Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.03.2009 | Марина Войтенко

Банковские риски: социальный срез

26 февраля 2009 года на заседании Правительства РФ был одобрен проект Программы по развитию конкуренции, разработанный Министерством экономического развития РФ совместно с ФАС России. Проект Программы содержит ряд первоочередных мер по развитию конкуренции в России, а также предложения по совершенствованию антимонопольного регулирования. В документе определяются приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года и предусматривается, в том числе, поддержка малого бизнеса путем обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможностям проектного кредитования.

В условиях кризиса выполнение этой задачи приобретает особое значение. Опыт депрессий, спадов и стагнаций прошлого показывает, что малый и средний бизнес, быстро реагирующий на изменения рынка, способен трудоустроить многих людей, потерявших работу, и ускорить экономический подъем. Так, в 1998 году малый бизнес в России, пользуясь демонополизацией рынка, активно занимал ниши, освобождаемые крупными компаниями. Сейчас, наоборот, крупные компании, а также государственные и муниципальные предприятия пытаются выдавить «малышей» из их традиционных сфер деятельности - розничной торговли, коммунальных услуг, общепита и производства товаров потребления.На настоящий момент в России действуют 2,4 млн малых и средних предприятий с численностью сотрудников до 250 человек и оборотом менее 1 млрд руб. Они обеспечивают свыше четверти рабочих мест (10,2 млн) и вырабатывают около 15% ВВП (в развитых странах - до 30%). Однако, по оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), усиление административных барьеров и налогового прессинга вкупе с растущей недостаточностью оборотных средств могут привести к спаду в малом бизнесе на 20-25% и пропорциональному сокращению рабочих мест.

На поддержку «малышей» государство планирует выделить в текущем году 30 млрд рублей через дочернюю структуру ВЭБ - Российский банк развития (РосБР), в котором надеются получить эти средства уже в начале марта и сразу же направить их в банки-партнеры в регионах. Средневзвешенная ставка кредитования малого бизнеса, по расчетам РосБР по текущему портфелю составляет 16-17% и в дальнейшем не должна превышать 20% годовых. Изменяются и критерии отбора кредитных организаций – агентов по предоставлению кредитов субъектам малого предпринимательства.

До настоящего времени РосБР имел в партнерах более 80 региональных банков. Теперь для работы с ним кредитной организации потребуется соответствующий рейтинг, в том числе и российских рейтинговых агентств. За основу взяты рейтинги, принимаемые ВЭБ при субординированном кредитовании банков, а также по беззалоговому кредитованию Банка России. По данным Российского банка развития, около 20-25 банков уже отвечают новым критериям. Из оставшихся 55 - рейтинг, скорее всего, получат не более трети. То есть, средства государственной поддержки кредитования малого бизнеса смогут дойти далеко не до каждого нуждающегося и не везде – в России более 140 тысяч населенных пунктов с числом жителей от 500 человек. Кроме того, даже в тех регионах, куда они дойдут, доступ к ним будет обеспечен в основном производственным и инновационным предприятиям, являющимся приоритетом утвержденной программы ВЭБа (60% портфеля). Что делать, например, мелкой рознице и общепиту пока непонятно. Обычные банковские кредиты для них еще более недоступны, чем для крупных заемщиков.Весьма действенной альтернативой могла бы стать система микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов, особенно для предоставления небольших сумм кредитов. Так, по данным Министерства финансов на 1 октября 2008 года, в среднем в месяц по России кредитными кооперативами выдавалось 100 - 120 тысяч займов. Средняя сумма займа - 70 тысяч рублей для потребительского, 350-400 тысяч - для предпринимательского кредита, доля которых в последние два года постоянно росла и по итогам третьего квартала 2008 года составила 40% общего числа займов.

В планы Российского банка развития тоже входит предоставление около 1 млрд рублей микрофинансовым агентствам и фондам микрофинансирования. Объем средств, конечно, явно недостаточен для снижения дефицита кредитных ресурсов для «малышей». Однако и возможности использования системы микрофинансирования на настоящий момент очень ограничены по причинам институционального характера.

Микрофинансовых организаций в России сейчас довольно много. По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка, на настоящий момент действует около 200 частных коммерческих микрофинансовых организаций. Самая крупная – «Центр микрофинансирования» - имеет примерно 180 филиалов. Кроме того, существуют и небанковские микрофинансовые институты - специальные некоммерческие организации, такие, как, например, областные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, имеющие доступ к государственным средствам. Тем не менее, операционная деятельность их в значительной степени затруднена из-за существенных пробелов в действующем законодательстве (работа над законопроектами «О кредитной кооперации» и «О микрофинансировании» все еще пока «в планах» Госдумы) и недостаточности государственного надзора, включая фактическое отсутствие регулятора.

Между тем и крупные банки заинтересованы в поиске партнеров для снижения накладных расходов. Согласно данным исследований Ассоциации российских банков (АРБ), в 2008 г. до 25% выдаваемых банками кредитов – это кредиты малому бизнесу. Но дальнейшее наращивание темпов кредитования «малышей» затруднительно, если вообще возможно, вследствие и сопоставимости стоимости обслуживания мелких и крупных кредитов, и значительной удаленности потенциальных заемщиков. В самой банковской системе к концу февраля установилось относительное равновесие. Свою позитивную роль сыграли и беззалоговые аукционы, и субординированные кредиты, и активная деятельность Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по санированию кредитных организаций. С сентября прошлого года Правительство и Банк России вложили в финансирование оздоровления пострадавших от кризиса банков около 400 млрд рублей. Неделей ранее глава АСВ А.Турбанов рассказал, что на санацию проблемных банков израсходовано 132,8 млрд рублей, причем преимущественно кредитов Банка России. В настоящее время под управлением АСВ проводится санация 15 банков. Бюджетные деньги агентство тратило экономно - всего 16% от суммы - 32,2 млрд рублей идут на капитализацию проблемных банков.

С завершением плавного ослабления рубля автоматически прекратился бизнес на девальвационных ожиданиях. ЦБ РФ отмечает прекращение роста валютных средств на корсчетах юридических лиц в банках, а также прекращение роста валютных пассивов банков. В частности, остатки на валютных счетах в Банке России сократились с $42 млрд на 1 февраля до $40 млрд в настоящее время. Одновременно с этим перестала расти и доля валютных вкладов в структуре депозитов физических лиц. «Валютные депозиты населения перестали расти, величина их стабильна», - сообщил первый заместитель председателя Центробанка А.Улюкаев на заседании комитета РСПП по банкам и банковской деятельности 26 февраля. В настоящее время доля валютных депозитов составляет около 32%. Тем не менее, несмотря на достигнутую, пусть и относительную, стабилизацию, Центробанк не исключает появления отрицательного капитала у российских банков во второй половине 2009 года. Причиной этого может стать рост просроченной задолженности по кредитам. Наибольшую обеспокоенность экспертов и участников рынка вызывает состояние погашения ипотечных кредитов.

Согласно данным Банка России, просроченная задолженность по ипотечным кредитам за 2008 год увеличилась более чем в 15 раз - до 12,1 млрд руб. Просрочка по займам в рублях выросла в 13 раз - до 5,8 млрд руб., по валютным кредитам - в 17 раз, до 6,3 млрд рублей. За октябрь-декабрь просрочка в рублях стала вдвое больше, в валюте - почти в три раза. При этом по сравнению с 2007 годом объем выданных рублевых кредитов вырос на 23%, а валютных за год снизился на 20,3%, тогда как доля просроченной задолженности по валютным кредитам в общей сумме просроченной задолженности за год увеличилась с 45 по 52%.

Между тем, часть мер поддержки ипотеки еще не принесла ожидаемых результатов, другая имела слишком краткосрочный и малоощутимый эффект. В начале февраля Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) расширило список заемщиков, которым готово помогать в погашении кредитов. Увеличен и порог площади купленной по ипотеке квартиры, кроме того, под новый стандарт попадают граждане, доходы которых уменьшились в результате увеличения размера ежемесячных платежей по кредиту. Это те, кто занимал в банке на жилье в валюте или по плавающей ставке - их доходы из-за девальвации рубля снизились даже при условии сохранения рабочего места и сохранения ставки заработной платы в рублях.

Такой заем принимается к рассмотрению АИЖК, если банк-кредитор заменит валюту на рубли или плавающую ставку на фиксированную. Из этих слов создается иллюзия, что предстоит некая не очень сложная техническая операция. На самом деле, речь идет о рефинансировании, то есть выдаче нового кредита, которым «гасится» старый. Соответственно, деньги будут выданы на сегодняшних условиях – в смысле процентов, сроков и всего остального.

Кроме того, возникает необходимость заново собрать документы, подтверждающие уровень дохода заемщика. При новой оценке платежеспособности клиента банк исходит из современных требований: на выплату ипотеки заемщик должен тратить не более 50-60% своего ежемесячного дохода. И если клиент «не умещается» в эти рамки – банк имеет полное право ему отказать. Таким образом, со всех точек зрения это получение нового кредита. Соответственно, заемщик сталкивается с необходимостью заплатить все сопутствующие платежи – комиссию за выдачу кредита, обналичивание, ведение ссудного счета и все прочее. До помощи со стороны АИЖК, таким образом, придется «продираться» через многие банковские фильтры и нести дополнительные расходы.

Следующий момент – проценты. Для рублевых займов они в принципе выше, чем для валютных. Учтем и то, что года 2-3 назад, когда выдавался «старый» кредит, проценты вообще были ниже. Так, ставки у крупнейших банков были на уровне 12,5% в рублях и 8,8% в валюте, а кредиты выдавались на срок в среднем 19,5 лет. Сегодняшние реалии таковы, что кредит в долларах под 11-12% будет заменен на рублевый под 18-20%. То, что для банка это выгодно – спору нет; выгодно ли для заемщика? По расчетам экспертов, опрошенных интернет-журналом Metrinfo.ru, при нынешних ставках, с учетом относительной стабилизации курса доллара на уровне 36 рублей, заемщик имеет почти 30 тысяч руб. в месяц выгоды от того, что НЕ переводит кредит в рубли. Эти деньги, которые можно справедливо считать «бонусом за несуетливость», выгоднее направить на досрочное погашение кредита. Кроме того, при любом последующем ослаблении рубля (например, из-за существенного снижения цен на нефть) заемщик сумеет существенно снизить сумму оставшегося долга. А значит, и размер ежемесячных платежей. Другое дело в том, что в кризисной ситуации, когда реальные доходы населения падают, а продукты питания дорожают и коммунальные услуги растут в цене, этот «бонус за несуетливость», скорее всего, будет потрачен на ежедневные нужды семьи.

Всего, по статистике ЦБ, гражданам в 2008 году было выдано ипотечных кредитов на сумму около 634 млрд руб., или на 14% больше, чем годом ранее. Ипотечных заемщиков на 1 января 2009 года насчитывалось 479,4 тыс. По данным Минрегиона, напомним, проблемы с выплатами по ипотечным кредитам испытывают 7% из числа тех, кто взял ссуды. В конце января АИЖК сообщило о реструктуризации первых трех ипотечных кредитов - доходы взявших их заемщиков снизились более чем на 50% и оказались не больше суммы ежемесячного платежа по ссуде. Всего с начала года в АИЖК поступило свыше 2 тыс. заявлений, но на рассмотрение было принято 111 обращений. В портфеле АИЖК доля просроченных кредитов в среднем по стране достигла 8%, но уже в первом квартале 2009 года, по прогнозам, может превысить 15%.

25 февраля ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» объявило о создании ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов», которое и будет проводить реструктуризацию проблемных ипотечных займов. Предусмотрены три варианта реструктуризации: стабилизационный заем, стабилизационный кредит и смешанный договор. В первом случае деньги заемщику на выплату долга в течение года дает АРИЖК за счет собственных средств (уставный капитал ОАО «АРИЖК» составляет 5 млрд рублей, при этом рассматривается возможность его существенного увеличения в течение 2009 года в случае необходимости), во втором - банк, в третьем - банк и агентство совместно. В случае участия банка-кредитора агентство готово единовременно погасить 15-20% долга заемщика.Однако трудно подсчитать тех, кто не сможет получить помощь из-за слишком жестких требований агентства: на реструктуризацию не могут рассчитывать те должники, в собственности которых имеется, например, автомобиль или дача. Сотрудники АИЖК полагают, что такое имущество можно продать и погасить долг или часть долга. Однако при этом не учитывается, что в ряде случаев машина и дача должников могут оказаться практически неликвидными. В условиях кризиса, как правило, имущество, «бывшее в употреблении», можно сбыть только по бросовой цене.

В регионах также нарастают проблемы. Не исполняет обязательства по своим облигациям Московское областное ипотечное агентство. На минувшей неделе МОИА обратилось за помощью в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Агентство и Ипотечная корпорация Московской области (ИКМО) должны были к 2010 г. обеспечить ипотекой не менее 29 000 семей. Для этого МОИА разместило три выпуска облигаций на 8 млрд руб. и передало привлеченные средства ИКМО для финансирования строительства жилья. Этих денег хватило только на то, чтобы его начать. Сейчас строительство 470 000 кв. м жилья (42 объекта), которое должно было быть введено в 2009-2010 гг., остановлено. 20 февраля МОИА не заплатило купон по облигациям 1-й и 3-й серий и не исполнило обязательства по частичному погашению бумаг 1-й серии на общую сумму 397 млн руб., объяснив это отсутствием половины необходимой суммы. К январю просроченная задолженность агентства по облигациям, по данным его отчета, составляла 397,6 млн руб. И теперь без государственной помощи почти 0,5 млн кв. м жилья не будут достроены, что грозит социальным взрывом, признало агентство.Согласно данным опубликованного Банком России по итогам 2008 г. «Обзора финансовой стабильности», в прошлом году число потенциально проблемных банков увеличилось втрое. На устойчивость кредитных организаций повлиял разрыв срочности привлекаемых и выдаваемых ими средств. Разница между долями кредитов, выданных на срок более года, и депозитов аналогичной срочности выросла до 12,3 процентных пункта против 9,9 в 2007 году. В итоге только за октябрь-ноябрь 2008 года количество банков, не соблюдавших норматив мгновенной ликвидности, увеличилось в 7 раз - с двух до четырнадцати. Кроме того, удельный вес кредитов в структуре банковских активов вырос на 6,6% и в результате достиг 77,4% при критическом значении в 80%, что создало потенциальную угрозу недостатка ликвидности.

Объем просроченных выплат растет во всех сегментах кредитования, и касается не только сектора ипотеки. Минфин ожидает, что объем невозвратов по всем видам займов 30-ти крупнейшим российским банкам к концу года достигнет 10% от общего объема кредитного портфеля, сообщил на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства России, глава Министерства финансов РФ А.Кудрин. Прогноз Минфина аналитики считают реалистичным. По официальным данным, на 1 января просроченная задолженность в целом по банковской системе составляла чуть более 2%. По экспертным оценкам до 5% задолженность может увеличиться только за первые три месяца года. В ЦБ РФ полагают, что к апрелю просроченная задолженность составит 4-4,5% говорил в начале февраля директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ А.Симановский.

Это потребует создания резерва, который должны сформировать банки, в размере 883 млрд руб. для обеспечения их устойчивости работы. Без учета государственных Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка по остальным 27 банкам объемы резервов должны составить 351 млрд руб. Естественно, увеличение резервов под обеспечение кредитного портфеля приведет к снижению чистой прибыли банков, и усложнит жизнь денежно-кредитным организациям. Однако эта мера должна повысить их надежность и добавит стабильности отечественной финансовой системы в целом.

Так как у банков таких денег нет, государство планирует выделить на их докапитализацию 300 млрд руб. и еще 255 млрд руб. предоставит в виде субординированных кредитов. Рассматриваются и предложения об удлинении их сроков до 30 лет. Логика предоставления такой помощи вполне понятна. Общий объем средств вкладчиков в этих банках составляет 4,5 трлн рублей. Поэтому выгоднее обеспечить нормальную работу банковской системы и обеспечить ее поддержку за счет государства, чем расплачиваться в дальнейшем по вкладам граждан, гарантированным государством.

Совершенно очевидно, что с течением времени по мере развития мирового экономического кризиса еще не раз придется возвращаться к корректировке объемов для обеспечения их устойчивой работы, государственной поддержки отечественного финансового сектора. Речь идет не просто о помощи банкам, а о защите сбережений граждан и предприятий, а также стимулировании спроса, без чего невозможен подъем экономики. Многие эксперты поговаривают уже и о необходимости страхования средств малого бизнеса, находящихся на банковских счетах. Остается пока нерешенным вопрос о создании компенсационного фонда для негосударственных пенсионных фондов. В случае развития самых негативных сценариев кризиса проблемы могут возникнуть и у паевых инвестиционных фондов. У ПИФов разработана своя «система безопасности» взносов, и, несмотря на то, что многие фонды сейчас банкротятся, претензий у вкладчиков нет. Однако средства физлиц внесенные в фонды, являющиеся аналогом депозитов граждан, практически никак не защищены в случае отзыва лицензии у кредитной организации, на счетах которой размещены средства ПИФа.

По мере развертывания кризиса все более заметной становится социальная составляющая рисков финансово-банковской системы. Высокая стоимость кредитных ресурсов и хронический (к тому же нарастающий) дефицит долгосрочной ликвидности являются существенными ограничениями для создания новых рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, снижения барьеров доступа предприятий и граждан к квалифицированным банковским услугам. В итоге, чрезвычайно важные для выхода из кризиса рыночно-конкурентные механизмы (в том числе кредитная кооперация и система микрофинансирования) все чаще начинают работать на «холостом ходу», умножая и без того непростые социальные последствия.

В этих обстоятельствах денежные власти будут вынуждены переходить к более системным мерам поддержки банковского сектора, направленным на рост его капитализации, формирование источников «длинных денег», консолидацию кредитных учреждений. В антикризисной повестке дня также и создание новых механизмов защиты интересов населения как инвестора, что, в свою очередь, предполагает запуск общегосударственной программы повышения его финансовой грамотности.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net