Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.03.2009 | Татьяна Становая

Региональные выборы в условиях кризиса

1 марта состоялись выборы депутатов Законодательных собраний девяти субъектов РФ: республик Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесии, Татарстана и Хакасии, Архангельской, Брянской, Владимирской и Волгоградской областей, а также Ненецкого автономного округа. Это первые выборы, которые проходят в условиях финансово-экономического кризиса и первое серьезное испытание для партии власти «Единой России». Выборы показали, что общий уровень протеста вырос незначительно, а результат партии власти, хотя немного и «просел», однако позволяет сохранять устойчивое политическое лидерство.

Финансово-экономический кризис стал серьезным вызовом для партии власти. «Единая Россия» за всю историю существования партий власти в современной России – первая партия, сумевшая достаточно долго обеспечивать большинство в парламенте. В основе этого – фактор Владимира Путина – самого популярного политика России, чей рейтинг отражает, в первую очередь, прямой контракт между властью и обществом. Сохранению этого контракта способствовала социально-экономическая стабилизация в России, значительный рост нефтяных доходов, позволяющий осуществлять глобальные проекты в политической, социальной и экономической сферах. Оптимизм граждан рос вместе с ростом доходов, увеличением ВВП страны, падением темпов инфляции, а также появлением амбициозных планов государства, положивших начало национальному подъему. Популярность «Единой России» будет напрямую зависеть от популярности ее лидера. Неслучайно Владимир Путин 28 февраля провел встречу с руководством «ЕР», поддержав, хоть и с оговорками, ряд ее антикризисных идей (например, о моратории на проверки малого бизнеса на год).

Кризис ведет к росту социальной напряженности в условиях роста безработицы, падения уровня доходов, девальвации рубля и роста цен. Как показывают опросы, все это пока не является сильной угрозой рейтингам тандема, хотя некоторое снижение уровня доверия происходит. По последним данным ФОМ, уровень доверия к президенту РФ Дмитрию Медведеву за последнюю неделю упал с 55% до 50%. Одновременно на 4% вырос уровень недоверия, который достиг своего пика (17 пунктов) за весь период наблюдений. Рейтинг доверия к премьеру Владимиру Путину упал на 3% до 66%, а антирейтинг вырос на 4% до 12% (это максимум с 2006 года). Ранее снижение рейтингов фиксировал ВЦИОМ, отмечающий снижение в обществе социального оптимизма, рост раздражения, которое, впрочем, пока не трансформируется в масштабный протест.

На этом фоне «Единой России» пришлось искать новые идеи для избирательной стратегии, тем более что партия весьма ограничена в возможностях реагировать на кризис – критиковать власть и предлагать альтернативные идеи. Большинство ее предложений оказываются декларативными и внутренне противоречивыми. Так, например, недавно Госдума приняла заявление, в котором перечислены рекомендации правительству по борьбе с кризисом. Помимо чисто «антикризисных мер» (например, поддержка малого бизнеса, обеспечение занятости населения и т.д.), предлагается реализовывать и крупные инфраструктурные проекты (вторая линия Волго-Донского канала, евразийский транспортный коридор и инфраструктура Северного морского пути), а также меры по поддержке отечественного производства. Документ стал итогом дискуссий трех партийных клубов: либерально-консервативного, социально-консервативного и патриотического. Однако вместо выработки единого подхода, «единороссы» просто ограничились сложением основных и иногда противоречивых идей всех направлений.

Достаточно противоречивы и другие антикризисные инициативы партии уже вне парламента. Так, созданный Владимиром Мединским «профсоюз белых воротничков» «ВМЕСТЕ» практически никак не проявил себя: одной из немногих акций профсоюза стала публикация адреса электронной почты, куда можно пожаловаться на работодателя. Недавно открылся и сайт «Антикризис» с подзаголовком «Свет в конце тоннеля». Там, помимо аналитики и комментариев, будет возможность пожаловаться на свои проблемы.Тем не менее, даже несмотря на кризис, сохранение высоких рейтингов Путина и Медведева, а также фактическая безальтернативность партии власти позволили ей построить свою кампанию на обещании вытащить страну из кризиса. Это стало единственным козырем партии, не доступным другим политическим силам (оппоненты «ЕР» слишком политически ослаблены). Как заявил глава Высшего совета «ЕР» Борис Грызлов, партия ставит в центр предвыборной кампании обещание удержать ситуацию в стране под контролем в период мирового финансового кризиса. «Это и есть суть предвыборной кампании «Единой России», - сказал Грызлов.

Тем не менее, партия начала готовиться к некоторому возможному снижению своего результата: минимально допустимая планка была снижена до 50%. Почти везде «ЕР» инициировала подписание с оппозицией соглашения о честной конкуренции, что свидетельствует о наличие реальных опасений роста острой критики в свой адрес. По данным наблюдателей, на нынешних выборах более активно был использован административный ресурс.

Как и на предыдущих выборах, «ЕР» сделала ставку на включение в свои избирательные списки губернаторов. Исключение составили четыре региона: Владимирская и Волгоградская области (во главе них находятся «красные губернаторы»), Татарстан (во главе списка пошел спикер парламента) и Ненецкий АО. Причем во Владимирской области «ЕР» построила свою кампанию на острой критике губернатора Николая Виноградова, несмотря на то, что губернатор был переназначен при поддержке федерального руководства партии власти (Виноградов встретился с лидерами «ЕР», поблагодарив их за сотрудничество). Во главе владимирского списка «ЕР» поставлен мэр Владимира Александр Рыбаков, с которым у Виноградова давний острый конфликт. В итоге во Владимировской и Волгоградской областях, где традиционно сильны левые настроения, результат «ЕР» оказался относительно низким: 51% и 49% соответственно. По сравнению с выборами в Госдуму в 2007 году, это ощутимое «проседание». В обеих областях «ЕР» получила тогда по 57%.

В Ненецком АО ситуация также уникальна. Из-за крайне низкой популярности уже бывшего губернатора Валерия Потапенко, список «ЕР» там возглавил вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. Однако Потапенко в течение последних недель активно посещал предприятия и населенные пункты округа, фактически ведя агитацию за «Единую Россию». Как пишет «Регнум.ру», весь округ обвешан портретами старого губернатора. Видимо в Кремле сочли, что приход нового руководителя Игоря Федорова если не увеличит результат «ЕР», то хотя бы снизит ее негативный рейтинг. По данным «Ведомостей», смена губернатора привела к падению рейтинга партии на 10%. Напомним, что в Ненецком АО у «ЕР» был самый низкий результат на выборах в Госдуму – 48%. Новый губернатор попытался выправить ситуацию, пообещав вернуть АО 28 полномочий, которые взяла на себя Архангельская область вместе с налоговыми поступлениями на добычу полезных ископаемых. Однако его фигура вызвала сильное опасение из-за перспективы объединения с областью, а также раздражение – Федоров стал первым главой региона, который позволил себе передвижение с мигалкой и сопровождением ГАИ. В итоге в НАО самый низкий результат из всех – 42%.

В то же время и для регионов, где списки «ЕР» возглавили губернаторы, также ситуация на этих выборах сохранит определенную интригу. В четырех из пяти регионов губернаторы не проработали более полутора лет, а двое – глава Карачаево-Черкессии Эбзеев и глава Хакасии Виктор Зимин – назначены уже новым президентом Дмитрием Медведевым. Для них результаты выборов имеют особое политическое значение, став показателем их успешности. В Карачаево-Черкессии «ЕР» получила 79%, в Кабардино-Балкарии – 72% (хотя высокий результат традиционен для национальных республик, что видно и по Татарстану – 80%). В Хакасии (где губернатор возглавлял региональное отделение «ЕР») и в Архангельской области партия власти несколько снизила свои результаты: с 60% до 56% и с 57% до 52% соответственно. Особо имеет смысл отметить кампанию «ЕР» в Архангельской области, где губернатор Илья Михальчук лично вел весьма агрессивную кампанию. Выборы в области уже стали самыми скандальными из-за проблем, которые постоянно испытывали конкуренты «ЕР». «Проседание» рейтинга «ЕР» произошло (по сравнению с думскими выборами) и в Брянской области - с 62% до 54%.

Но даже несмотря на это, в целом кризис не поставил позиции «ЕР» под вопрос. Ухудшение социально-экономического положения в стране в некотором роде усиливает безальтернативность партии власти из-за слабости ее конкурентов. Выборы показали, что население пока не видит достойной альтернативы партии власти: выпавшие голоса распределились по разным партиям, хотя больше всего получила КПРФ – как самая протестная политическая сила. Многие голосовали за нее именно из-за нежелания поддерживать «Единую Россию». Оппоненты партии власти оказались ограничены в возможностях воспользоваться кризисом для расширения своей поддержки. Здесь есть как объективные причины (например, сокращение финансовых ресурсов практически у всех партий), так и политические – резкая критика правительства может вызвать острое недовольство Кремля, как это было, например, с монетизацией льгот. Тогда партия «Родина» превратилась во внесистемную силу, выступив против проводимой реформы. Кремль действительно проявляет сейчас повышенное беспокойство, что ставит оппозицию психологически в более трудное положение. Например, Владимир Путин на встрече с «единороссами» заявил о недопустимости несанкционированных акций протеста (известно, что проведение санкционированных в значительной степени затруднено в связи с ужесточением законодательства): «государство и общество имеют право соответствующим образом реагировать [на несанкционированные акции протеста] и защищаться, и здесь не нужно ни стесняться, ни бояться ничего. Мы ни в коем случае не можем допустить таких событий, которые происходят в некоторых странах», - сказал Путин, обвинив некие политические силы в спекулировании на кризисе. Хотя при этом Путин заявил о необходимости лояльного отношения к санкционированным акциям протеста.Попытки мобилизовать протест перед выборами предпринимала только КПРФ, но и ей не удавалось собрать многотысячные акции. Интересно, что впервые компартии запретили шествие в Москве на 23 февраля, что говорит об особой озабоченности Кремля оппозиционной активностью. Наблюдатели отмечают, что в целом активность оппозиции в регионах на нынешних выборах существенно ниже даже осенних выборов 2008 года, а агитация строиться на старых идеях и лозунгах. Неспособность оппозиции предложить альтернативу антикризисным действиям власти – одна из главных причин ее поражения.

Тем не менее, именно КПРФ в целом заметно упрочила свои позиции, закрепившись на втором месте, за исключением трех регионов. В Кабардино-Балкарии власти сильнее опасались КПРФ, давая больше политических возможностей для «СР». В Архангельской области «СР» получила популярность в период, когда мэром Архангельска был скандальный Александр Донской. В Карачаево-Черкессии роль альтернативы КПРФ выполнили «Патриоты России» - 12%. Но, несмотря на это, в 4 из 9 регионов КПРФ получила более 20% (а во Владимирской области – 27%), что говорит в частичном аккумулировании партией социального протеста.

Место третьей партии делят между собой ЛДПР и «СР». Первая пришла третьей в Хакасии, (10%), Брянской области (10%) и в Ненецком АО (почти 20%). Свои фракции партия Жириновского сможет сформировать в 7 регионах. Похожий расклад и у «СР»: партия также пришла третьей в трех регионах (Волгоградская и Владимирская область, а также Татарстан, где, однако получила менее 5% и не прошла в ЗАКС) и сможет сформировать свои фракции тоже в 7 регионах. Самыми провальными для партии Миронова стали Карачаево-Черкесия (как упоминалось, место альтернативы КПРФ заняли «Патриоты России») и Татарстан – там «эсеры» стали организацией, куда уходили противники президента республики.

Выборы показали практически недееспособность всех существующих непарламентских партий, число которых продолжает сокращаться. Из них участие в выборах принимала лишь одна партия – «Патриоты России», сумевшая получить регистрацию в трех регионах и пройти в парламенты двух из них (Хакасия и Карачаево-Черкесия). Новая партия «Правое дело» пока не сумела зарегистрироваться в Минюсте, поэтому в выборах не принимала участия (соответственно не участвовали и СПС, «Гражданская сила» и ДПР). Выборы полностью проигнорировало «Яблоко», продолжающее находиться в кризисе.Значительное сокращение числа участников выборов до исключительно парламентских партий снизило общий уровень скандальности кампаний. Попытки противостоять регистрации крупных партий отбивались уже Центризбиркомом. Так, КПРФ испытывала трудности во Владимирской области, а ЛДПР – в Ненецком АО – в обоих случаях партии представляли сильную угрозу «ЕР». «Жириновцы» накануне выборов демонстративно покинули заседание Государственной думы, протестуя против использования в их отношении административного ресурса. Резкой критике подверг ход избирательной кампании и Геннадий Зюганов.

Значительно ситуация меняется на местных выборах, которые стали провальными для партии власти. В Апатитах Мурманской области победил коммунист, в Нижнем Тагиле – самовыдвиженка, боровшаяся с официальным кандидатом партии власти. В Томске, Мурманске и Петропавловске-Камчатском будет второй тур: противостояние с «единороссами» крайне острое. В Калининградской области главами муниципальных образований Гурьевского и Озерского стали самовыдвиженцы, выигравшие у «единороссов». Представители партии власти проиграли в 7 из 16 выборов мэров небольших городов в Свердловской области. Провальными для «Единой России» оказались выборы в городские парламенты в Твери (КПРФ – 49%, «ЕР» - 29%) и Тольятти, где сильную конкуренцию партии власти составил блок «Декабрь, который вел кампанию от имени «Правого дела» («ЕР» - 41%, «Декабрь» - 24%). Не сумела «ЕР» получить большинство мест в городской думе Качканара Свердловской области. Поражение ЕР потерпела в промышленном ЗАТО Трехгорный в Челябинской области.

Города – изначально были «слабым местом» партии власти, как по институциональным, так и по политическим причинам. Кремль и «ЕР» пока так и не придумали эффективный способ встраивания мэров в вертикаль власти, и местное самоуправление остается часто неподконтрольным «единороссам». В городах также гораздо сложнее использовать административный ресурс. Однако нынешняя ситуация осложнена еще и кризисом: именно в городах, особенно промышленных, социально-экономические последствия наиболее чувствительны.

Таким образом, кризис пока привел к некоторому снижению общего результата партии власти, и локальным провалам на местном уровне, что, однако, не несет в себе существенных изменений в расстановке сил в партийной системе. Ее акторы слишком слабы для того, чтобы составить реальную конкуренцию «Единой России». В свою очередь, «единороссы» активно используют как административный ресурс, так и ряд объективных факторов. Среди них восприятие власти большинством населения не как виновника, а как единственного защитника от кризиса. Кроме того, виновником кризиса россияне считают США, а не собственных неэффективных чиновников. Таким образом, для «партии власти» остаются серьезные возможности для работы с электоратом – их пределы будут зависеть от длительности и глубины кризиса, которые будут оказывать влияние на степень протестных настроений.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net