Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.02.2009 | Елена Позднякова

Политреформу завершат весной

27 января Владислав Сурков рассказал журналистам о том, как идёт процесс реформирования политической системы, которое было заявлено Дмитрием Медведевым в его послании Федеральному Собранию. По словам заместителя главы президентской администрации, все поправки в законы, необходимые для этого реформирования, будут внесены в парламент до конца февраля и рассмотрены в течение весенней сессии Государственной Думы.

Несколько поправок, которые были заявлены президентом, уже получили одобрение парламента. Так, вступила в силу поправка к Конституции, предусматривающая продление сроков полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы – до 5 лет. Надо отметить, что эта поправка к основному закону страны прошла через все стадии законотворчества в рекордные сроки. Также Госдумой были приняты поправки в законы «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О выборах депутатов Государственной думы», предусматривающих отмену избирательного залога. Ранее он составлял 60 миллионов рублей и возвращался только в том случае, если партия набирала на выборах более трёх процентов голосов. Сейчас новая редакция закона находится на рассмотрении в Совете Федерации, который, без сомнения, её одобрит.

Обращает на себя внимание тот факт, что этот закон был инициирован не президентом, а давно внесен Законодательным собранием Пермской области. И хотя он находится в русле медведевских предложений, в нем не было упомянуто о снижении числа подписей избирателей, которые партия должна предоставить в ЦИК для регистрации на выборах. Вопрос о подписях – один из важнейших для партий, не представленных в Госдуме, но думские политические силы в нем не заинтересованы, так как им подписи собирать не надо, а создавать более благоприятные условия для конкурентов им невыгодно. Однако Сурков особо отметил, что такой законопроект будет внесен. Если сейчас партии должны были собрать 250 тысяч подписей, теперь их количество может снизиться до 100-120 тысяч, что является уже более реальной задачей. Однако нет информации о том, предусмотрено ли увеличение числа подписей, «отбраковка» которых препятствует регистрации списка. Сейчас эта цифра составляет 5% и активно используется при снятии оппозиционных кандидатов.

28 января Госдума также приняла в третьем чтении поправки в закон «О порядке формирования Совета Федерации». По новой редакции этого закона, Совет Федерации будет формироваться из депутатов региональных парламентов и депутатов местного самоуправления субъектов федерации, это является свидетельством усиления роли партий. Помимо партий, усилена будет и общественная составляющая в законодательном процессе (пока через Общественную палату): в Госдуме 28 января были приняты поправки в регламент самой Думы, которые обязывают депутатов все законодательные инициативы проводить через экспертизу Общественной палаты.

Первое чтение в Госдуме прошли также поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Новая редакция закона будет предусматривать изменение принципа назначения губернаторов. Предполагается, что список кандидатов на губернаторский пост президенту будет предлагать не полномочный представитель главы государства, а центральный коллегиальный орган партии, победившей на выборах в региональный парламент. В администрации президента считают, что эта поправка позволит сделать механизм назначения губернаторов более демократичным и открытым. «Важно, чтобы кандидат появлялся не из недр кабинетов, где заседают неизвестные загадочные люди. Политическая партия – более массовая и открытая система, чем государственная машина», - сказал Владислав Сурков. При этом он отметил, что Кремль ни в коем случае не вернётся к прямым губернаторским выборам. За них в той или иной степени в 2008 году высказывались губернаторы-тяжеловесы Муртаза Рахимов, Минтимер Шаймиев и Юрий Лужков, обосновывая свою позицию тем, что избранный губернатор заведомо более легитимен, чем назначенный. Очевидно, использование партийности при выдвижении кандидата, должно, как считает Кремль, повысить легитимность губернаторов и снять эти возражения.

По мнению Владислава Суркова, новый порядок назначения губернаторов не приведёт к тому, что все они окажутся членами Единой России, в пример он привёл недавно назначенного губернатора Кировской области Никиту Белых. Тем не менее, пока «Единая Россия» имеет большинство почти во всех региональных парламентах, а добровольное выдвижение ею кандидатов в губернаторы от других партий или беспартийных представляется мало вероятным. Впрочем, самостоятельность «единороссов» в этом вопросе весьма относительна – вряд ли Кремль откажется от своей роли в кадровой политике. Кроме того, процедура выдвижения кандидатов будет довольно сложной и оставляет президенту значительные возможности влиять на комплектование губернаторского корпуса. Показательно, что предложения президенту будет вносить центральный коллегиальный орган партии – это снижает возможности региональной парторганизации по продвижению собственных кандидатов.

Остальные поправки пока не вносились в Думу. Однако в ближайшее время ожидается поступление в парламент поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которыми местные советы смогут отстранять от должности мэров. Ранее это могли сделать только через референдум или по указу губернатора, если решения мэра по суду были признаны противоречащими закону. Как отметил замглавы администрации, отстранение мэров от должности через местные советы «не позволит сводить счёты, если кто-то этим захочет воспользоваться». Впрочем, местные советы состоят из представителей городской элиты, которая заинтересована в нормальных отношениях с областным начальством. Поэтому в случае, если мэр будет явно проигрывать в конфликте с губернатором, то совет может поддержать последнего, а мэр вряд ли сможет опереться на депутатов. Таким образом, воздействие губернаторов на мэров может усилиться, хотя и опосредованно, при официальном сохранении самостоятельности местного самоуправления.

Также готов к внесению в Думу широко обсуждавшийся законопроект, по которому партии, набравшие от 5% до 7% голосов на выборах в Госдуму, смогут получить два или три мандата. Критики данного законопроекта говорят о том, что два-три голоса не смогут повлиять ни на одно решение, принимаемое в Госдуме, по крайней мере, в парламенте нынешнего созыва. Кроме того, на последних думских выборах ни одна партия не набрала такое количество голосов. В то же время этот проект может стать началом предметного обсуждения вопроса о целесообразности сохранения высокого 7%-ного избирательного барьера.

Пока не подготовлен законопроект о необходимости ротации высших партийных кадров, более того, этот вопрос ещё обсуждается. Для того, чтобы закрепить принцип ротации, необходимо вносить изменения в уставы партий, а также создать норму, по которой положение о ротации должно обязательно присутствовать в уставе. Пока предполагается, что положение о необходимости ротации будет мягким: её периодичность и охват, видимо, будут определяться самими партиями.

Подготовка трёх законопроектов, касающихся непосредственно выборов, вызвала наибольшие трудности, однако, как подтвердил Владислав Сурков, все они должны быть написаны и внесены в Госдуму до окончания весенней сессии. В числе этих законопроектов уже поправки в законы «О выборах депутатов Государственной думы» и «Об основных гарантиях избирательных прав» (о снижении числа подписей, необходимых для регистрации на выборах). Кроме того, готовится ещё один законопроект, позволяющий упростить регистрацию, но на этот раз самих партий: в закон «О политических партиях» будут внесены поправки, снижающие необходимую численность партии с 50 до 40, а в дальнейшем и до 30-35 тысяч членов. Впрочем, эта инициатива реализуется только после того, как количество партий – без находящихся в процессе ликвидации – сократилось до семи.

Пока не разработана концепция поправок в закон «О СМИ», по которой доступ в СМИ будет гарантирован всем политическим партиям, представленным в Думе. Как предполагается, право партий на эфир будет реализовано посредством ВГТРК, однако пока администрация президента и руководство канала не пришли к единому мнению относительно того, что считать «присутствием» в СМИ: количество упоминаний партии или предоставляемое эфирное время и полосы газет. Кроме того, как отметил Владислав Сурков, в концепции должно быть оговорено и содержание материалов, так, чтобы депутаты оценивались позитивно. Этот вопрос актуален, например, для КПРФ, которую в крупнейших СМИ упоминают часто, но, в значительной степени, в негативном контексте.

Правовая основа политической реформы, как рассказал Владислав Сурков, уже близка к оформлению. Та скорость, с какой были подготовлены и приняты необходимые законодательные акты, свидетельствует о том, что данная реформа действительно необходима, по мнению Кремля, для дальнейшего функционирования политической системы России. Инициативы власти носят противоречивый характер – одни из них расширяют возможности партий, в то же время они не затрагивают ряда важных положений (например, о проценте допустимой «отбраковки» подписей), существование которых может позволить широко применять административный ресурс.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net