Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.01.2009 | Марина Войтенко

Социальные измерения курсовой политики

16 января 2009 г. на валютных торгах курс рубля к основным валютам вышел на новый исторический максимум: доллар стал стоить 32,5747 рублей, а евро «пробил» отметку в 43 рубля. Текущие и среднесрочные последствия шагов денежных властей для населения непростые и нелегкие. Во-первых, сохраняется весомая инфляция. За первые 12 дней 2009 г. она составила 0,8%, т.е. в годовом выражении не менее 15%. Эта цифра, конечно, не приговор. Итоговый рост цен может быть и меньше, вписавшись в прогноз Минэкономразвития – 10-12%. В 2008-ом за этот же период было 1,2%. Год же в целом потребительские цены завершили с темпом в 13,3%. Даже промежуточные выводы делать пока преждевременно. Баланс относительных цен выстроится не ранее начала февраля. Более важна и опасна для населения фундаментальная зависимость: чем интенсивнее происходит обесценивание рубля, тем быстрее растут цены.

Второе следствие «ступенчатой девальвации» - серьезный риск получить общеэкономический спад вкупе с высокой инфляцией. Большинство аналитиков считает стагфляционный сценарий наихудшим для 2009 г. Никто, однако, не берется его исключить категорически. Заметим, что «классикой» в этом случае является замораживание или сокращение заработных плат. После восьми лет их устойчивого роста – это основательный удар как по материальному благосостоянию, так и по социальному самочувствию людей. В базовом прогнозе Минэкономразвития РФ на 2009 г. заложен рост реально располагаемых доходов населения в 2,5%, реальной зарплаты в 1,8%. По сравнению с 2007-2008 гг. их темпы сокращаются в разы.

Ослабление рубля (и это - в-третьих) ведет к сокращению импорта (в ноябре на 20%, по декабрю данных еще нет, но прогнозные оценки сходные) и росту его стоимости, а стало быть, и снижению доступности для потребителей. Подорожание валютной корзины означает также рост стоимости кредитов, взятых в долларах или евро. Люди, получая зарплаты в рублях, вынуждены откладывать на кредитные погашения заметно большие суммы. Прежде всего, это касается ипотеки (до трети всех займов номинировано в валюте). Валютная составляющая автокредитования тоже значительна.

Девальвационный эффект (за счет поддержания инфляции) проявляется в обесценивании вкладов. По итогам 2008 года октябрьский (360 млрд рублей) и ноябрьский (12 млрд рублей) отток был компенсирован притоком депозитов в декабре (около 500 млрд рублей). При этом заметны изменения в их структуре. Растет доля валютных сбережений (22% всех вкладов населения). Кроме того увеличиваются покупки в обменных пунктах. Укрепление мотиваций вложений в валюту уже позволяет финансовым и банковским аналитикам делать вывод о восстановлении тенденции долларизации российской экономики.

Существенное последствие текущей курсовой политики – растущая неопределенность в сфере социальных расходов. С одной стороны, очевидно, что помощь пострадавшим в ходе кризиса людям и даже целым социальным слоям и группам (тем же пенсионерам) – дело гораздо более полезное и эффективное, чем т.н. «господдержка» предприятиям из списков. Понятно также, что и средств на это против ранее предполагавшихся потребуется больше. С другой же, в силу неочевидности сроков стабилизации курса рубля – неясно, когда именно принимать неотложно необходимые решения. Те же 500 млрд рублей на пенсии, которые дополнительно планируется изыскать в ходе корректировки бюджета – 2009, будучи израсходованы не вовремя, могут лишь разбалансировать и без того неоптимальные макроэкономические пропорции, спровоцировав инфляционный скачок.

С учетом выше перечисленного закономерны вопросы: что именно делает Банк России, и как долго это будет продолжаться? С ответом на первый из них более или менее ясно: ЦБ РФ идет на плавное ослабление национальной валюты, тестируя рынок (прежде всего, спрос на доллары и евро), чтобы правильно нащупать т.н. «дно» курсообразования, когда спрос на мировые резервные деньги становится незначительным. Именно это значение курса рубля должно показать, что все основные финансовые параметры в российской экономике обрели новое равновесие. Это по сути дела «штатная работа» денежных властей в условиях кризиса. И она в настоящее время (правда, с разным успехом) проводится во всех развитых индустриальных и развивающихся странах. Общий резон – когда достигли «дна», наступает время разворота негативных тенденций. Важно не прозевать!

Со вторым вопросом сложнее. Любой сиюминутный ответ – весьма приблизительный и сильно самонадеянный. Речь, скорее, может идти пока лишь о прогнозировании общей тенденции в курсообразовании. Аналитики «Ренессанс Капитал» считают, например, что при цене нефти $36-40 за баррель равновесный курс должен быть 34-35 рублей за доллар. (Данные оценки в финансовом сообществе рассматриваются как умеренные. Простая экстраполяция декабрьских (2008 г.) темпов оттока капитала ($130,5 млрд) уже сдвигает значение равновесного курса в интервал 37-38 рублей за доллар. Поэтому диапазон колебаний в 40-50 рублей за доллар получил у аналитиков квалификацию «реалистичный».) Примечательна оговорка: спекулятивный спрос в расчетной модели не учитывается, т.к. его в принципе невозможно учесть.

К сходным оценкам приходят и аналитические службы других инвестиционных компаний и банков. Общее ожидание: до конца февраля 2009 г. возможно ослабление рубля к бивалютной корзине еще на 10-15%. Основания для такого вывода – усиление оттока капитала, стагнация незначительного активного сальдо торгового баланса, прогнозируемое отрицательное значение (как минимум в течение первого квартала 2009г.) счета текущих операций. При этом не исключается, что ЦБ для «наказания» валютных спекулянтов может пойти и на понижение курса рубля (скажем, до 37 рублей за доллар) с последующим его восстановлением. Причина – необходимость «гасить» сильные девальвационные ожидания в реальном секторе. (Итоги опроса, проведенного аналитиками «Тройка Диалог» среди предпринимателей в регионах, показали ожидания 20-30% девальвации рубля в ближайшие три месяца. «Они сильно влияют на работу компаний, стремящихся конвертировать все свободные денежные средства в иностранную валюту, даже если это плохо отразится на основном бизнесе», - говорится в обзоре инвестиционной компании.) Справедливости ради следует заметить, что они имеют под собой определенные основания. Вплоть до декабря 2008 г. реальный эффективный курс рубля по отношению к валютам расчетов с основными торговыми партнерами РФ продолжал расти (в ноябре 2008 г. на 2%). Разрыв в темпах девальвации (у рубля они были меньше) негативно сказывался на конкурентоспособности российских производителей. «Перемена знака» произошла только в декабре 2008 г. Возникающей же в силу этого «экспортной премией» промышленность воспользоваться еще не успела.

В части СМИ и экспертных обсуждений высказывается претензия к ЦБ: негативные последствия «ступенчатой» корректировки курса можно было бы избежать, пойди денежные власти на одномоментную девальвацию рубля. Вывод, бесспорно, теоретически допустимый, но в российских условиях четвертого квартала прошлого года неочевидный.

Во-первых, повторить опыт 1998 года невозможно в принципе хотя бы из-за того, что отсутствуют свободные мощности в промышленности. Тогда страна столкнулась с долговым и валютным кризисами. Сейчас она имеет дело с глобальной рецессией и «классикой» циклического перепроизводства в национальных границах. Во-вторых, тактика валютной политики, основанная на применении разовых мер, не дает ровно никаких гарантий от возобновления спекулятивных атак на рубль. Очень вероятно, что получили бы те же «ступени», но только гораздо более крутые (не 1.5%, а 5 - 10%) и с заметно более тяжелыми социальными последствиями. В-третьих, одномоментная девальвация спровоцировала бы серьезное ускорение инфляции, справиться с которым было бы крайне сложно. Высокий же инфляционный фон в свою очередь создал бы все необходимые и достаточные условия для нового витка девальвационной спирали.

Конечно, тактика, которой в настоящее время придерживается ЦБ, не идеальна. Но, она позволяет решить наиболее острые задачи: дать время населению относительно спокойно определиться, что ему делать со своими сбережениями, и отладить инструментарий кредитно-денежной политики, способный на среднесрочной дистанции (2-3 года) существенно ослабить давление монетарной инфляции (т.е. свести ее до уровня в 4-5%). Переход к плавающему курсу, который может сложиться на уровне в 50 рублей за доллар и выше, невозможен, прежде всего, из-за социальных ограничений. Поэтому оптимальный путь – постепенное расширение границ курсовых колебаний.

Проблема ЦБ не в неверном выборе (хотя и это всегда доказывается лишь post factum), а в абсолютно невнятной информационной политике денежных властей, усиливающей нервозность и недоверие у участников рынка и населения. (Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения более половины россиян (56%) ничего не знают о плане правительства по борьбе с кризисом. Среди тех, кто информирован о нем (82%), 19% полагает, что главным направлением усилий станет поддержание банковской системы. В числе прочих мнений – поддержка малого и среднего бизнеса (4%), поддержка безработных, укрепление рубля, страхование вкладов (по 2%), повышение пенсий и уплата налогов (по 1%). 19% затруднились ответить. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1123 от 18.12.2008) В тоже время, размеры финансового благосостояния большинства граждан страны стремительно сокращаются. Начало года не принесло положительных известий многим сотрудникам, отправленным в неоплачиваемые отпуска, вынужденным пойти на сокращенную неделю или потерявшим рабочее место. На 1 декабря 2008 г. число безработных в России, по данным Росстата, выросло до 5 млн человек, что составляет 6,6% экономически активного населения. В октябре 2008 года безработными были 4,6 млн, или 6,1%. Более оптимистичными данными оперирует Минздравсоцразвития. Прогноз на 2009 год: официальных безработных будет 2,2 млн человек, что составит всего 3% экономически активного населения (75 млн человек, по данным Росстата). Разница в оценках вполне понятна. Росстат считает уровень безработицы по методике Международной организации труда, которая относит к безработным всех граждан, не имеющих работы, но активно ищущих ее любыми способами: через службы занятости, по объявлениям в газетах или через знакомых. Минздравсоцразвития учитывает только тех, кто встал на учет в службу занятости. Между тем, согласно данным Фонда «Общественное мнение» (Опрос ФОМ проводился в последнюю неделю декабря 2008 г. Было опрошено 3 тысячи человек старше 18 лет в 203 населенных пунктах в 63 регионах), лишь каждый седьмой россиянин, потерявший работу, идет регистрироваться на биржу труда. Остальные на учет на бирже не встают. Кроме того, опрос выявил 0,5% россиян, находящихся в вынужденном неоплачиваемом отпуске. Иными словами, по оценкам экспертов, реальная безработица в стране, скорее всего, составляет 7,5% населения. То есть в пять-шесть раз больше официальной (1515 тысяч человек по данным Минздравсоцразвития).

Ведущие кадровые агентства фиксируют рост числа резюме на соискание рабочих мест и прогнозируют существенное снижение работодателями денежного содержания сотрудникам. Причем тенденция готовности к снижению доходов наблюдается как со стороны работодателей, так и самих соискателей. По оценкам рекрутинговых агентств, главный итог 2008 года — падение заработков минимум на 15-20% при одновременном сокращении рабочих мест на 20%. В 2009 году тенденция, вероятнее всего, продолжится — доходы могут уменьшиться еще на 15-20%.

Чаще всего доходы сотрудников урезают за счет бонусов, хотя сокращают и оклады — в их «серой» части. Как показал опрос бухгалтеров 18 тыс российских компаний в рамках проекта «Система Главбух», в 60% компаний «белая» зарплата составляет от 45% до 70% оклада. Вполне понятно, если часть зарплаты выдается в конвертах, то ее сокращают в первую очередь. Так было и в 1998-м.Еще один кандидат на сокращение – т.н. «социальный пакет». Уменьшать набор социальных льгот планируют 28% из 370 российских и иностранных компаний, опрошенных центром аналитических исследований холдинга «Анкор» в ноябре 2008 года. В 45% компаний соцпакет уже уменьшили. В первую очередь компании отказываются от программ корпоративного обучения и займов сотрудникам. Отменяются компенсации за мобильную связь и транспорт. Расходы на добровольное медицинское страхование тоже сокращаются - работодатели переходят на более экономичные варианты страховок. Как правило, они не включают обслуживание членов семьи или услуги стоматолога, дополнительный «пакет» сотрудникам предлагают оплатить самостоятельно.

Растут и долги по заработной плате. 12 января Генпрокуратура красноречиво проинформировала об увеличении в 2,5 раза (до 8 млрд руб.) суммарной задолженности по заработной плате организаций в октябре – декабре.

Словом, оптимизма на рынке мало. По мнению экспертов, в феврале-марте 2009 года возможна вторая волна сокращений расходов на персонал. Поскольку индексировать зарплату работодатели не собираются, то с учетом инфляции и девальвации рубля это приведет к дальнейшему снижению реальных доходов сотрудников. Это подтверждают и данные Росстата: индекс потребительской уверенности в России, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в 4-м квартале 2008 г до минус 20%, что практически соответствует показателям 4-го квартала 2000 г (минус 17%). Снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.

Эффективность курсовой политики не может оцениваться только с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности. Курс рубля должен оставлять возможность для действий по социальной (в широком смысле слова) защите населения. Это тем более важно в нынешней ситуации, когда нехватка ликвидности наряду с банковской сферой и реальным сектором начинает затрагивать и т.н. «экономику домохозяйств».

В таких обстоятельствах особого внимания заслуживают отношения банков и населения. На фоне резкого торможения кредитования экономики и населения (в декабре 2008 г. его прирост составил лишь 1,3%) многие банки опережающими темпами сворачивают предоставление розничных услуг. Растет просроченная кредитная задолженность физических лиц. На 1 декабря 2008 г. она составила 173,5 млрд рублей (в октябре она выросла на 2,5 млрд рублей, в ноябре – на 9,6 млрд рублей). Особо сложная ситуация складывается в ипотеке, которая в структуре банковской задолженности, по оценкам экспертов, уже сейчас достигла порядка 5% (в 2007 году не превышала 1-1,2%). По данным Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности, из 800 тысяч семей, взявших ипотечный кредит, не могут его сейчас вернуть 2%. Однако это слабое утешение. Аналитики прогнозируют, что к концу второго квартала 2009 г. эта доля может увеличиться на порядок.

Для выкупа ипотечных кредитов государство намерено предоставить в 2009 г. Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) дополнительно 200 млрд рублей, что позволит банкам продолжить кредитование населения. Но претендовать на госпомощь смогут только заемщики, сумма просроченной задолженности которых не превышает 90 дней, а доходы в месяц не ниже увеличенной в полтора раза суммы ежемесячного платежа и прожиточного минимума, установленного в регионе на каждого члена семьи. (Площадь приобретенной в кредит квартиры не должна превышать 45 кв. м. на одного проживающего. Для двух человек это ограничение составляет 30 кв. м. на каждого, на трех и более — 25 кв. м. Т.е., круг претендентов на этот вид реструктуризации ипотечного кредита жестко ограничен.)

В вопросе использования материнского капитала позиция государства обещает быть более гибкой. 15 января 2009 г. премьер-министром В.Путиным подписано постановление, изменяющее правила направления средств материнского капитала (деньги, выделяемые государством матери при рождении второго/третьего ребенка). Теперь право использования материнского капитала на выплату ипотечных кредитов могут использовать мужья женщин, получивших государственный сертификат на материнский капитал. (С 1 января 2009 года сумма материнского капитала установлена в размере 299,7 тысяч рублей, в 2010 году она вырастет до 307,24 тысяч рублей). Отделения Пенсионного фонда уже принимают заявки и отвечают на вопросы граждан. Однако и заемщиков-родителей, и пенсионные фонды, и кредитные организации на этом пути ожидает ряд сложностей.

Согласно ст. 10, п. 4 Федерального закона № 256-ФЗ, квартира, на оплату которой может быть потрачен материнский капитал, должна быть оформлена «в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей)... с определением размера долей по соглашению». Т.е., для тех, у кого ребенок родился после покупки жилплощади в кредит, это требование закона может создать проблему с использованием материнского капитала, т.к. «вписать» этого ребенка в число собственников уже заложенной квартиры невозможно. И без внесения изменений в действующее законодательство это противоречие, видимо, не разрешимо.

Кроме того, это же положение закона существенно ограничивает круг банков, которые могут участвовать в программе использования материнского капитала на возврат ипотечных кредитов. Жилплощадь, для которой оформляется ипотечный кредит, как правило, идет в залог. С другой стороны, квартира не может служить залогом, если одним из собственников недвижимости является несовершеннолетний ребенок. Позволить себе оформление залога недвижимости с несовершеннолетними собственниками могли лишь кредитные организации, работавшие по федеральной ипотечной программе, Сбербанк, КИТ-Финанс и т.п. Остальным же банкам, скорее всего, придется рассчитывать на собственные программы реструктуризации ипотечных займов. Их клиентам воспользоваться правом использования материнского капитала будет весьма затруднительно.

Проблема реструктуризации задолженности граждан (рассрочка платежа, отмена штрафных санкций и т.п.) становится актуальной для всех видов потребительского (розничного) кредитования. Соответствующие программы начинает использовать все большее число банков. В целях снижения краткосрочных потерь кредитных учреждений ЦБ 30 декабря 2008 г. внес изменения в порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам. В течение 2009 г. банки имеют право не ухудшать оценки качества обслуживания долга при увеличении длительности просроченной задолженности на срок до 30 дней, реструктуризации ссуды (изменения валюты, в которой она номинирована, сроков погашения, размера процентной ставки) после 1 октября 2008 г., направлении ссуды в этот период на погашение ранее образовавшейся задолженности. Это решение облегчит жизнь банкам (по экспертным оценкам, экономия на резервировании может составить несколько десятков миллиардов рублей).

Вместе с тем, все более очевидным становится, что расширение возможностей банков кредитовать население упирается в нехватку долгосрочной ликвидности, т.н. «длинных денег». Эта проблема обсуждалась на совещании по экономическим вопросам у Президента РФ Д.Медведева 14 января 2009 г. Ожидается, что по его итогам будут приняты принципиальные решения по повышению капитализации системообразующих банков. По оценке экспертов, они могут касаться, прежде всего, повышения нормативов достаточности капитала и выделения средств (например, в виде субординированных кредитов), необходимых для их соблюдения.

Не менее актуальным остается и формирование устойчивой ресурсной базы банков (длинных пассивов) на основе стимулирования граждан к долгосрочным сбережениям. Решение этой проблемы за счет, например, развития накопительных пенсионных систем, формирования новых страховых продуктов, выпуска «инфраструктурных облигаций» и т.п. предстоит найти в течение ближайших месяцев. (Формированию длинных пассивов может способствовать и стимулирование граждан к конвертации валютных депозитов в рублевые со ставкой выше ставки рефинансирования, необлагаемой налогом на физических лиц).

В минимизации негативных социальных последствий курсовой политики крайне важна политика бюджетных расходов. В ближайшее время ожидается корректировка параметров бюджета-2009. По оценке Экономической экспертной группы, при цене нефти $41 доллар за баррель доходы бюджета снизятся на 3,9 трлн рублей и составят 7 трлн рублей. Бюджетный дефицит при этом превысит 5% ВВП.

Очевидно, что социальные расходы должны будут войти в состав т.н. «защищенных» статей. Главный кандидат на сокращение – государственные инвестиции. Их могут «урезать» не менее, чем на 15%. Как сообщил 12 января на заседании Президиума Правительства РФ вице-премьер Д.Козак, в 2009 году прогнозные показатели объема Инвестфонда сократятся почти в два раза: со 113 млрд руб., запланированных на 2009 год, до 64 млрд рублей. Эти деньги пойдут на финансирование 15 проектов общегосударственного значения. Самое главное то, что реализация большинства из них позволит создать на период строительства до 20 тысяч рабочих мест. Десять проектов реализуются в регионах, где имеется напряженность на рынке труда. В их числе развитие Нижнего Приангарья, создание транспортной инфраструктуры в Читинской области, возведение нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга и другие.

Госинвестиции, естественно, не исчерпываются Инвестфондом. Есть федеральные целевые программы, инвестиционные программы госкорпораций и т.п. Словом, пространство для перераспределения госрасходов существует. Оптимальным было бы стимулировать при помощи бюджета (на основе софинансирования государства, граждан и работодателей) вложения в человеческий капитал (переобучение, переквалификацию, непрерывное образование, медицинское и лекарственное обеспечение и т.п.), и блокировать рост безработицы развитием малого бизнеса вплоть до налогового моратория для соответствующих предприятий на период восстановления устойчивого экономического роста. Такого рода бюджетная оптимизация важна, в т.ч. и для того, чтобы будущим эффектом от курсовой политики денежных властей смогло уверенно воспользоваться как можно большее число российских граждан.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net