Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

25.04.2005 | Алексей Макаркин

ПОСЛАНИЕ "ГЛАВНОГО РОССИЙСКОГО ЕВРОПЕЙЦА"

Владимир Путин выступил с очередным президентским посланием Федеральному собранию. Лейтмотивом этого документа стали неоднократно повторенные слова "свобода и справедливость", причем с явным упором на первую составляющую. Подобный выбор президента связан с тем, что российская власть в последнее время (а именно после 2003 года) начала утрачивать образ "главного европейца" в стране, инициатора реформ и основного проводника модернизации России. "Дело ЮКОСа" напугало предпринимательское сообщество. Доминирование партии власти в парламенте (конституционное большинство) поставило под большое сомнение принцип разделения властей. Активная реваншистская экспансия старых элит (чиновников в погонах и без оных) в экономической сфере поставила под сомнение положение новых элит, сформировавшихся в 90-е годы. Все это вызывает неприятие со стороны многих представителей российского политического класса и бизнес-структур: первые все чаще критикуют политику власти (наглядный пример - заявления Михаила Касьянова), вторые - "голосуют рублем" (или, точнее, долларом), что нашло свое отражение в утечке капитала. Резко усилилась критика российской власти и на Западе, где многие политики и СМИ прямо обвиняют ее в авторитаризме.

Нынешнее президентское послание - это реакция на подобные процессы. Стремление вернуть образ модернизатора. Встроить современную политику российской власти в контекст европейской эволюции страны и одновременно национальной исторической традиции. Не случайно в связи с последним цитирование Путиным представителей самых разных идеологических направлений - философа-"государственника" Ильина, либерального министра Витте и профессора-кадета Петражицкого.

Образ России в послании Путина - это образ европейского государства (ответ поклонникам "евразийской ереси"), которое в течение всей своей истории следовало именно западнической парадигме развития - от заимствования идей французского Просвещения до создания современных демократических институтов. Никакой апологии "собственного пути", становящейся все более модной. Никакого "многополярного мира", ставшего привычной формулировкой для многих государственных людей. Зато есть признание необходимости отделенной от государства частной жизни, включающей в себя личную семейную жизнь человека, его отношение к культуре, идеологии, религии (своего рода ответ желающим восстановить "Закон Божий" в средней школе в качестве обязательного предмета). Даже понятие справедливости трактуется по большей части в либеральном ключе - как равенство возможностей (в противовес иммобильной системе с "узким горлышком") и помощь инвалидам, пенсионерам и сиротам, то есть сугубо адресная поддержка нуждающихся.

Одна важная оговорка - сроки и методы проведения модернизации страна выбирает сама, без советчиков извне. Это "наш ответ Чемберлену" (то есть современному Западу, в том числе и Кондолизе Райс), а также мотивировка того, что по многим параметрам Россия до сих пор далека от Европы. А, кроме того, оправдание для любых действий, которые будут идти вразрез с европейскими демократическими стандартами, но обусловлены политической необходимостью.

Понятно, что модернизаторские декларации должны подкрепляться конкретными инициативами - в противном случае любой документ превратился бы в набор благих пожеланий. Кроме того, для президента восстановление образа "главного российского европейца" важно не само по себе, а во вполне конкретном контексте решения "проблемы-2008". А именно: эволюционной, без неприятных сюрпризов и "великих потрясений" передачи власти преемнику при сохранении и укреплении существующего политического режима.

Провести такую сложную операцию без участия модернизаторских элит невозможно. Их оттеснение в сторону, периодическое третирование, постоянный "дамоклов меч" были возможны при другом сценарии - "третьем сроке", который, однако, вовсе не гарантирует политической стабильности, а, напротив, может привести к росту негативных для президента тенденций (известный перуанский феномен Фухимори, связанный с моральным износом режима, вынужденным все больше опираться на силу и подверженным процессам деградации). Однако, насколько можно судить, этот вариант, по меньшей мере, отложен в сторону.

Отсюда и позитивные шаги в сторону элит. В первую очередь, предпринимательской. Обещанная анонимными источниками в Кремле сенсация оказалась амнистией капиталов (на условиях возврата денег в Россию и уплаты 13%-ного подоходного налога) - мера, о которой бизнес только мечтал, но не верил всерьез в ее возможность. Подтверждено уже данное обещание сократить срок давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет. Еще одна важная инициатива в этом же направлении - легализация прав собственности на недвижимое имущество, которые сейчас часто выглядят крайне запутанными. По двум последним позициям президент, правда, сосредоточил внимание на их пиаровской "упаковке", заключающейся в выгодности этих мер не только для богатых, но и для массовых групп граждан. Однако понятно, что бизнес воспримет эти положения как жест в свою сторону. Равно как и содержащийся в послании пункт о том, что налоговые проверки не должны "загонять бизнес в тупик" (очевидно, "дело ЮКОСа" хотят сделать исключением, и имеется в виду возможная рассрочка при уплате налогов, дополнительно начисленных за предыдущие годы).

Сделаны знаковые жесты и в сторону политического класса. Пожалуй, главный из них - это введение института парламентского расследования, которого наши депутаты добивались, начиная с 90-х годов. Понятно, что в нынешней Думе подобные расследования будут проводиться с позиций политической лояльности власти. Но важнее другое. Во-первых, расстановка сил в парламенте со временем может существенно измениться, что сделает этот инструмент более значимым. Во-вторых, по "неполитическим" вопросам и нынешняя Дума может сделать немало в рамках подобных расследований - хотя бы из чувства корпоративного самоутверждения.

К числу других авансов политическому классу можно отнести расширение прав думских фракций - в том числе на присутствие в СМИ, и на участие в руководстве думскими комитетами (хотя и с весьма расплывчатой формулировкой: "предлагать своих представителей в руководство комитетов") - видимо, это результат общения президента с лидерами депутатских объединений. Менее значимой представляется идея создания комиссии по обеспечению свободы слова при Общественной палате, так как до сих пор не ясно, насколько значимую роль этот сугубо совещательный орган будет играть в системе российской власти. Что же касается идеи о выдвижении на пост губернатора представителя партии, победившей на региональных выборах, то она носит противоречивый характер. С одной стороны, это явный жест в сторону политических партий, в том числе и оппозиционных, повышающий роль выборов в региональные парламенты. С другой стороны, в ряде регионов такое решение может привести к смещению "красных губернаторов", если КПРФ там несколько отстала от "Единой России".

Представляется, что все эти шаги можно трактовать в рамках нового контракта власти с элитами, который предусматривает набор взаимных обязательств. Если позиция власти в целом сформулирована в послании, то от элит будет требоваться политическая лояльность и максимальное содействие Кремлю в решении "проблемы-2008". А также отказ от любых "революционных" соблазнов, подобных украинскому сценарию. О цветных революциях в послании прямо не говорится, но негативное отношение к ним прослеживается в следующем пассаже: "Последовательное развитие демократии в России возможно лишь правовым, законным путем. А всякого рода внеправовые методы борьбы за национальные, религиозные, иные интересы противоречат самим принципам демократии. Государство будет на них законным, но жестким образом реагировать".

Главной же антимодернизаторской силой в послании признано чиновничество - своекорыстное, архаичное, не соответствующее современным задачам. Именно оно почувствовало себя наиболее комфортно в ситуации после "дела ЮКОСа", расценив его как прецедент для собственных передельческих амбиций. Однако президентские филиппики в адрес коррумпированных бюрократов ставят вопрос о том, кто же будет реализовывать содержащиеся в послании инициативы, направленные навстречу элите. Тема реформы государственной службы, без которой невозможно обуздание бюрократии хотя бы в среднесрочной перспективе, в послании не прозвучала. А тема информационной открытости государственных органов, на которую президент возлагает большие надежды, может быть в очередной раз "замотана" и, тем самым, дискредитирована.

Отметим в связи с этим ту часть послания, где речь идет о сроке давности по приватизационным сделкам: "соответствующие предложения по поправкам в законодательство внесены нами в Правительство Российской Федерации. К сожалению, пока - ни ответа ни привета, - а поправить-то нужно только одно слово в одной статье". Это признание президента красноречиво свидетельствует об уровне дееспособности как государственного аппарата в целом, так и правительства в частности. Кстати, кабинет министров подвергся президентской критике и по другому вопросу - относительно поддержки здорового образа жизни. Такие претензии не носят системного характера (как это было в случае с "неамбициозными" целями кабинета Михаила Касьянова), но дают понять, что иммунитета от возможной отставки нынешний кабинет не имеет. Особенно в случае, если кабинету министров не удастся добиться первых значимых результатов в выполнении "президентской" задачи повышения в полтора раза реальных доходов бюджетников в течение трех лет. Отметим, что Путин особо акцентировал внимание на том, что увеличение зарплат бюджетников должно опережать рост цен "в ближайшие годы", так что для предъявления претензий к правительству не стоит ждать 2008 года. Кроме того, очевидно, что такое повышение зарплат должно пройти без повышения инфляции (и, если следовать планам Минфина, даже с ее понижением), что еще более осложняет задачу правительства.

В послании обойдена общественно значимая тема монетизации льгот. Это может быть связано с нежеланием Кремля в очередной раз актуализировать этот "непопулярный" вопрос, вызвавший в начале года негативный резонанс в обществе. Создается впечатление, что для власти этот вопрос - по сути, пройденный этап, так как волна недовольства явно спала. Что же до других реформ в социальном секторе, то подход к ним традиционен для президентских посланий - выдвижение на первый план привлекательных сторон реформы (например, качественное и доступное здравоохранение) и дистанцирование от непопулярных шагов. В этом же контексте следует рассматривать и положение о необходимости "предельно аккуратной" модернизации образования и здравоохранения (характерен в связи с этим и уход от изрядно дискредитировавшего себя слова "реформа").

Таким образом, в послании явно прослеживаются как стремление договориться с элитами, так и жест в сторону такой массовой категории населения, как бюджетники. Кремль стремится избавиться от патерналистского наследия, опережает возможных либеральных оппозиционеров, поднимая на щит их повестку дня (свобода, демократия, права личности, гражданское общество) и одновременно всерьез готовится к разрешению проблемы преемственности власти в 2008 году.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net