Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.02.2009 | Марина Войтенко

«Правительственный час» экономической истины

В пятницу 30 января 2009г. в Госдуме состоялся «правительственный час» с участием практически в полном составе финансово-экономического блока правительства. Традиционно рутинное мероприятие на сей раз, похоже, стало «моментом истины». Так, по прогнозам первого вице-премьера И.Шувалова, «никто не ожидал, что кризисные процессы пойдут с таким размахом и с такой скоростью». Впереди три очень непростых года - «бюджетная трехлетка» 2009-2011гг., среди которых 2009 год будет самым тяжелым. «Мы понимали, что находимся на пороге разрушения национальной банковской системы, - заявил И.Шувалов, - необходимо было срочно предпринимать активные действия. Кроме того, крайне несправедливо и безответственно, если бы в третий раз за последние 20 лет граждане полностью потеряли все свои сбережения. Поэтому наши первые действия были направлены на то, чтобы сохранить банковскую систему, предоставив ей необходимые денежные средства, которые бы позволили ей сохранить свою деятельность и выполнить свои обязательства перед вкладчиками».

Как сообщил И.Шувалов, ситуация в 2009 году будет достаточно жесткой и значительно будет отличаться от ситуации до августа 2008 года. «Противостоять ей мы не сможем, но можем смягчить на уровне наших национальных решений некоторые позиции, в том числе в отношении граждан, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, - подчеркнул докладчик. - Главная ответственность, которая лежит сегодня на Правительстве – это граждане России, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, потеряв работу. В первую очередь сейчас необходимо реализовать вместе с субъектами Российской Федерации региональные программы по созданию новых рабочих мест, по смягчению социальных последствий кризиса»

Подробнее о валютно-финансовом регулировании рассказал глава Центробанка С.Игнатьев. Основные усилия ЦБ по противодействию финансовому кризису направлены на недопущение массового банкротства кредитных организаций, сообщил он. С целью пополнения ликвидности банков дважды снижался норматив обязательных резервов, Центробанк начал выдавать кредиты без обеспечения. «В результате этих и ряда других мер ситуация в банковском секторе в значительной степени стабилизировалась», - констатировал он.

Говоря о валютном курсе, С.Игнатьев отметил, что Центробанк не пошел на резкую девальвацию рубля, которая могла бы привести к банкротству многих кредитных организаций и компаний и спровоцировать новую волну оттока вкладов населения из банков. «Напомню, с 23 января верхняя граница валютного коридора для стоимости бивалютной корзины установлена на уровне 41 рубля, что при курсе 1,3 доллара США за 1 евро соответствует примерно 36 рублям за доллар, - отметил глава Центробанка. - Мы ввели эту границу с определенным запасом. При таком курсе рубля и при текущих ценах на нефть экспорт товаров превысит импорт примерно на 20-50 млрд долларов. Чтобы не допустить превышения установленной границы, мы будем использовать валютные интервенции, а также другие инструменты, прежде всего - процентные ставки и количественные ограничения на объемы рефинансирования».

Вице-премьер, министр финансов Российской Федерации А.Кудрин в своем выступлении заявил, что в связи с ожидаемым достаточно продолжительным мировым финансовым кризисом и в России следует быть готовым к продолжительному периоду снижения темпов экономического роста и консервативным параметрам экономической, бюджетной, налоговой политики, которые бы обеспечили безусловное гарантированное выполнение всех социальных обязательств государства.

По оценке А.Кудрина, доходы бюджета в 2008 году существенно сократились – «по сравнению с запланированным ранее, денег удастся собрать чуть ли не в два раза меньше» - и составили 9,258 трлн рублей (103,3% к уточненному плану, 21,8% ВВП). Расходы федерального бюджета – 7,56 трлн руб. (17,8% ВВП) – оказались ниже бюджетных проектировок на 2,3%. Таким образом, профицит федерального бюджета составил 1,849 трлн руб. – 4,0% ВВП. Причем, аналитики отмечают, что значительная часть дополнительных доходов была получена, в том числе и за счет превышения инфляцией (13,3%) уровня, заложенного в бюджет-2008.

Весьма наглядна и динамика бюджетных показателей. Если за январь-сентябрь доходы федерального бюджета составили 23,4% ВВП, а расходы – 15,1% ВВП, что привело к формированию профицита в размере 8,3% ВВП, то уже в октябре при сохранении доходов на уровне 23,4% ВВП расходы выросли до 17,9% ВВП. В ноябре ситуация кардинально ухудшилась: параметры доходов (15,2% ВВП) с расходами (22,4% ВВП) практически «поменялись местами». Возник дефицит в 7,2%ВВП (272,21 млрд руб.), покрытый за счет отзыва части бюджетных депозитов из коммерческих банков (они были замещены помощью Банка России). В декабре положение еще больше усложнилось: доходы остались на том же уровне – 15,1% ВВП, – а вот расходы выросли до беспрецедентных в новейшей истории 35,8% ВВП (составив 1,4 трлн руб.), в результате чего дефицит достиг 20,7% ВВП – 813,98 млрд руб. Его покрытие в большей степени было обеспечено за счет девальвации рубля. Курсовая разница от переоценки неиспользуемых средств федерального бюджета, размещенных в валюте, составила 537,8 млрд руб. Сокращение бюджетных депозитов в банках составило лишь 295,3 млрд руб.

Понятно, что нехватка средств в бюджете-2009 и в 2010-2011гг. будет нарастать. Такое положение характерно не только для России. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда, в текущем году рост мировой экономики сократится до 0,5% при цене нефти $50 за баррель и будет самым низким со времен Второй мировой войны. Сокращение ВВП в развитых странах Еврозоны составит 2%, в США 1,6%. Рост ВВП Китая сократится с 9% в 2008 г. до 6,7%. Оценка России понижена с 3,5% до «-0,7%».

По расчетам Минфина, доходы российского бюджета в 2009 г. будут ниже запланированных 10,9 трлн руб. и составят 6,5 трлн руб. Причины сокращения прогнозных показателей доходов бюджета лежат на поверхности. Принимая во внимание ухудшающуюся мировую экономическую конъюнктуру, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение мирового спроса на нефть в 2009 г. Так, средняя цена барреля нефти марки Urals на 2009 г. оценивается Энергетическим агентством США в $40 за баррель, что практически совпадает с ориентировками Минэкономразвития - $41 за баррель, на основании которых Минфин сейчас корректирует бюджет-2009. Расчет цен на газ производится ежеквартально по формуле на основе цен на «черное золото». Прогноз их динамики аналогичный – снижение. В целом цены на основные товары российского экспорта уже упали в два и более раза, физические объемы сократились на 5-15%, а по ряду товаров еще больше. По прогнозам Минэкономразвития, доходы от экспортных операций в 2009 г. сократятся на $200 млрд.

Между тем, по расчетам Министерства финансов РФ, если выпадающие доходы не будут замещены, а расходы сохранятся на утвержденном ранее уровне, то дефицит бюджета может составить 9,025 трлн рублей (6,1% ВВП). Даже по кризисным меркам, считает А.Кудрин, это весьма существенная величина (в 2010 году Минфин РФ оценивает вероятный дефицит федерального бюджета в 5% ВВП, в 2011 году – в 3% ВВП). Пока на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году по линии Минфина планируется выделение бюджетных ассигнований на сумму 350,4 млрд рублей (по прогнозам Минфина, в 2010 году эта цифра составит 431,4 млрд. рублей, в 2011 году – 486,3. млрд рублей.). Из них государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в рублях, составят 100,4 млрд рублей. Через привлечение кредитов иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юрлиц в инвалюте будет покрыто в 2009 году 43,8 млрд рублей. По линии Федерального казначейства – 1,5 млрд рублей. То есть, даже с учетом этих дополнительных «вливаний», доходы будут меньше запланированных более чем на 5,4% от ВВП - на 4,4 трлн рублей. При этом ожидается, что российский бюджет в 2009 году, скорее всего, будет сведен с дефицитом в 1,5-2,5 трлн рублей. Источник покрытия понятен – это международные резервы и, в первую очередь Резервный фонд (с начала 2009 года международные резервы РФ сократились уже на $30,88 млрд, в целом «похудев» до $386,5 млрд.).

На настоящий момент объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния суммарно составляет 7 трлн 317 млрд руб. (объем Резервного фонда - 4 трлн 514 млрд руб., Фонда национального благосостояния - 2 трлн 803 млрд руб.). Данные средства размещены на счетах ЦБ РФ, причем их объем в рублевом выражении увеличивается в связи с изменением курса российской валюты. Конечно, сдерживание процесса ослабления рубля потребовало от Банка России значительных объемов интервенций на валютном рынке. Постепенное ослабление национальной валюты является более затратным с точки зрения расходования международных резервов, но оно позволило без излишнего увеличения социальной напряженности создать банкам необходимые валютные резервы и обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы. Тем не менее, в правительстве признают возможность появления «второй волны» финансовых проблем, прежде всего, из-за растущих рисков невозврата предприятиями кредитов банкам. По прогнозу же главы Сбербанка РФ Г.Грефа, к концу 2010 года объем просроченной задолженности по кредитам всей банковской системы России может достигнуть 10%.

Значительная часть (по некоторым оценкам, не менее половины) Резервного фонда, сформированного в основном за счет высоких цен на экспортируемые нефть и газ, будет израсходована в 2009 году. Вместе с тем, по мнению вице-премьера А.Кудрина, и в 2010, и в 2011 годах у России также будут возможности для использования этих фондов. В основном дополнительные антикризисные меры планируется профинансировать за счет перераспределения бюджетных средств в рамках уже утвержденных расходов бюджета. Все будет зависеть от готовности власти к принятию решений и эффективности как уже принятых регулятивных антикризисных мер, так и тех, которые еще предстоит осуществить.

Суммарный объем налогово-бюджетных антикризисных мер, предусмотренных правительством РФ в 2009 году, составляет 2,045-2,145 трлн рублей ($61,2-$64,2 млрд или 5,2-5,4% ВВП), в том числе стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 млрд - 1 трлн рублей ($26,9-29,9 млрд или 2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1,145 трлн рублей ($34,3 млрд или 2,9% ВВП). При этом меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд рублей за счет остатков бюджета на начало 2009 года, остальные - за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета. Вполне зримо обозначились и главные «болевые точки».

Так, в текущем году субъекты РФ будут испытывать недостаток в средствах, который, по оценкам Минфина, составит 400 млрд рублей. Уже принят ряд налоговых решений, направленных на поддержку регионов, в частности, в региональные бюджеты передано 100% сбора акцизов на горюче-смазочные материалы (около 53-54 млрд рублей), а также 0,5% налога на прибыль (примерно 50 млрд рублей). Общий объем дополнительных мер по поддержке регионов планируется более 300 млрд рублей. Кроме того, Минфин планирует увеличить объемы бюджетных кредитов для регионов в 2009 году с 20 млрд рублей до 100 млрд рублей. Сумма соответствует общему объему кредитов, которые регионы привлекли в 2008 году для финансирования дефицита своих бюджетов. Министерство также рекомендует субъектам РФ финансировать в I квартале 2009 года только первоочередные расходы.

Однако эксперты полагают, что Минфину все равно придется предоставлять дополнительные бюджетные кредиты регионам. Выход на долговые рынки для большинства из них был закрыт еще в последнем квартале прошлого года. Между тем, уже в ноябре 2008 года налоговые поступления в региональные бюджеты сократились на 20% в годовом выражении. По оценкам специалистов Центра развития, потребность региональных бюджетов в дополнительных трансфертах в текущем году может достичь 800 млрд руб. (еще 2% ВВП).

Известная неопределенность существует и по поводу размерности региональных программ содействия занятости, которые в значительной степени предполагается профинансировать за счет федерального бюджета. Нельзя исключить, что в связи с повышением прогнозных значений ожидаемой безработицы (до 7 млн человек по методологии МОТ) первоначально зарезервированные 43,7 млрд рублей (по сути дела – второй бюджет российской службы занятости) будут заметно превышены.

Сокращение доходной части региональных бюджетов возможно и за счет частичного перехода бизнеса на взаимозачетные и вексельные схемы. В последние годы векселя выпускали в основном банки для обеспечения притока «коротких денег» с рынка. Сейчас природа этих инструментов начинает возвращаться в 1990-е. Векселя стали выпускать промышленники, используя их вместо денег. С ноября «Северсталь» выпустила векселей на 1-1,5 млрд руб., «Мечел» - более чем на 1 млрд руб., АвтоВАЗ через банк «Глобэкс» - более чем на 2 млрд руб. Естественно, что с учетом дисконтов по векселям и прибыль контрагентов будет меньше, а, значит, и отчисления по налогу на прибыль сократятся. Просчитать потенциал таких бюджетных потерь довольно сложно. Обобщенной статистики по рынку нет, т.к. вексель — внебиржевой инструмент, которым рассчитываются с контрагентами. Но риск перехода части бизнеса на неденежные расчеты уже очевиден. Еще в начале декабря 2008 г. Минфин рекомендовал регионам не допускать бартерные расчеты между предприятиями, которые часто наблюдались в период кризиса 1998 года. Замминистра финансов А.Силуанов считает даже целесообразным создание при региональных банках своеобразных расчетных центров для контроля за такого рода операциями.

Конечно, риск возвращения к денежным суррогатам в значительной степени должен быть снижен за счет обеспечения доступности банковских кредитов и наполнения рынка рублевой ликвидностью. Этому способствует и проведенная Банком России «ступенчатая» девальвация рубля, и другие меры государственной поддержки российской финансовой системы. По данным ЦБ, за три месяца банкам в виде кредитов было предоставлено примерно 3,5 трлн рублей, из них 950 млрд рублей в виде субординированных кредитов сроком до 2019 года под 8%.

Ситуация в банковском секторе требует, однако, принятия в ускоренном режиме новых мер поддержки. В первую очередь они коснутся системообразующих банков (как с госучастием, так и частных). В целях их докапитализации (пополнения уставных капиталов и т.п.) будет выделено в 2009 году еще $40 млрд. Средства, необходимые Сбербанку РФ, он, очевидно, получит от ЦБ РФ (своего крупнейшего акционера). Другие же банки – из федерального бюджета. Вероятный объем расходов – не менее $20 млрд.

Резкое сокращение рублевой ликвидности произошло, в том числе, и за счет быстрого роста оттока капиталов, который по итогам 2008 года составил $129,9 млрд. По оценкам экспертов, более половины этой суммы приходится на «внутренний отток», то есть на покупки валюты банками, компаниями и гражданами. В начале января эта тенденция сохранялась. Для нивелирования этого эффекта Внешэкономбанк готовит запуск нового финансового инструмента - валютных облигаций, которые будут размещаться среди российских банков, обладающих избыточной валютной ликвидностью. Эти средства будут расходоваться по двум направлениям - на рефинансирование средств, привлеченных из международных резервов ЦБ РФ для выдачи кредитов компаниям и банкам, что уменьшит риск быстрого сокращения объемов Резервного фонда; а также для рефинансирования внешних долгов российских компаний. Кроме того, использование этого механизма, согласовать который со всеми заинтересованными ведомствами ВЭБ рассчитывает в первом полугодии 2009 года, позволит сократить выдачу кредитов на рефинансирование из тех $50 млрд, которые ВЭБ получил от ЦБ РФ.

Решение об использовании материнского капитала на погашение ипотечных кредитов уже дает позитивный результат. За две первые недели 2009 года в Пенсионный фонд России (ПФР) по этому вопросу поступило 2400 заявлений. На настоящий момент сумма материнского капитала составляет 299,7 тысяч рублей, то есть, заявлений на погашение ипотеки уже набралось более чем на $2 млн. А ведь это только начало года. Всего же в ПФР с 11 января обратились свыше 63 тыс. граждан. В деньгах это более $500 млн, и если хотя бы часть их «протечет» в банковский сектор, довольны должны остаться все. Часть населения сможет уменьшить сумму ипотечного долга, а банки получат дополнительные пассивы.

На стабилизацию банковской системы направлены и меры бюджетной поддержки Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В конце прошлого года агентство получило «прибавку» в уставный капитал в размере 60 млрд рублей. В бюджете на 2009 год для АИЖК уже предусмотрены 200 млрд рублей на выкуп закладных и 50 млрд рублей, которые АИЖК намерено направить на реструктуризацию проблемной задолженности.

АИЖК со своей стороны предлагает внести изменения и в стандарты реструктуризации жилищных займов, чтобы охватить все категории заемщиков, включая обладателей нескольких квартир. И чтобы те, кто занимал на жилье в валюте или по плавающей ставке, смогли отдавать долг в рублях и по твердой ставке. С одной стороны, у АИЖК и банков нет другого выхода, ситуация складывается так, что они будут рады хоть что-то получить в любой валюте. По данным АИЖК, просрочка по ипотечным кредитам в России растет, и по итогам 2008 года ее доля достигла 8% совокупного ипотечного портфеля. Причем более чем в 10 регионах уровень задолженности превысил 10%. По мнению аналитиков рынка в 2009 году она может достигнуть 12%. Эксперты считают «критичным» уровень в 5%.

Уже сегодня объем просроченной задолженности только по кредитам, выданным по стандартам АИЖК, может составлять порядка 40 млрд рублей. Участники рынка, опрошенные интернет-изданием «Взгляд», считают, что в ближайшие 5–6 месяцев задолженность вырастет как минимум в два раза – до 90 млрд рублей. Так что запрашиваемое АИЖК увеличение государственного финансирования до 300 млрд рублей выглядит вполне обоснованным. Между тем эксперты скептически оценивают выгоды новых инициатив АИЖК для заемщиков. Перевод кредита в рубли сделает программу недоступной для большинства заемщиков по причине того, что ставки по рублевым кредитам существенно выросли, при этом курс рубля продолжает падать. А ведь именно недостаточность собственных доходов стала для большинства граждан причиной оформления займов в валюте в последние два года, когда рубль укреплялся, а зарплаты росли. По данным аналитиков компании «Кредитмарт», в январе текущего года средняя ставка по ипотечным кредитам в рублях составила 18,2%. Расчет был сделан на основании данных 25 банков – лидеров по объему выданных ипотечных кредитов за 2008 год. Средневзвешенная ставка по кредитам с плавающей процентной ставкой в рублях составила 35,5%, в долларах – 10,5%. Кроме того, в условиях высокой волатильности валютного курса целесообразность перевода кредитов из долларов в рубли далеко не бесспорна.

В то же время, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения России только в декабре 2008 года упали на 11,6% по сравнению с декабрем 2007г., а темпы роста цен в России в прошлом году в шесть раз превысили темпы роста цен в ЕС. Среди стран, представляющих данные об инфляции по стандартам МВФ, выше российской инфляция была только на Украине. Согласно самому пессимистичному сценарию АИЖК, в 2009 объем рынка ипотечного кредитования может составить всего 158 млрд руб., или 25% от существующих объемов ипотеки. Так что, даже с учетом дополнительно запрашиваемых АИЖК средств хватит лишь для того, чтобы смягчить ситуацию только для малой части заемщиков. Цель оживления строительной отрасли посредством такой меры вообще практически недостижима. Гораздо эффективнее в этом смысле может оказаться, например, наделение Фонда содействия жилищному строительству дополнительными функциями по вводу в эксплуатацию недостроенного жилья. Такое решение, однако, должно быть подкреплено соответствующим бюджетным финансированием. Расчеты пока носят приблизительный характер. Тем не менее, такая мера вполне может стать востребованной.

Впрочем аналогичная ситуация характерна и для многих других возможных инструментов антикризисного регулирования. ВЭБ, например, к концу января почти исчерпал лимит на покупку акций российских компаний на фондовом рынке. 175 млрд рублей потрачено, но, поскольку проблема остается, понадобятся новые бюджетные ресурсы. Другой пример – предложение ФСФР о выкупе государством у инвесторов дефолтных облигаций (т.е. плохих долгов), если дефолт наступил в силу объективных причин. «Вещь» полезная, но во сколько она обойдется бюджету-2009 опять неизвестно.В целом, по мнению большинства участников рынка и экспертного сообщества, на настоящий момент вопрос даже не в размере выделяемых на государственную поддержку экономики средств, а в том, как их будут тратить и куда они пойдут. Пока же программа господдержки, особенно механизм ее реализации, не доступен для реального контроля, а параметры оценки эффективности, принимаемых решений непрозрачны. Внятные вопросы крайне важны, поскольку воспринимаются тоже как мера антикризисного регулирования.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net