Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политшкола

06.02.2009 | Николай Маркоткин

Куба ждет перемен, но ожидание может затянуться

В последнее время с Кубы все чаще приходят сигналы о том, что она готова к «размораживанию» отношений со своим северным соседом США. В частности, Рауль Кастро неоднократно заявлял (в последний раз совсем недавно - 22 января), что готов к прямому диалогу с американским руководством. После победы Барака Обамы на президентских выборах в США определенный оптимизм касательно будущего американо-кубинских отношений высказал даже такой крепкий коммунистический орешек, как Фидель Кастро. Гавана не скрывает своих надежд на то, что действующее с 1962 года эмбарго, губительное для островной экономики, будет в ближайшее время отменено или, по крайней мере, сильно ослаблено.

Впрочем, не стоит воспринимать потепление в тоне риторики кубинских лидеров как сигнал того, что Куба в ближайшее время полностью поменяет политический курс. Недавний визит Рауля Кастро в Россию – очередное тому подтверждение. Соглашения, подписанные в Москве, свидетельствуют о желании кубинского руководства продлить свое политическое существование и диверсифицировать риски в связи с грядущими переговорами с Соединенными Штатами.

С чисто экономической точки зрения, «размораживание» отношений выгодно обеим сторонам. США получают доступ на новый, практически неосвоенный рынок в непосредственной близости от своей границы, с большим потенциалом для экспансии американских компаний и, что немаловажно, с дешевой и относительно квалифицированной рабочей силой (почти 100% кубинцев грамотны, многие имеют техническое образование). Кроме того, таким образом, они устраняют, пусть и безобидный, но все же неприятный для них режим у себя под боком, уводят Кубу из под влияния Венесуэлы и, соответственно, укрепляют свои значительно ослабленные за последние годы позиции в регионе. Безусловно, снятие эмбарго, крайне непопулярного в Латинской Америке, также поможет США поднять свой авторитет в этой части света.

Для Кубы снятие эмбарго означает, прежде всего, значительный приток в экономику иностранных инвестиций и снижение, если не полное исчезновение дефицита. Это особенно критично в вопросах поставки на остров медикаментов и продуктов питания. Кроме того, США является естественным рынком сбыта для некогда главной продукции острова – сахарного тростника (после окончания периода «особых отношений» с СССР эта отрасль кубинской экономики пришла в упадок), который может использоваться, в том числе и для изготовления биотоплива.

Однако, несмотря на взаимную выгоду от отмены эмбарго, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать полной нормализации отношений между двумя странами. Причина тому - ряд весьма существенных сдерживающих факторов с обеих сторон.

Для Соединенных Штатов главным препятствием для отмены эмбарго является проживающая в стране многочисленная и весьма влиятельная кубинская диаспора, многие представители которой занимают жесткую антикастровскую позицию. В число их требований входит возврат экспроприированной после революции собственности. Для режима Кастро это условие является абсолютно неприемлемым.

Большинство кубинских американцев проживает во Флориде, штате, голосование в котором во многом определяет исход президентских выборов в США. Любой компромисс с коммунистической Кубой будет воспринят диаспорой как поражение и автоматически переведет Флориду в стан Республиканцев на следующих выборах. Трудно представить, что Барак Обама пойдет на подобный риск, учитывая, что те обязательства, которые он уже успел на себя взять, не назовешь легко выполнимыми.

С другой стороны, с точки зрения Кубы, в противоречие с налаживанием отношений с США вступают коллективные интересы правящей элиты. Кубинские власть имущие, а именно: военные, партийные лидеры, высокопоставленные представители спецслужб - за пятьдесят лет существования кастровского режима успели привыкнуть к своему привилегированному положению в обществе и совершенно не хотят с ними расставаться. Коррупция уже давно не является редкостью. Отмена эмбарго со стороны США – даже если американская администрация согласится не пересматривать результаты национализации – неизбежно повлечет за собой требования по проведению значительной политической и экономической либерализации и увеличению финансовой прозрачности.

Еще один болезненный для Кубы вопрос – американская военно-морская база в Гуантанамо, где сейчас, в нарушение условий аренды, размещается лагерь для подозреваемых в терроризме. Этот осколок неоколониального прошлого страны давно не дает покоя кубинскому руководству. По соглашению, заключенному странами в 1934 году - оно пришло на смену принятой американским конгрессом в 1901 году поправке Плата - договор аренды не имеет срока окончания и может быть расторгнут только по обоюдному согласию. США платит за аренду смехотворные 4 085 долларов в год, которые кубинское правительство прилежно возвращает американцам. Гавана уже давно добивается закрытия базы, однако до сих пор нет практически никаких признаков того, что американская сторона готова всерьез обсуждать этот вопрос. Так Барак Обама, обещающий закрыть печально известную тюрьму в Гуантанамо, ни разу не высказался в пользу закрытия самой базы.

Визит Рауля Кастро в Москву, длившийся с 28 января по 4 февраля, имел большое значение для определения политического курса Кубы на ближайшую перспективу: полученная продовольственная помощь и 20-миллионный кредит, выданный Гаване для закупки российских товаров – вкупе с льготными поставками венесуэльской нефти – поможет режиму продлить свое существование еще на некоторый период времени. В связи с этим, закономерным представляется появление статьи Фиделя Кастро 29 января, в которой он требует вернуть Кубе базу в Гуантанамо, а также осуждает поддержку администрацией Обамы действий Израиля в недавнем конфликте с Хамас. Кубинское руководство подает американскому президенту своеобразный сигнал: хотя мы готовы к переговорам, будущий компромисс должен учитывать и наши интересы. Имея в запасе резервы, помогающие избежать возникновения в стране гуманитарной катастрофы (при безусловном сохранении уже ставшего привычным дефицита), Кастро будет занимать гораздо более устойчивые позиции в предстоящих переговорах с Обамой.

Таким образом, если переговоры между кубинским и американским лидерами все-таки состояться, их исходом вряд ли станет радикальный поворот в отношениях двух стран – слишком уж много противоречий и взаимных претензий накопилось за последние пятьдесят лет. Скорее всего, стоит ожидать умеренное «потепление», например, частичную отмену Соединенными Штатами экономических санкций в обмен на освобождение Кубой хотя бы части политических заключенных. При этом позиция США вряд ли будет «мягкой» – новый американский госсекретарь Хиллари Клинтон еще во времена президентства ее мужа голосовала в сенате за ужесточение эмбарго (закон Хелмса-Бёртона, 1996).

Так что, по всей видимости, год полувекового юбилея кубинской революции вряд ли станет последним годом существования режима братьев Кастро.

Николай Маркоткин – бакалавр Государственного университета - Высшая школа экономики, студент внешней программы London School of Economics

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net