Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.02.2009 | Марина Войтенко

Господдержка банков – новое начало

5 февраля состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором анализировался ход выполнения задач, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике и, прежде всего, в финансовом секторе. Первый этап реализации антикризисных мер был признан завершенным. Принятые правительством решения позволили предотвратить резкие осложнения и в финансовой, и в социальной сфере. «Считаю, что основным результатом стало то, что страна избежала кризисного шока», - заявил премьер-министр В.Путин. Он подчеркнул, что всем участникам экономической деятельности и гражданам была дана возможность адаптироваться в возникшей ситуации. Проведенная Банком России «ступенчатая» девальвация позволила гражданам определиться с дальнейшими действиями по сохранению своих сбережений, создала более благоприятные условия для роста конкурентоспособности российских товаропроизводителей, способствовала наполнению банковского сектора ликвидностью.

Согласно отчетности о прибылях и убытках кредитных организаций, опубликованной 3 февраля на официальном сайте Центробанка, за три кризисных месяца банки заработали на 51 млрд рублей больше, чем потратили. Причем почти три четверти доходов (38,5 млрд руб.) были получены в декабре — именно в этом месяце впервые с начала IV квартала банковская система перестала быть убыточной. Большая часть дохода сформирована за счет переоценки активов, номинированных в валюте (ценные бумаги, прямые вложения в валюту, выданные валютные кредиты и т. д.). Эта доля в IV квартале 2008 г. увеличилась до 60,8% от общего объема, тогда как в I квартале прошлого года этот показатель был немногим больше доли доходов от основной деятельности - 42,4%. С одной стороны, эти доходы являются явно «бумажными». В то же время такое положительное сальдо свидетельствует о том, что банковская система в целом, в принципе, готова к выполнению функции как корпоративного, так и розничного кредитования.

В ходе плавной девальвации рубля российским компаниям и банкам удалось создать значительные валютные резервы. По данным Минфина, из объема оттока капитала, который в прошлом году составил $130 млрд, $85 млрд пришлось на резервирование средств российскими компаниями и банками. При этом, по оценкам банковских аналитиков, в текущем году сумма по выплатам корпоративных внешних долгов должна составить около $120 млрд. По мнению вице-премьера, министра финансов А.Кудрина, «в течение ближайшего года компании смогут исполнять свои обязательства (по внешним займам)».

К настоящему моменту из $50 млрд, которые правительство РФ выделило на помощь компаниям для погашения внешних долгов, пока использовано около $11 млрд. Примечательно и то, что компании и сами начинают отказываться от заимствований у государства на рефинансирование своих внешних долгов. Так, «Северсталь» отказалась от намерений просить $325 млн для погашения еврооблигаций. Конечно, условия кредитования в ВЭБе не самые лучшие: деньги более дорогие, процедура оформления займа очень сложная, залогом служат акции предприятий. Но, раз компании рассчитывают на рыночные инструменты, значит, ситуация в финансовом секторе начинает стабилизироваться.

Однако отказ от рефинансирования внешних долгов российских корпораций через кредиты ВЭБа не означает того, что государство полностью устраняется от решения этой проблемы. Пересматривается сам механизм помощи. Среди возможных вариантов - валютные облигации ВЭБа, размещение которых позволит не только получить средства для дальнейшего кредитования нуждающихся, но и стерилизовать излишнюю валютную массу, накопившуюся в банках. А зарезервированные в ВЭБе $39 млрд могут быть направлены на другие цели, считают в правительстве. Этого же мнения придерживается и большая часть экспертного сообщества. При этом подчеркивается, что первое с начала кризиса столь значительное проявление экономии ранее выделенных резервных средств – прямое следствие дефицита бюджета – 2009 и прогнозируемого на этот год нулевого сальдо счета текущих операций.

На оптимизацию расходования средств господдержки направлено и решение об отказе от консолидации «плохих активов» в одной специально созданной структуре. Несмотря на то, что эта американская идея изучается во многих странах, по мнению большинства экспертов, в ней заложены слишком высокие риски. Во-первых, скупка проблемных активов государством может дать положительный эффект только при условии точного определения цены. Однако в отечественной финансовой системе на настоящий момент нет четко определенных категорий плохих активов и, при этом, не в полной мере решены проблемы банковской отчетности. Не стоит забывать и о высоком потенциале коррупционной составляющей процесса выкупа проблемных активов. Эта схема, с одной стороны, призванная стабилизировать ситуацию в банковском секторе, возлагает слишком большую нагрузку на государство, ощутимо увеличивая дефицит национального бюджета. В условиях кризиса это – непозволительная роскошь. Вместе с тем именно сейчас возникает возможность сделать систему учета рисков и отчетности кредитных организаций более логичной и прозрачной. И упускать этот шанс нельзя.

Спасти, терпящие бедствие отдельные финансовые структуры, конечно, можно посредством их санации более мощными организациями. По оценкам заместителя гендиректора Агентства по страхованию вкладов А.Мельникова, благодаря механизму санации банков на страховых выплатах уже удалось сэкономить более 90 млрд рублей (т.е., если бы банки обанкротились, именно такую сумму государство было бы обязано выплатить их вкладчикам). Однако финансовая поддержка банкам может быть оказана и другими путями, например, посредством предоставления кредитов. Этот путь и выбрало правительство. На увеличение капитализации Внешэкономбанк может получить из федерального бюджета до 100 млрд рублей плюс возможно 100 млрд субординированного кредита. ВТБ планируется выделить 200 млрд рублей. Объем помощи Сбербанку будет определяться по мере необходимости (ранее озвучивалась цифра в 500 млрд рублей). Выделение требуемых ресурсов – «зона ответственности» главного акционера, т.е. Банка России.

Главным позитивом в новых мерах правительства аналитики видят тот факт, что на финансовую поддержу со стороны государства могут рассчитывать не только государственные банки. Помимо 225 млрд рублей, выделенных в прошлом году, из Фонда национального благосостояния через ВЭБ правительство намерено выделить коммерческим банкам субординированные кредиты еще на 100 миллиардов. (С учетом всех ранее принятых решений «остаток» средств ВЭБа на предоставление субординированных кредитов составляет 293 млрд рублей. Заявки четырех банков на сумму в 32 млрд рублей уже одобрены). Эти средства получат те частные банки, акционеры которых примут решение внести лепту в увеличение уставного капитала своего банка: на один частный рубль будет выделяться один государственный рубль.

Объявляя об этой антикризисной мере, премьер-министр В.Путин подчеркнул, что государство не ставит задачу непосредственно скупать акции частных кредитных организаций. «Мы считаем нецелесообразным прямое вхождение государства в капитал первого уровня частных учреждений, то есть не стремимся непосредственно скупать акции частных банков. Во-первых, потому, что ответственность за их судьбу все же должны нести нынешние собственники - незачем им прятаться за «широкой спиной» государства. Это не тот случай. Во-вторых, вхождение государства в капитал первого уровня может привести к нарушению прав миноритарных акционеров, что также недопустимо». Субординированный кредит выдается на срок до десяти лет, т.е. это «длинные» деньги, и учитывается в расчете капитала банка (так называемый капитал II уровня). При этом кредитор, в отличие от акционера, не имеет права участвовать в управлении банком. Таким образом, принимая решение о предоставлении субординированных кредитов банкам второго уровня, власти сделали выбор в пользу «осторожного» реформирования банковской системы.

Вполне понятно, что акционеры не всех частных банков готовы к проведению докапитализации собственных компаний, «портфели» многих из которых к тому же наполнены проблемными активами. Участники рынка предрекают усиление активности сделок слияний и поглощений, в том числе и при непосредственном участии государства. Еще в прошлом году через Агентство по страхованию вкладов очень активно пошла передача активов и обязательств ряда «проблемных» банков более сильным участникам сектора. По оценкам руководителей Агентства, концентрация и консолидация в банковской сфере из-за кризиса проходит в три-четыре раза быстрее. Нет сомнений в том, что в 2009 году укрупнение банковской системы, в которой на долю пяти крупнейших кредитных учреждений приходится 45% рынка банковских услуг, продолжится, тем более что закон, упрощающий процедуры слияний и поглощений в банковском секторе, уже принят. На его основе 06.02.2009 Банк России выпустил ряд указаний, предусматривающих значительное (до одного месяца) сокращение сроков рассмотрения документов о госрегистрации кредитной организации, создаваемой в результате слияния. При этом, документы, число которых уменьшено, направляются в Банк России, стадия их первичного рассмотрения в его территориальных организациях исключается.

Свой вклад в череду слияний и поглощений могут внести не только «проблемные» банки, но и вполне благополучные, стремящиеся, однако, использовать кризисную ситуацию для укрепления своих позиций. Яркий пример тому - слияние МДМ-Банка и УРСА Банка в единую Холдинговую компанию, в Совет директоров которой войдет, в том числе, и ряд представителей крупных акционеров двух других банков - IFC и ЕБРР. Кроме того, банковский сектор давно нуждается в укрупнении структур, даже с точки зрения повышения конкурентоспособности российской финансовой системы, не говоря уже о качестве риск-менеджмента. И, судя по всему, сейчас самое подходящее время для консолидации всей банковской системы. То, что необходимо было делать еще вчера, не поздно начать именно сегодня. Однако государству придется следить и за тем, чтобы качество предоставление банковских услуг в регионах, по крайней мере, не снижалась. Ведь, региональные финансовые учреждения имеют более быстрый доступ к клиентам, чем крупные банки, находящиеся в мегаполисах.

«Следующий этап поддержки банковской системы должен сопровождаться обязательным применением специальных мер по кредитованию реального сектора экономики» - подчеркнул на заседании правительства премьер-министр В.Путин.

Отметим, что ВЭБу, Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку (т.е. крупнейшим банкам с госучастием) уже установлен норматив по наращиванию объема кредитов компаниям минимум на 2% в месяц. В марте ЦБ планирует предоставить на беззалоговых аукционах приоритетные права тем банкам, которым в ближайшее время предстоит погашение задолженности перед регулятором по ранее взятым у него кредитам. «Приоритетность», однако, будет обременена жесткими условиями: лимиты на аукционах будут зависеть от объемов и темпов кредитования клиентов и проектов на внутреннем рынке.

Как видно из вышеизложенного, суть новых мер господдержки банковского сектора в том, чтобы создать для кредитных учреждений дополнительные стимулы (экономические и административные) к устойчивому финансированию реального сектора. Что же происходит в самом объекте приложения ожидаемых банковских усилий?

После фронтального спада производства практически во всех отраслях промышленности в ноябре 2008 г. (-11,0% с учетом сезонного фактора) в декабре прошлого года ситуация как минимум не ухудшилась. ЦМАКП оценивает изменение уровня производства в декабре по сравнению с ноябрем в – 0,6%. При этом в декабре наблюдался так называемый феномен «расколотой конъюнктуры»: существенное ухудшение в одних отраслях сопровождалось приостановкой тенденции обвального сокращения производства в других. В первой группе наиболее заметны – выпуск грузовых и легковых автомобилей (-9% и -9,3%), железнодорожного подвижного состава (-17,7%), добыча полезных ископаемых (-9,1%), производства нефтепродуктов (-2,8%). Во второй – производство черных металлов (рост к ноябрю 3,9%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (1,5%), пищевых продуктов (2,8%). Кроме того, в декабре зафиксирован рост выпуска энергетических турбин, увеличение объемов производства контрольно-измерительных приборов, сохранился (хотя и заметно ослаб) импортозамещающий рост в отдельных сегментах химических и лесобумажных производств.

Ситуация в январе 2009 г. сложилась еще более неоднозначно. По данным банка VTB Capital (дочки ВТБ), в первый месяц текущего года ВВП-индикатор ушел до -4% (самый низкий показатель с февраля 1999 г.). Структура этого индекса, который выводится на основе опросов менеджеров в промышленности и секторе услуг, показывает, что в январе снижение деловой активности в предоставлении услуг было заметно большим, чем в промышленном производстве. В последнем конъюнктура по сравнению с декабрем 2008 г. в целом не ухудшилась. Более того, ряд отраслей, похоже, начинает пользоваться «экспортной премией» как следствием девальвации рубля. По предварительной оценке, в январе выпуск стального проката увеличился на 18%. Аналитики Банка Москвы опубликовали обзор, в котором констатируется тенденция, когда «наиболее эффективные предприятия начинают вытеснять с мировых рынков заводы, имеющие более высокие издержки». Российские производители начинают в нее «вписываться». Характерный пример – изготовители азотных удобрений, потеснившие в начале года конкурентов с Украины.

Необходимо оговориться, что любые выводы на дистанции в два-три месяца в условиях кризиса носят условный характер. Объективное положение дел в промышленности остается противоречивым. Показатели и «разброс» экспертных оценок: от ожиданий продолжения сокращения производства до утверждений о том, что спад в промышленном секторе достиг дна. В настоящее время официальная статистика запаздывает, поэтому аргументы в основном выстраиваются на базе косвенных признаков, главным из которых являются опросы предприятий.

Один из наиболее авторитетных источников такого рода – еженедельные выборки Института экономики переходного периода с расчетами т.н. «индекса промышленного оптимизма». Последний замер (28 января 2009г.) показал, что темпы снижения спроса начинают замедляться. Если в ноябре этот показатель (после сезонной очистки) составлял -50 балансовых пунктов, то в январе его значение было равно -32 б.п. Замедление темпа снижения продаж зарегистрировано в большинстве отраслей промышленности. По оценкам ИЭПП в январе 2009г. объем продаж удовлетворял 25% предприятий, что на 3 пункта лучше декабрьского значения. Самая высокая удовлетворенность спросом зарегистрирована в пищевой промышленности (60%, декабрь – 45%), цветной металлургии (56% декабрь – 42%) и машиностроении (28%, декабрь – 26%). Минимум – в химии и нефтехимии (2%, декабрь – 6%) и стройиндустрии (2%, декабрь - 4%). Разворот динамики спроса позволил промышленности скорректировать и динамику выпуска. В январе темп снижения выпуска (после сезонной очистки) изменился с -30 до -10 балансовых пунктов. Замедление темпов снижения выпуска зарегистрировано опросом также почти во всех отраслях.

При этом нехватка оборотных средств мешает 46% предприятий. Недостаток кредитов ограничивает выпуск только 18% предприятий. Конкурирующий импорт снизил своё негативное влияние на российскую промышленность до 11%, что почти в три раза ниже абсолютного максимума (31%), зарегистрированного всего лишь в III кв. 2008 г. Промышленность, таким образом, начинает пользоваться первыми плодами «ступенчатой» девальвации рубля.

Недостаток кадров мешает сейчас лишь 16% предприятий, тогда как полгода назад его считали помехой 49% производителей. Нехватка оборудования считается ограничением росту выпуска на 10% предприятий, полгода назад ее упоминали 24%. Избыточные запасы готовой продукции в промышленности перестали увеличиваться. Второй месяц подряд баланс оценок остается на уровне +26 пунктов. Похоже, предприятиям при помощи решительной корректировки своей ценовой и производственной политики удалось нащупать равновесие между спросом и предложением и остановить дальнейшее затоваривание складов.

По мнению аналитиков ИЭПП, ситуация с кредитованием промышленности понемногу улучшается. Доступность кредитов, рухнувшая в ноябре сразу на 40 пунктов, снизилась в декабре только на 6 пунктов, а январе уже выросла на 5 пунктов. Сейчас нормальный доступ к кредитам имеют 22% предприятий. По отраслям это показатель колеблется от 28% в пищевой и нефтехимической до 10% в стройиндустрии и легкой.

Появляются и признаки смены тренда в ценовой политике российской промышленности. Отдельные отрасли уменьшили темп снижения цен в январе, в ближайшие месяцы готовы продолжить эту политику или даже перейти к повышению цен.

Весьма интересен вывод ИЭПП о том, что кризис не только снизил сдерживающее влияние нехватки кадров и оборудования, но и привел к образованию их избытка в российской промышленности. Доля предприятий с излишками работников (33%) значительно превосходит долю предприятий с недостатком работников (8%). Такого большого превосходства не было уже 10 лет – промышленность по избыточности персонала «вернулась» к 1999 г. Избыток мощностей в начале 2009 г. составил +38 б.п. и тоже был сопоставим с началом 1999 г.

Приведенные выше данные свидетельствуют о появлении новых «красок» в общей картине развития кризисных процессов. Если тенденции января 2009 г. сохранятся, то нельзя исключить, что в российской промышленности может сложиться потенциал «несползания в длительную стагнацию», отчасти сходный с наличием «свободных» мощностей, обеспечивших последефолтный рывок 1999 года.В связи с этим примечателен вывод экспертов Центра развития: если адаптация предприятий к новым условиям продолжится без каких-либо «нештатных» срывов, то во втором квартале текущего года можно будет ожидать прибыль в промышленности в целом (с ноября 2008 г. сальдированный финансовый результат сектора остается отрицательным).

Прогнозируемое возвращение платежеспособности по кредитам – позитивный сигнал для банков. Восстановление докризисных темпов роста кредитования (3-5% в месяц) – задача не из легких (для сравнения: декабрьско-январские темпы – 1,0 – 1,2%). Опросы руководителей предприятий по поводу их ожиданий в ближайшие три месяца, проведенные «Российским экономическим барометром», показывают высокий уровень неустойчивости положения дел в реальном секторе.

Подорожание своей продукции предсказывают 52% респондентов, 31% не ждут изменений, а 18% прогнозируют снижение цен. Соответствующая оценка «входных» цен, т.е. для приобретаемого сырья и компонентов: 69, 19, 12%. Повышение заработной платы персонала ожидают 35%, понижения – 31% и сохранения на прежних уровнях – около 34% предприятий, охваченных опросом. Сокращение занятости предполагают 48%, у 51% она не изменится или повысится. Негативный прогноз динамики производства дают 62% респондентов, на рост надеются 17%, не видят изменений 22%. При этом на пополнение портфеля заказов рассчитывают 14%, у 39% сохранится «статус-кво», 46% столкнется с сокращениями.В ближайшие три месяца 60% опрошенных не планируют закупок нового оборудования. Это означает, что запрос на кредитные ресурсы по большей части будет связан с необходимостью пополнения оборотного капитала.

Улучшения финансового положения ожидают 13% предприятий, ухудшения – 46%, примерно у 42% изменений не предполагается. На этом фоне показательны оценки динамики задолженности банкам: рост у 23%, уменьшение у 25%, стабильное состояние у 24%. 28% сообщили, что банковским кредитом не пользуются. Что же касается средней «желаемой» ставки по рублевым кредитам, то она составляет 15% годовых.Примерно равное распределение позитивных и негативных ожиданий говорит о том, что неустойчивость конъюнктуры в промышленности может быть преодолена восстановлением ее кредитования. Необходимо, однако, отметить, что этот процесс находится пока на самой начальной стадии. Банки озабочены вероятным ростом просроченной задолженности предприятий. По некоторым оценкам она может в 2009 г. составить до 15%. При пессимистическом сценарии (длительная депрессия) объем «кредитной просрочки» к 2011 г. может возрасти до 5% ВВП (увеличение по сравнению с началом 2009 г.). По мнению главы Сбербанка Г.Грефа: «Сейчас кредитная история заемщиков не стоит ничего – самые успешные отрасли сейчас находятся в самом тяжелом состоянии и банкам нужно пересматривать их оценку».

В таких обстоятельствах существенно большее значение (для снижения кредитных рисков) приобретает целенаправленная работа правительства со «списком» из 295 системообразующих предприятий. 2 февраля комиссия по повышению устойчивости развития экономики РФ под председательством нового вице-премьера И.Шувалова рассмотрела ситуацию, сложившуюся в группе ГАЗ. Во второй половине 2008г. вследствие резкого снижения спроса на продукцию пришлось сократить производство и отправлять сотрудников в вынужденные отпуска. Заметно возросли долги. По оценкам, просроченная кредитная задолженность в 2009 г. могла составить $0,5 млрд. Концерн представил программу улучшения своего финансово-экономического состояния (снижение энергозатрат на 10%, сокращение объемов незавершенного производства и запасов готовой продукции) и обратился с просьбой о предоставлении госгарантий по кредитам. По итогам заседания Минэкономразвития поручено внести соответствующие предложения. Ожидается, что помимо госгарантий ГАЗ получит помощь госзаказом и субсидированием процентной ставки.

Подобное «ручное управление» довольно трудоемко и не застраховано от просчетов, но в настоящее время оно оправдывает себя. На основе мониторинга финансово-экономического положения правительство получает возможность напрямую влиять на содержание программ оздоровления, предлагаемых участниками «списка». Меры же оказываемой господдержки служат своего рода «знаком качества» заемщика перед банковской системой.

Первая неделя февраля положила начало новому этапу антикризисного взаимодействия денежных властей и банков. Наряду с текущими усилиями по поддержанию достаточного уровня краткосрочной ликвидности значительно более акцентированными становятся среднесрочные цели: антикризисная программа включает в себя уже ряд элементов реформирования банковского сектора. Как представляется, сделана ставка на его естественную консолидацию. Поощряется присутствие иностранного капитала (с октября 2008 г. его доля в капитале банковской системы возросла на 0,4%, составив в январе 2009 г. 28,5%), предпринимаются четко выраженные шаги по созданию «длинных денег» (предоставлением субординированных кредитов). Одновременно с этим стимулируется ответственность акционеров банков, усиливается контроль за кредитной деятельностью организаций, получающих госсредства для увеличения т.н. капитала второго уровня. В условиях жестких бюджетных ограничений 2009 года государство, похоже, сделало стопроцентно «прорыночный» выбор: рефинансирование внешних займов – это, прежде всего, «дело» самих банков и корпораций.

Упорядочение антикризисных мер сообщает им новое качество: важным становится не только то, как выстоять в разгар кризиса, но и с какой банковской (финансовой) системой из него выйти.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net