Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

22.12.2008 | Иван Ярцев

Владивосток-2009: мафиозный бунт или революция?

Решение российского правительства ввести фактически запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок в страну спровоцировало протестные выступления во всех крупнейших городах. А «задает тон», что неудивительно, Владивосток, значительная часть населения которого после развала СССР привыкла жить за счет ввоза в страну старых японских автомобилей. Минувшие выходные прошли под знаком именно этих протестных выступлений, причем лидеры так называемой «внесистемной» оппозиции, вроде Виктора Похмелкина или Владимира Рыжкова, устремились на Дальний Восток, чтобы поставить акции протеста автомобилистов на службу собственному рейтингу. Между тем по-прежнему неясен вопрос: насколько проходящие повсеместно акции можно считать «стихийными» и не правы ли те, кто говорит, что за этими акциями стоят дальневосточные криминальные группировки, живущие за счет нелегального ввоза старых «японок».

Напомним, что правительство приняло решение с 11 января повысить до практически запретительных таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки. При этом россиянам предложено получить от властей компенсацию по покупке в кредит наиболее дешевых (до 350 тыс. руб.) авто отечественной сборки. Речь идет о моделях ВАЗа, ГАЗа, Рено Логан, Шкода Фабиа, Шевроле Ланос. Для жителей же Дальнего Востока, где цены на автомобили российского производства объективно выше из-за дорогой перевозки, предусмотрена нулевая ставка железнодорожных тарифов на транспортировку автомобилей из европейской части России. Иначе говоря, правительство хочет заставить из «социальных» соображений РЖД работать себе в убыток.

Но главное не это. Важнее то, что попытки заставить жителей Дальнего Востока покупать «отечественное» уже были. Только нынешние российские власти про это почему-то не помнят. И тогда они завершились крайне неудачно, хотя речь шла даже не «социальных» поставках авто в регион, но о «социальной» их сборке там. То есть, решался и вопрос создания дополнительных рабочих мест.

Сейчас же не делается и этого: несмотря на то, что по некоторым данным только напрямую в автомобильном бизнесе во Владивостоке занято более 80 тыс. человек. Иначе говоря, автомобильный бизнес создает от четверти до трети всех имеющихся рабочих мест в регионе. Но российские власти как раз тот факт, что это бизнес общероссийского масштаба и не устраивает. Недаром, предлагая меры по смягчению эффекта от борьбы с ввозом подержанных иномарок, Владимир Путин подчеркнул: за полгода через Дальний Восток ввезли 350 тыс. иномарок, только 15 тыс. остались в регионе. «Остальное – чей-то бизнес, от которого страдают рабочие российских автозаводов», – уверен премьер.

Иначе говоря, российские власти действуют в угоду рабочим российских автозаводов, а скорее – владельцам этих предприятий, среди которых много иностранных корпораций, таких как Chevrolet или Renault. А интересы отечественных бизнесменов, связанных с поставками и последующими продажами японских автомашин по всей России власти не интересуют. В чем-то, разумеется, власти правы – важнее поддерживать «реальное» производство. Пусть даже речь идет об отверточной сборке из импортных же комплектующих. Однако в целом решение Владимира Путина явно непродуманное. Недаром даже «Единая Россия» в течение нескольких дней колебалась: поддержать его безоговорочно, или попросить скорректировать. И объявило о полной поддержке лишь после окрика из Белого дома.

Но есть и другая проблема: это те самые акции протеста и вообще «митинговая» активность противников введения новых пошлин. И проблема заключается в том, что если правительство откровенно лоббирует интересы автопроизводителей, которые совпадают с интересами рабочих, занятых на сборочных производствах, то протестующие откровенно лоббируют не только свои интересы, но и интересы криминальных группировок, живущих за счет полулегального ввоза подержанных иномарок.

«Серый импорт неновых авто из Азии – бизнес прибыльный. Автомобиль проводится как набор запчастей («конструктор»), подделываются документы, а платятся не таможенные пошлины, а взятки чиновникам. Во Владивостоке даже детям известно, что именно так работают большинство местных дилеров», - пишет в понедельник «Независимая газета». И очевидно, что это соответствует действительности. Отсюда и такая «высокая» степень самоорганизации протестующих во Владивостоке. Горожане, которые долгие годы не могли выбрать себе то мэра, то гордуму и в прежние годы едва только речь заходила об ограничении ввоза подержанных «японок» дружно выходили на улицы. Есть подозрение – что не бескорыстно.

А теперь наблюдается еще и явная политизация этого конфликта одной лоббистской силы (правительства) с другой (автомафия). Сопоставляя свидетельства тех, кто участвовал или наблюдал дальневосточные акции протеста, нетрудно заметить, что в прессе идет преувеличение масштабов протестных выступлений. Властям действительно пришлось прибегнуть к силе и даже направить во Владивосток ОМОН из центральной России. Однако просмотр имеющихся видеозаписей разгонов несанкционированных митингов в Приморье позволяет говорить о том, что и сам разгон производился не так жестко, как утверждают организаторы, и количество протестующих было значительно ниже. Речь, по крайней мере пока, идет о сотнях участников и десятках задержанных милицией, а вовсе не о тысячах участников и сотнях задержанных.

Пиаровское, манипулятивное раздувание конфликта «двух хозяйствующих субъектов» в борьбе за доходы от продажи автомобилей – налицо. Кто его сегодня раздувает и зачем – не очень ясно. Скорее всего, пока речь идет просто о желании приморской автомобильной мафии слегка преувеличить масштаб столкновений, чтобы банально напугать правительство. Однако в будущем речь может пойти уже о конструировании классического манипулятивного революционного сценария. И если власти намерены всерьез бороться с кризисом, то они должны учесть опасность альянса оппозиции и мафиозного, то есть криминального бизнеса. Победить этот альянс, если он состоится, будет крайне сложно.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net