Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

16.02.2009 | Марина Войтенко

Кризисное будущее среднего класса

Тема развития малого бизнеса, являющегося составной частью среднего класса – опоры государства, регулярно в еще докризисное время поднимавшаяся чиновниками разного уровня, в сегодняшних условиях стала одной из самых актуальных. Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что развитие этого сектора в экономике в период кризиса должно способствовать увеличению рабочих мест. «Мы должны в условиях кризиса в целом, в первую очередь, следить за развитием социальной системы, за проблемой занятости. С помощью развития малого бизнеса в этих условиях страна может пройти кризис с минимальными издержками», - сказал Медведев на встрече с губернатором Вологодской области 11 февраля 2009 года.

Одним из основных антикризисных стимуляторов для малого бизнеса может стать госзаказ. Правительство уже изменило размер лотов, позволяющих малому бизнесу участвовать в привлекательных аукционах, с 400 млрд до 800 млрд рублей. Отменен порог максимальной стоимости контракта на госзакупки. Ранее он составлял 3 млн рублей на поставку товаров и 2 млн рублей на оказание услуг. Теперь максимальная цена контракта будет определяться Правительством России. Малый бизнес может быть допущен и в сферу гособоронзаказа (поставляя, например, питание или одежду), а также заказов естественных монополий. По прогнозам МЭР, подобные меры могут позволить малым компаниям заработать более чем 1 трлн рублей.

Финансирование федеральной программы развития малого и среднего бизнеса в 2009 г. будет увеличено более чем в два раза - с 4 млрд до 10,5 млрд рублей. Внешэкономбанк до конца текущего года должен профинансировать проекты в сфере малого и среднего бизнеса на сумму не менее 30 млрд рублей. К настоящему времени банк уже выдал кредиты на сумму 8,9 млрд рублей. Еще 5 млрд рублей будет направлено на развитие системы микрокредитования, которая обеспечивает предпринимателей кредитами на суммы от 5 до 300 тыс рублей по ставкам 2-5% в месяц. Однако, на заседании рабочей группы Совета Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда 11 февраля на тему «О мерах по устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства» заседание заместитель председателя СФ С. Орлова отметила, что «доставить» эти меры поддержки адресатам будет затруднительно. В регионах количество отделений банков, через которые должны идти основные средства, в 5 раз меньше, чем населенных пунктов с числом жителей от 500 человек. «Поэтому стоит задача развития в небольших городах и поселениях небанковских институтов микрофинансирования: кредитных кооперативов, частных коммерческих микрофинансовых организаций, специальных областных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства», - заметила она. Вопрос о том, сколько времени пройдет, пока эти институты смогут заработать, а, значит, малый бизнес сможет получить доступ к финансированию, остается открытым. Между тем, проблема эта приобретает все большую социальную значимость: согласно опросам ВЦИОМ, в условиях кризиса существенно возросла доля тех, кто готов заняться собственным бизнесом. Если в январе 2007 г. не более 2% выражали намерение искать себя в данной сфере в случае потери работы, то сейчас таковых 14%.

Реализация предоставленной регионам возможности снижения ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5% практически полностью оправдывает самые негативные ожидания экспертов. Пока облегчить жизнь представителям малого и среднего бизнеса решились лишь в семи регионах. Воспользовались этим правом в Липецкой, Кемеровской, Псковской и Смоленской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Ставка налога там должна снизиться до 5%. Правда, и здесь не обошлось без ограничений. Например, в угольном регионе – предприниматели должны получать не менее 80% дохода от реализации продукции по строго определенным видам экономической деятельности. В перечне 25 позиций.

В Якутии и Ростовской области тоже сократили налоговую нагрузку - правда, только до 10%. Скорее всего, в этих регионах законодатели решили, что радикальное урезание налоговой ставки проблемы не решит. Отраслевые предприятия, приносящие основную долю ВВП, все равно не вписываются в максимально допустимый уровень дохода налогоплательщика по «упрощенке» - 26,8 млн рублей. С другой стороны, при такой низкой планке отсечения 5% экономии на налоге на прибыль не смогут оказать существенного влияния на положение предприятия. На эту сумму ни расшириться не удастся, ни приступить к новому проекту. По экспертным оценкам, например, для производственных и строительных предприятий оптимальным порогом для использования УСН должно быть 70-90 млн рублей. Однако решения об увеличении предельного объема годового оборота, дающего право работы по упрощенной системе налогообложения, до 100 млн рублей, так же как и об установлении порядка предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства на срок до 1 года при сумме задолженности 1 млн рублей, находятся пока только на стадии законодательных инициатив. Как показывает практика, до их реального применения очень далеко.

Принятые в конце прошлого года меры налогового стимулирования, которыми могли бы воспользоваться малые компании, не подпадающие под «упрощенку», тоже пока не заработали в полную меру. Например, эффект от снижения с 2009 года ставки налога на прибыль компаний - с 24% до 20% (за счет ее федеральной части) компании могут ощутить только со второго квартала текущего года, т.е. тогда, когда сумма платежей будет исчисляться от налоговой базы 2009 года. Те же авансовые платежи, которые налоговая инспекция начислила на I квартал 2009 г. по декларациям 2008 г., и должны поступить в бюджет. Т.е. в I квартале предприятия продолжают оплачивать налог на прибыль по ставке 24%.

Те же, кто в установленном порядке перешел на уплату налога исходя из фактически полученной прибыли, будут начислять их по пониженным ставкам уже с 1 января 2009 года. Правда, таких компаний мало, если вообще они есть. Закон № 224-ФЗ, разрешивший организациям в острый период кризиса платить налог не с виртуальной, а с фактически полученной прибыли, был принят 26 ноября 2008 года (опубликован 27.11.2008). И, по мнению ФНС, его положение о возможности уплаты налога не с виртуальной, а с фактически полученной прибыли, имеет отношение только к порядку уплаты налога на прибыль в IV квартале 2008 года. Т.е. предприятие в декабре должно было успеть, согласно установленному порядку, отразить принятое решение в учетной политике, успело уведомить свою инспекцию и даже заплатить два авансовых платежа и отчитаться. Задача прямо-таки не реальная.

Примечательно, что и в текущем году этой нормой закона воспользоваться невозможно. Согласно разъяснениям налоговиков, даже если предположить невероятное, и организация смогла воспользоваться режимом оплаты налога на прибыль «по факту», то это не означает, что она автоматически получила право платить налог в таком же порядке и в 2009 году. Это можно сделать только по отдельному заявлению, как и раньше до внесения изменений в законодательство. В такой ситуации никакого быстрого эффекта по созданию рабочих мест и расширению экономической базы среднего класса ожидать не приходится.

Тем временем численность официально зарегистрированных безработных в России на 3 февраля составила 1 млн 735,3 тыс человек. За неделю в России остались без работы 90 тысяч человек, рост безработицы составил 5,7 процента. По подсчетам «Комсомольской правды», в России увольняют со скоростью 9 человек в минуту, или 13 тысяч человек в сутки. «Мы в настоящий момент вместе с регионами готовим специальные программы поддержки новых рабочих мест, - сказал Президент РФ Дмитрий Медведев в беседе с ведущим программы «Вести недели» 15 февраля. - Эти программы будут финансироваться и федеральной частью, на эти цели выделяется 44 млрд руб. дополнительно». Пока в федеральном бюджете заложено на эти цели 43,7 млрд руб. В Минздравсоцразвития на настоящий момент поступило 77 региональных программ содействия занятости населения объемом в 22 млрд рублей. Планируется создание около 1 млн временных рабочих мест, переподготовка 160 тысяч работников, 9 тыс стажировок выпускников вузов и 50 тыс рабочих мест для малого бизнеса.

Эксперты же считают, что при всей важности принимаемых правительством мер, они, вряд ли, смогут задержать общий рост числа безработных (по методологии МОТ) до 10 млн при оптимистическом прогнозе и 12 млн - при пессимистическом. По прогнозам Центра социальной политики Института экономики РАН, число зарегистрированных безработных ожидается на уровне 3 млн человек. Замминистра здравоохранения и социального развития М.Топилин озвучивал показатель по итогам года 7 млн человек при официальной безработице в 2,2 млн. При этом, по данным Росстата, основанным на методологии Международной организации труда, общая безработица в России уже составляет 5,8 млн человек. Впечатляют и масштабы скрытой безработицы, даже при том что данные о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков и простое предоставляются предприятиями в инициативном порядке. Более 1 тыс предприятий заявили о введении режима «сокращенки». Суммарная численность недополучающих из-за этого зарплату составила 821085 человек. Эксперты уверены, что эта тенденция будет набирать обороты по мере падения производства, а значит и темпы сокращения доходов населения будут возрастать.

Процесс этот начался уже в 2008 году, когда по данным Минэкономразвития, рост реальных располагаемых доходов населения снизился почти в 4,5 раза и составил всего 2,7% против 12,1% в 2007 г. Растет и относительная бедность. Ощутимой проблемой становятся задержки выплаты заработной платы. По опросам ВЦИОМ (6 февраля 2009 г.), для 13% респондентов это уже реальность, еще 42% оценивает вероятность задержек как весьма высокую. Одновременно с этим заметно меняются представления об условиях адаптации к кризису. 27% готовы смириться с работой без официального оформления (в январе 2007 г. – 14%), т.е. с отказом от гарантированной пенсии. 20% готовы перейти от постоянной работы к случайным заработкам (в 2007 г. – 7%). 24% готовы пройти переобучение по новой специальности (январь 2007 г. – 21%). С 10 до 16% увеличилась доля тех, кто готов пойти на работу не по специальности и с более низкой квалификацией, с 7 до 18% выросла доля согласных на постоянную работу с более низкой квалификацией. Эксперты опасаются перехода значительной части среднего класса из-за проблем с работой, доходами, кредитами и т. п. в низкодоходную группу.

Твердых критериев отнесения к среднему классу в России пока нет. С одной стороны, это, прежде всего не столько имущественное, сколько ментальное самоопределение. Это люди, которые чувствуют в себе силы влиять на ситуацию, которые ощущают себя самостоятельными и независимыми. Во ВЦИОМе средним классом считают тех, кто, отвечая на вопрос, что они могут себе позволить купить, говорят: «Мы можем позволить себе все, что угодно, кроме действительно дорогих вещей – машины, квартиры, дачи». Таковых в ноябре 2008 года оказалось 16% опрошенных. Исследования портала superjob.ru показывают, что к среднему классу относят себя люди и с доходом и в 15 тысяч рублей в месяц, и 50, и 100. Т.е. сам концепт среднего класса строится на пересечении материальных и других показателей, таких как семейные ценности, забота о будущих поколениях. Между тем, как раз качество семейного потребления сейчас начинает снижаться, а затраты по этой статье расходов растут. Участники прошедшей на истекшей неделе пресс-конференции, посвященной ситуации в фармакологии, отмечают резкое подорожание лекарств в аптеках - на 25, а то и на 60%. И это, по их мнению, не предел. Только треть лекарств по номенклатуре (и четверть - в денежном измерении) изготавливается в России. Более того, составляющие для большинства отечественных препаратов также приобретаются в Китае, Индии, Швейцарии. Так что резкое падение курса рубля не могло не отразиться на цене иностранной продукции. Еще один фактор роста цен на фармпрепараты – повышение ставок по банковским кредитам с 13 до 25-30% годовых. Повышаются и ставки арендной платы для аптек. По свидетельству участников рынка, во многих регионах частные владельцы помещений стали привязывать арендную плату к курсу доллара, а региональные власти и муниципалитеты, пытаясь уменьшить дефициты бюджетов, просто резко ее повысили, кое-где даже втрое.

Крупнейшие ритейлеры прогнозируют, что к концу года продукты питания в магазинах могут подорожать на 45%. Кроме того, по свидетельству участников рынка, продажи снижаются, сужается ассортимент, люди переходят на более дешевые продукты. На прошедшем неделей ранее в Москве съезде пищевиков отмечалось, что в регионах России уже стали популярны продуктовые наборы 90-х годов – килька, «серая» вермишель низкой сортности вразвес, рыбные и мясные консервы. Серьезные изменения ценников в продовольственных магазинах прогнозирует и сама торговля. Руководители магазинов эконом-класса подтвердили, что в среднем цена на чеках упала на 15-20%. Как показал опрос «Левада-Центра», проведенный в конце января в 46 регионах РФ, семь из десяти россиян уже перешли на приобретение более дешевых продуктов питания. Социологи при этом отмечают, что для большинства россиян это отнюдь не отказ от излишеств, а урезание и так весьма скромного потребления.

Одним из отличительных признаков среднего класса является уровень образования. Считается, что без высшего или, по крайней мере, средне-специального образования туда дорога закрыта. Однако бюджетных мест в вузах страны с каждым годом становится все меньше, а ставки по платному образованию сравнялись и даже обогнали западноевропейские. Так, во Франции диплом бакалавра будет стоить в среднем 28,8-43,2 тысяч в рублевом эквиваленте за весь период обучения, а степень магистра – от 40 до 200 тысяч. В Германии начальное высшее образование можно приобрести за 28,8–144 тысяч рублей. В то же время, по данным СК «Капитал Страхование Жизни», в России сопоставимые расценки предлагают лишь региональные университеты. «Ведущие вузы Москвы, такие как МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ, предоставляют степень магистра за 600-1500 тысяч рублей, а бакалавра – за 200-500 тысяч рублей. В таких университетах, как РГГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МАДИ при получении степени бакалавра можно уложиться в 200-400 тысяч рублей». При этом, кризис практически заблокировал так и не успевшую окончательно сформироваться систему образовательных кредитов.

«Оживить» рынок образовательных займов недавно предложил министр образования и науки А.Фурсенко. По его словам, чиновники министерства вместе с Минфином обсуждают возможность компенсации заемщикам части процентной ставки по кредитам на учебу. Предполагается, что возврат кредитов должен осуществляться не через 2-3 года (как в некоторых банках в настоящее время), а только после того, как студент окончит обучение. Эту инициативу поддержал президент РФ Д.Медведев. По его словам, образовательные кредиты имеют высокую социальную значимость. «Они не могут обеспечиваться так, как обеспечиваются кредиты в коммерческом секторе. По ним невозможно брать такую же плату, как по коммерческим кредитам». Возможно, в ближайшее время государству удастся решить эту проблему, а пока получить кредит на образование в России по-прежнему крайне сложно, и расплачиваться по нему приходится почти на тех же условиях, что и по другим видам займов. Т.е., и с точки зрения возможности приобретения необходимого образовательного статуса тенденция к сокращению среднего класса все еще сохраняется.

Существенный удар по материальному самочувствию среднего класса может быть нанесен и реформой единого социального налога, к обсуждению которой правительство намерено вернуться весной этого года. В настоящее время базовая ставка ЕСН составляет 26% при наличии регрессивной шкалы. После предполагаемой замены этого налога с 1 января 2010 г. на взносы в пенсионный фонд, фонды соцстрахования и медстрахования, совокупная ставка которых достигнет 34%. Негативные последствия повышения такой нагрузки на бизнес в условиях кризиса активно обсуждаются и в СМИ, и в экспертной среде, и в Госдуме. При этом практически никто не вспоминает, каким грузом она ляжет на собственников недвижимости – типичных представителей среднего класса. С одной стороны, они ощутят действие этой реформы на своих зарплатах – работодатель, естественно, будет соотносить уровень оплаты труда с увеличением выплат в фонды. С другой - являясь членами товариществ собственников жилья, гаражных кооперативов, дачных объединений, представители среднего класса, по существу, сами – работодатели, а значит, будут вынуждены увеличивать свои расходы по содержанию собственности. Ведь ни ТСЖ, ни ГСК, ни дачные и садоводческие некоммерческие товарищества, содержащиеся только на взносы своих членов, не имеют льгот по оплате ЕСН.

В то же время и со статусом собственности не все до конца ясно. Так, например, в законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» до октября 2006 г. содержалась норма о том, что имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Это дороги, водопроводы, водонапорные башни, электрохозяйство – словом, инфраструктура и системы жизнеобеспечения. Кроме того, и оформление земель общего пользования предполагалось в совместную собственность. Но федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ – «дачная амнистия» - была введена другая норма: земля общего пользования является собственностью садоводческого или дачного товарищества, как юридического лица. Тогда в чьей собственности должна находиться инфраструктура? Ведь, во вступившем в силу 1 марта 2008 г. законе «О кадастре недвижимости» содержатся четкие указания на неразрывность судьбы земли и строениях на ней, как единого имущественного комплекса.Прошедший первое чтение в Государственной Думе Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не проясняет этого вопроса. Примечательно, что в направленном Госдуму еще в декабре 2007 г. заключении (отзыве) Президента Российской Федерации содержалось прямое указание на необходимость уточнения именно вопросов собственности. Однако в поправках Правительства РФ, размещенных на сайте ГД в сентябре прошлого года нет и намека на решение этого вопроса.

Чем дальше, тем больше. Через СМИ уже озвучиваются инициативы передачи имущества общего пользования (включая землю) дачных объединений граждан в муниципалитеты. Но ведь многие из них уже имеют свидетельства о совместной собственности на землю. Как быть с этим? Экспроприация? А ведь речь идет об огромном количестве граждан. По данным Росстата в стране около 13 миллионов, принадлежащих гражданам садоводческих и дачных участков. Если учесть среднестатистический «семейный» коэффициент, то становится понятным, что речь идет о проблемах в определении собственности для 36,4 миллионов человек, являющихся потенциалом увеличения численности среднего класса – опоры государства, прослойка которого на настоящий момент в России еще очень тонка.

По оценкам Института современного развития (ИнСоР), по европейской модели она составляет всего 7% населения. Речь идет, конечно, о так называемом «ядре» среднего класса. Есть и другие оценки. Но, даже в максимально широком определении, согласно исследованиям Независимого института социальной политики, «российские средние классы» составляют не более 20% населения. Причем с 2000 г. по 2008 г. эта доля практически не изменилась. И это в годы беспрецедентного экономического роста! Что же сложится по выходу из кризиса?

Для удержания (еще лучше – расширения) позиций среднего класса в посткризисной российской реальности необходим предметный диалог государства, бизнеса и гражданского общества по поводу переформатирования антикризисной программы. Ее безусловным приоритетом должно стать не просто исполнение всех социальных обязательств государства, но и их перенацеливание на развитие человеческого капитала, включающего в себя не только «капитализацию» профессиональных компетенций, образовательного уровня и здоровья граждан, но и их защищенную частную собственность (жилье, земельные участки, банковские вклады, пенсионные накопления, финансовые вложения и т.п.).

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net