Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

23.12.2008 | Ольга Мефодьева

Доминирующая, но ответственная партия

22 декабря Дмитрий Медведев внес еще один законопроект, оказывающий существенное влияние на политическую систему России. Проект «нововведения» касается назначения глав субъектов федерации. Вероятно, губернаторы буду назначаться партией, получившей большинство в региональном парламенте. При этом кандидатуры будут согласовываться не с региональными партийцами, а с центральным партаппаратом. Исходя из нынешнего положения дел, можно сделать вывод, что законопроект во многом актуализирует взаимодействие правящего тандема.

Российское руководство планомерно воплощает в жизнь заявленные меры по реформированию российской политической системы и наведению порядка в административно-бюрократическом аппарате. Недавно Дума одобрила конституционные поправки о сроках полномочий президента и ответственности правительства перед Парламентом, на днях приняла пакет антикоррупционных законов. Теперь Государственной Думе, а затем Совету Федерации предстоит рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О политических партиях».

В случае принятия данного проекта федерального закона, в чем сомневаться не приходится особенно после единодушной и оперативной работы по одобрению предыдущих инициатив президента, согласование кандидатуры главы субъекта федерации будет проходить преимущественно между президентом и руководством той партии, которая доминирует в соответствующем региональном законодательном собрании. Механизм назначения будет таков: коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган» партии, имеющий большинство мандатов в заксобрании региона, не больше чем за 90 дней после истечения полномочий действующего губернатора должен провести ряд консультаций с президентом и предложить ему выбор из не менее трех кандидатур на пост главы региона. Если президент отвергает эти кандидатуры, то данный коллегиальный руководящий орган партии после активных консультаций с президентом должен подыскать еще три кандидатуры. Если глава государства вновь не удовлетворяется кандидатами, то он уже проводит консультации с региональным законодательным собранием, непосредственно с партией, а не с неким ее «коллегиальным, постоянно действующим руководящим органом». В итоге, президент будет рассматривать еще одну тройку кандидатов, предложенную региональным заксобранием, а именно, теми партиями, которые там представленыПосле завершения консультаций, президент вносит кандидатуру в законодательное собрание региона, которое и должно наделить избранника губернаторскими полномочиями. Если заксобрание отвергает кандидатуру, то президент вносит новую кандидатуру. При повторном отказе президент имеет право распустить законодательное собрание региона.

Если рассматривать последствия принятия поправок в краткосрочной перспективе, то здесь следует отметить несколько моментов, связанных с функционированием российской власти. Во-первых, участие центрального руководства партии в определении кандидатур на пост губернатора в нынешних политических реалиях актуализирует нормативное влияние Владимира Путина на процесс назначения региональных руководителей. Также нужно учесть тот факт, что пока «Единая Россия» доминирует в заксобраниях 79 из 83 регионов и, по всей видимости, такая ситуация в ближайшее время не изменится. Во-вторых, «Единая Россия» фактически перетянет на себя одну из ключевых функций полномочных представителей президента в федеральных округах, а именно, определение круга кандидатур на пост губернатора, что свидетельствует о том, что полпреды в какой-то степени исчерпали себя в качестве инструмента укрепления властной вертикали.

В долгосрочном плане, вероятно, такая мера может повлиять на повышение ответственности доминирующей партии в региональном заксобрании перед избирателями. На сегодняшний день «единороссы» также тесно связанны с губернаторами, которые исполняют функцию «паровозов» в ходе выборов в заксобрание, но сейчас партия намеревается отказаться от такой практики, поскольку подобная процедура зачастую сказывается негативно на ее имидже. При принятии поправок ответственность за назначение, а, соответственно, и за эффективность исполнения обязанностей губернатором будет нести не только президент, но и партии, участвовавшие в консультациях.

Так или иначе, данная поправка расширяет сферу влияния и связь с избирателями российских партий. В данном случае можно говорить о попытке формирования партийной системы с доминирующей партией. К тому же, очевидно, что в механизм назначения губернаторов заложены политические реалии и формат российского руководства, а именно, актуализируется взаимодействие правящего тандема и усиливается влияние «Единой России».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net