обвинен в полном провале «российского направления внешней политики». После этого, с приходом на пост премьера Юлии Тимошенко, конкуренция между главой правительства и президентом за оптимизацию отношений с Москвой обострилась. Сначала Кремль едва не договорился о новых отношения с Ющенко в обход Тимошенко. Затем, после того, как стало ясно, что президент в условиях конфликта с премьером малодееспособен и его обязательства во многом оказываются неполноценными, Кремль начал выстраивать отношения с Тимошенко.

Однако и это все было лишь игрой с обеих сторон. По большому счету, сегодня, при нынешней внутриполитической ситуации в Украине, возможностей для оптимизации отношений очень мало. Однако при этом потребность в этом не только не снижается, а напротив повышается и требует совершенно новых подходов, кропотливой работы по налаживания контактов с украинской элитой. Определенный шанс появляется и в условиях, когда Запад отказал Украине в Плане действий по присоединению к НАТО: конкуренция между Россией и США за Украину снижается.

Возможно, именно в такой ситуации появляется дополнительный мотив для смены посла. По данным «Ведомостей» и «Коммерсанта», вопрос об этом может быть рассмотрен Госдумой уже 22 декабря. МИД эту информацию опровергает. По словам зампреда комитета по СНГ Константина Затулина слухи об отставке Черномырдина циркулируют с лета. «Как всякий немолодой человек, он, возможно, имеет какие-то проблемы со здоровьем», — предполагает депутат. Он также отметил, что при назначении Черномырдина послом Москва рассчитывала использовать его связи и детальное знание вопросов, связанных с транзитом газа. Но он мало интересовался вопросами наших соотечественников, русского языка, не всегда уделял внимание контактам со всеми политическими силами, говорит депутат.

Источник во внешнеполитическом ведомстве заявил «Коммерсанту», что вчера руководство украинского МИДа было поставлено в известность о возможных кадровых перестановках. Источник утверждает, что российский МИД официально направил агреман на Бориса Громова. «Решение сменить Виктора Черномырдина созрело давно. Просто мы не могли определиться с кандидатурой. Об отставке говорил и сам Черномырдин, поскольку он себя неважно чувствует после перенесенной им операции»,— рассказал газете источник в МИДе. Однако, по его словам, определившись с кандидатурой Бориса Громова, российское руководство столкнулось с поиском замены на пост губернатора. «Не хочется, чтобы его перевод выглядел как вынужденный уход с должности»,— признался источник.

Интересно, что слухи об отставке Громова в СМИ получили меньше резонанса: они давно фигурируют в информационном пространстве и в действительности кажутся гораздо более важными. Отставка Громова будет означать высокую вероятность запуска проекта объединения Москвы и Московской области. Проект возглавит сменщик Громова: по некоторым данным это может быть Сергей Собянин. Судя по акцентам, которые расставлены в СМИ, этот вопрос пока не кажется решенным в отличие от судьбы Черномырдина. При этом в контексте российско-украинских отношений назначение послом Громова кажется далеко не самым лучшим решением: как представитель военной корпорации, его приход может быть расценен как подготовка Москвы к жесткому варианту выстраивания отношений с Украиной, а не на восстановление утерянных эффективных контактов. На этом фоне не совсем ясно, какие задачи в первую очередь решает Кремль: задачу поиска эффективного дипломата или задачу трудоустройства одного из ключевых губернаторов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net