Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

11.03.2009 | Татьяна Становая

Борьба с кризисом дошла до чиновников

Кремль решил на фоне кризиса активизировать борьбу с коррупцией. Ранее создавалось ощущение, что антикоррупционная кампания встретила мощное сопротивление элит, в результате чего были смягчены соответствующие законопроекты, принятые в конце прошлого года. Именно тогда высокопоставленные источники говорили СМИ, что в кризис нельзя пугать элиту, важна консолидация. Дмитрий Медведев использует иную логику, давая понять, что в кризис борьба с коррупцией еще более важна.

Вчера президент провел второе заседание Совета по борьбе с коррупцией (на первом был принят план, вылившийся в набор законопроектов, уже принятых Госдумой). Речь шла о реализации уже ранее запланированных мероприятий или планов. И вместе с тем, это было политическим действием президента, адресованным, в первую очередь, бюрократии. От нее сегодня во многом зависит эффективность антикризисных мер, реализуемых государством. «Если на что-то раньше можно было закрыть глаза, то при кризисе вопросы коррупции становятся самыми сложными и чувствительными», - заявил Медведев, открывая заседание. «Те на государственной службе, кто пытается на этом [кризисе] зарабатывать, с теми надо будет расставаться, и расставаться без промедления» - пригрозил президент.

Как известно, в России основа для коррупции создается не столько законодательными актами, сколько подзаконными актами. Принимаемыми органами исполнительной власти. Это касается и антикоррупционной политики. Вчера президент дал понять, что принятием законов по борьбе с коррупцией дело не ограничится и теперь предстоит разработать целый набор подзаконных актов, которые снизили бы коррупционные возможности чиновников.

Во-первых, это введение «инновационных технологий госуправления», электронных торгов, современных технологий при реализации имущества, которое подлежит конфискации, и других видов имущества, которое, по сути, продается от имени государства и, наконец, развитие интернет-представительства власти во всемирной сети. Действительно, повышение открытости принятия решений и публичности – один из главных способов борьбы с коррупцией в мире.

Во-вторых, это создание инструментов проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов. Напомним, что все предыдущие подобные попытки пока оказывались провальными и, прежде всего, из-за их политического характера. Так, после выборов в 2003 году «Единая Россия» в Госдуме попыталась создать специальный отдел в аппарате нижней палаты парламента, который проводил бы экспертизу законопроектов. Тогда эта стало аппаратным решением, существенно ограничивающим законодательную инициативу других депутатских фракции и депутатов, не входящих в партию власти. Затем к борьбе с коррупцией пыталась подключиться Общественная палата, которая также занимается разного рода экспертизами. Однако ее влияние на законотворческий процесс пока остается минимальным.

Теперь президент предлагает передать функцию экспертизы Генеральной прокуратуре. «Это фактически своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти», - заявил Медведев. При этом в унисон с действиями президента (укол в сторону тех, кто ищет разногласия между президентом и премьером) кабинет министров одобрил правила оценки (критерии) коррупционноемкости подзаконных нормативных актов. Среди таких примет – неопределенность или отсутствие сроков принятия решений, определении компетенции по формуле «вправе», отсутствие четкой регламентации и т.д. Таким образом, получается такая система, при которой прокуратура проверяет законопроекты, а правительство – НПА, принимаемые на основе одобренных законов. Правда, пока неясно, кто и при каких полномочиях будет проводить экспертизы. Зато уже известно, что по данным прокуратуры, наибольшее число коррупционных НПА принимается на муниципальном уровне. Как заявил Юрий Чайка, выступая недавно на расширенной коллегии Генпрокуратуры, именно в правовых актах исполнительных и представительных органов местного самоуправления выявлено наибольшее количество коррупциогенных норм — 88%.

В-третьих, президент особе внимание уделил проблеме декларирования доходов и имущества чиновниками и членами их семей. Напомним, что эта тема уже была в центре скандала в конце прошлого года. Тогда «Единая Россия» добилась переноса на год нормы, требующей декларировать доходы. Президент с этим согласился. Одновременно круг «членов семей» был определен по минимуму: к ним отнесли супруга (супругу) и несовершеннолетних детей. Отсрочка же на год, по мнению наблюдателей, была одобрена для того, чтобы успеть «переписать» имущество на своих родственников или передать в управление в оффшоры.

И, тем не менее, на заседании Совета президент уделил этой теме повышенное внимание, признав ее «щекотливой» и «чувствительной». «Обращаю внимание, что нужно утвердить не только порядок предоставления такого рода сведений, но и разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые попадают в декларации о доходах», - заявил Медведев. В ближайшее время будут опубликованы Указы, определяющие соответствующий круг лиц. Сам президент дал понять, что такой круг должен быть максимально широким. «Считаю, что такого рода сведения должны подавать все включая Президента Российской Федерации, причём Президент должен это делать, как и все остальные граждане, находящиеся на государственной службе, замещающие госдолжность, ежегодно. Правил на эту тему не было – их надо ввести. Я такие правила подготовлю», - заявил Медведев.

В-четвертых, Медведев предложил обсудить механизм работы так называемых комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии по российскому законодательству предусмотрены давно (Указы в развитие существующего законодательства были подписаны Путиным весной 2007 года), однако институт этот практически не работал. Теперь предлагается заставить усилить комиссии, предоставив им право проверять декларации, запрашивать нужную информацию у чиновников об их доходах, а также наделить комиссию правом давать разрешение на работу после ухода с госслужбы. «Отказ от сотрудничества с такой комиссией или игнорирование требований законодательства должно быть безусловным основанием к увольнению с государственной службы», - заявил Медведев. Пока известно, что комиссии будут создаваться при органах государственной власти.

В-пятых, Медведев подписал Указ о федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы. «Реформирование системы госслужбы, конечно, прежде всего должно быть ориентировано на профилактику коррупции. При этом требования антикоррупционного законодательства должны учитываться и при отборе кандидатов на вакантные должности», – заявил Медведев. Все эти меры действительно являются ощутимым шагом вперед на пути развития законодательства о госслужбе. Однако без повышения открытости и прозрачности принятия решений, а также развития институтов демократии, парламентского и общественного контроля, расширения доступа к информации, повышения свободы СМИ и т.д. все это будет иметь лишь косметический характер.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net